Выставка «Когда отношения обретают форму: работы, концепции, процессы, ситуации, информации». Музей Берна. 1969 г. Куратор: Харальд Зееман

Куратор: Харальд Зееман

В выставке приняли участие 69 художников-концептуалистов из Европы и США. Вслед за художниками, совершившими переворот в искусстве, Зееман совершает переворот в организации выставочного пространства. Он понимает, что концептуальный подход должен быть не только в произведениях, но и в самом выставочном формате. Во-первых, он смещает центр внимания зрителя с самих произведений на то, как они создаются, на творческий процесс в целом. Таким образом, под «отношениями» им понимались те взаимосвязи между художниками и событиями, их окружающими, которые повлияли на них как создателей тех или иных произведений. Он делает объектом выставки не сами произведения как результат творческой деятельности, а выносит на поверхность то, что обычно оставалось скрытым от зрителя: контексты, мировоззрение как часть художественного процесса. Поэтому в подзаголовке и значатся помимо самих работ концепции, процессы, ситуации, информация. Во-вторых, Зееман приглашает художников участвовать в выставке не с уже готовыми произведениями, а создавать их непосредственно на месте, в музее. Атмосферу «творческого беспорядка» Зееман выразил и в организации экспозиции. Если обычно в музеях работам художников отводилось отдельное пространство, к примеру зал, то Зееман перемешивает художников и их произведения вместе, чем подчеркивает и усиливает их взаимодействие и взаимовлияние друг на друга. Работы не были обособлены или как-то концептуально выделены, как это было принято в институциональной практике буржуазных музеев, наоборот, их было очень много, и все они были перемешаны между собой. Скульптуры и инсталляции размещались не вдоль стен на помостах, как обычно, а хаотично в центре зала, так что зрителю необходимо было проходить не вдоль них по залу, а между ними. Кроме того, выставка не ограничилась самим пространством музея, но и вышла за его пределы. Так, художник Даниэль Бюрен развесил свои плакаты на улицах Берна, за что даже был привлечен в полицейский участок. А Ричард Лонг отправился в путешествие по Швейцарским Альпам, представив свои путевые заметки в качестве одного из объектов выставки. Б результате выставка произвела фурор в оценках публики и СМИ. В первую очередь благодаря концептуальному искусству, там представленному, но и сам факт, а также форма представления такого искусства в формате традиционной музейной выставки не остались проигнорированными. Сразу после выставки Зееман добровольно покинул пост директора музея, так как столкнулся с необходимостью разъяснять свои действия властям города.

Выставочная трилогия «Париж - Нью-Йорк», «Париж - Берлин», «Париж - Москва».

Выставочная трилогия «Париж—Нью-Йорк», «Париж—Берлин», «Париж—Москва». Центр Жоржа Помпиду. 1977—1981. Куратор: Понтюс Хюльтен

Понтюс Хюльтен один из первых стал делать междисциплинарные выставки. В Центре Жоржа Помпиду в рамках масштабных выставок Хюльтен не просто показывал объекты искусства, но искал для них культурные и общественные контексты. Его знаменитая трилогия «Париж — Нью-Йорк», «Париж — Берлин», «Париж — Москва» затрагивала тему взаимовлияния столиц Запада и Востока. Это были сложносоставные тематические выставки, задействовавшие разные отделы музея, включая библиотеку. На выставке «Париж — Нью-Йорк» он реконструировал салон Гертруды Стайн, Нью-Йоркскую мастерскую Мондриана и даже галерею Пэгги Гуггенхайм, сделав тотальные инсталляции. Выставка «Париж — Берлин» воссоздавала панораму культуры Веймарской республики — искусства, театра, литературы, кино, архитектуры, дизайна и музыки и так далее. На выставке «Париж — Москва» куратор один из первых на Западе рассказал о «гласности», были задействованы произведения французских художников, выставлявшихся в Москве (в основном до Революции), работы конструктивистов и супрематистов начала XX века, а также соц-реалистические работы; договориться об участии последних, в силу понятных причин, должно было быть не так-то просто. Эти выставки прочно закрепили Центр Помпиду на культурной карте Парижа и мира. Людям нравились выставки, потому что они были доступными и разносторонними.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >