Полная версия

Главная arrow Культурология arrow Выставочное и галерейное дело

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Критика биеннального движения

В сторону набравшего невероятную мощь биеннального движения существуют разноречивые оценки. Одни биеннале обвиняют в чрезмерной консервативности, другие, напротив, в крайней радикальности, кого-то в излишней глобализации своей деятельности, кого-то — в ее локализации. Возросшая роль кураторского видения в организации биеннале тоже в последнее время имеет тенденцию подвергаться критике. Например, в 2012 году самым влиятельным человеком в искусстве, по версии авторитетного журнала ArtReview, была названа куратор 13 Документы Каролин Христов-Бакарджиев, которая считает, что «в мире искусства, где господствуют кураторы, нужно действовать без заранее определенного кураторского плана. Это дает возможность воссоздать систему взаимосвязей дигитальной эпохи и одновременно взглянуть на ее недостатки и возможные последствия с критической точки зрения». В результате Документа раскрывалась в работах самих художников, а не через общее видение куратора, что традиционно. Христов-Бакарджиев смогла создать нечто одновременно взаимосвязанное и независимое — «гибрид множества различных, особых существ с общими цепочками ДНК».

История Венецианской биеннале

С самого основания главной задачей Венецианской биеннале являлась популяризация современного искусства. Власти Венеции решили создать арт-форум, который бы повторялся периодически, и до сих пор Венеция живет за счет туристов и профессионалов, которые приезжают на биеннале и на кинофестиваль. Основные площадки биеннале в Венеции — это Джардини (сады) и Арсенал (Адмиралтейство). За 120 лет биеннале претерпела существенные изменения. В начале своей истории выставки на биеннале подразумевали экспозиции одной, двух работ каждого художника, развешанные в стиле французских салонов без какой-либо концептуальной взаимосвязи друг с другом. Со временем выставки на биеннале стали представлять собой персональные выставки художников или групповые выставки художников, объединенные общей темой. С начала XX века венецианская биеннале обретает международный масштаб. К 1914 году многие европейские страны строят свои павильоны в садах Джардини. Первоначально на Венецианской биеннале существовал офис продаж, который помогал художникам находить клиентов и продавать работы, за что брал 10%. Поэтому художники участвовали не только с целью продемонстрировать свое творчество на престижном смотре, но и продать. Продажи велись весьма успешно и оставались частью биеннале вплоть до 1968 года, когда левоцентристская молодежь осадила биеннале в рамках общего движения против буржуазной культуры с лозунгами «Биеннале капиталистов, мы сожжем ваши павильоны!» и «Нет биеннале боссов!». Они называли биеннале игрушкой для богачей и обвиняли в коммерциализации искусства. Б результате было принято решение упразднить отдел продаж. С тех пор коммерция на биеннале стала табу и на Венецианской, и на всех последующих мировых биеннале. Сегодня форум в Венеции включает две концептуальные составляющие — это выставка основного проекта биеннале, курируемая главным куратором, демонстрирующая лучшие образцы международного искусства (существует с 1976 года) и традиционные выставки национальных павильонов (около 88 штук), курируемые каждая своим куратором, где показывается лучшее национальное искусство. За всю историю Венецианской биеннале только куратор Харальд Зееман был удостоен чести два срока подряд курировать Венецианскую биеннале— в 1999 и в 2001 годах. Он был назначен директором секции изобразительного искусства. Знаковым в этих проектах стало то, что Зееман обратил внимание на современное китайское искусство, которое на тот период в Европе было известно лишь знатокам. В самой Италии о нем вообще фактически не было известно ничего. Тем не менее на площади 4 000 квадратных метров и в основном проекте Арсенале, и в Джарди-ни, преимущественно в павильоне Италии, Зееман показывает работы 20 китайских художников, среди которых были и ныне широко известные Чанг Ксиочанг и Ай Вэйвэй. Стеб над пропагандой и крестьянский бунт — так Зееман описывает в каталоге выбранное им китайское искусство. Первым американским куратором на Венецианской биеннале стал Франческо Бонами в 2003 году с выставкой «Dreams and Conflicts».

Главным призом Венецианской биеннале являются «Золотые львы», которые выдаются за лучшую экспозицию в национальном павильоне и лучшему художнику за вклад в искусство. «Серебряный лев» вручается лучшему молодому художнику. Существуют также «почетные упоминания». Раньше вместо львов главной наградой был Гран-при биеннале. Российский павильон получал главный приз Венецианской биеннале лишь однажды, в 1993 году, за инсталляцию «Красный вагон» Ильи Кабакова.

Посещаемость Венецианской биеннале во многом приравнивается к посещаемости спортивных мероприятий: 2007-й — 319 332 посетителя, 2009-й — 375 702 посетителя, 2011-й — 440 тыс. посетителей, 2013-й — 475 тыс. посетителей.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>