Полная версия

Главная arrow Культурология arrow Выставочное и галерейное дело

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

КУРАТОРЫ И АРТ-МЕНЕДЖЕРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Специфика деятельности куратора и арт-менеджера. Куратор-творец. Критика кураторства. Художники в роли кураторов. Взаимодействие художника и куратора, арт-менеджера и художника.

Специфика деятельности куратора и арт-менеджера

Ключевую роль в представлении искусства сегодня играют кураторы и арт-менеджеры, потому что именно они несут ответственность за организацию художественных выставок. На выставках куратор и арт-менеджер задают публике угол зрения, формируя значимость того или иного искусства. От их профессионализма зависит, будет ли выставка иметь успех. Если художник, как правило, творит по наитию, опираясь на бессознательные эмоции, опыт, память, то куратор и арт-менеджер должны хорошо владеть очень широким спектром знаний от истории искусств, культурологии, философии, социологии, психоанализа, обществознания до технологий маркетинга, связей с общественностью, финансовых и юридических вопросов. Эти профессии сегодня все более востребованы различными художественными институциями. Но, хотя куратор и арт-менеджер в работе над проектом могут сочетаться в одном лице либо варьироваться в одном и том же человеке в зависимости от проекта, их функции в работе над художественным проектом и профессиональные компетенции различаются.

Термин «кураторство» (от лат. Curator — наблюдающий за ходом определенной работы или иным процессом) в современном мире употребляется в достаточно широком смысле, что осложняет его восприятие. И в искусстве сфера ответственности «куратора» существенно варьируется. Куратор художественных выставок — профессия молодая, адаптирующаяся к различным изменениям, что и определяет сложность понимания его функций. Если говорить о кураторе как о человеке, занятом подготовкой художественной выставки, то это профессия, которая часто сочетается с другими. Художники, архитекторы, директора и сотрудники музеев, галеристы, чиновники, бизнесмены, кто только не занимается организацией художественных выставок.

Фигура куратора как самостоятельная профессия появилась лишь в 1960-е годы, для ее обозначения в немецком и французском языках (по месту появления кураторства как независимого рода деятельности) появились соответствующие определения «ausstellungsmacher» и «faiseur d'expositions», дословно «организатор выставок» — «для обозначения фигуры интеллектуала, разворачивающего свою деятельность в противовес музею. Этот интеллектуал устраивает большие независимые выставки современного искусства... и посредством своих выставок влияет на общественное мнение»[1].

Таким образом, кураторство как независимый род деятельности в своем истинном смысле может относиться только к интеллектуальным исследовательским проектам в области современного искусства. Тем не менее термин «куратор выставки» формально употребляется ко всем, кто так или иначе связан с выставочным производством. В художественном сообществе принято разделение кураторства на институциональное (в музеях) и независимое. В зависимости от того, кто является заказчиком выставки и где она проходит, кураторство будем иметь свою специфику, о чем подробнее будет говориться во II разделе.

Но, однозначно, куратор выставки - не то же самое, что менеджер проекта. И куратор, и арт-менеджер могут быть заняты в организации выставок как в музеях, так и на биеннале и в арт-га-лереях. Две эти профессии даже могут сочетаться в одном лице, но подходы к этой задаче у них разные.

КУРАТОР

МЕНЕДЖЕР

  • • создает выставку и объединяет в ней художественные произведения с целью воплотить некий исследовательский или художественный замысел
  • • фо р м и ру ет худ оже-ственно-смысловой стержень проекта, который на разных этапах формулирует для художников-участников, менеджмента выставочной площадки, общественности, арт-критиков и СМИ
  • • осуществляет подбор художественных произведений в рамках сформулированной идеи, в том числе из частных коллекций, от разных художников, из других институций и организует их согласно своему замыслу и исходя из имеющегося у него бюджета
  • • созда ет в ы ста в ку с целью продвижения (промоу-шена) художников или художественных институций, извлечения прибыли
  • • рассчитывает маркетинговый успех проекта
  • • ищет и ведет переговоры с партнерами, спонсорами для организации выставки, проводит презентации
  • • координирует работу всех служб в ходе реализации проекта, решает текущие вопросы и задачи, в том числе страхование, логистику, при необходимости таможенное оформление произведений
  • • планирует бюджет проекта
  • • планирует PR и рекламную кампанию проекта
  • • организует художественный процесс в рамках проекта, взаимодействуете художниками, нередко договариваясь о создании объектов непосредственно в месте экспозиции (site-specific)
  • • занимается воплощением оригинального экспозиционного решения, размещением в определенной последовательности экспонатов, их развеской, аранжировкой цветосветовой среды
  • • контролирует монтаж/ демонтаж выставки
  • • пишет сопроводительные тексты (экспликации) к произведениям, искусствоведческие статьи для каталогов выставки.
  • • заказывает архитектуру выставки
  • • отвечает за монтаж / демонтаж выставки, техническое проектирование, соблюдение сохранности экспонатов
  • • отвечает за количество проданных билетов/ произведений / вышедших о проекте публикаций
  • • организовывает откры-тие/закрытие выставки и другие сопутствующие мероприятия
  • • контролирует издательскую деятельность
  • • ведет необходимую документацию
  • • составляет отчеты о проведенной выставке и ее результатах.

Для куратора выставка - это продукт творческой либо исследовательской деятельности. Границы профессии куратора определяются выставкой, показом произведений искусства. Выставки могут быть как коммерческими, так и некоммерческими (например, биеннале), проходить как в музее, так и в любом другом месте, но куратор несет ответственность в первую очередь за концептуально-эстетическую составляющую проекта, хотя его деятельность также подразумевает организаторскую функцию по отбору и работе с художниками или художественными произведениями в рамках выставки.

Для арт-менеджера выставка - это управленческий проект, один из инструментов продвижения художника или повышения эффективности деятельности выставочной площадки как маркетингового продукта. Обычно менеджер — это профессионал, помогающий художнику или выставочной площадке быть более эффективными — специалист по связям с общественностью, рекламе, арт-дилер, торговец искусством.

Чем больше институция или выставочный проект, тем больше привлекается сотрудников и происходит диверсификация их обязанностей, многие текущие вопросы, такие как логистика, монтаж, архитектура выставки, рекламная и пиар-кампании выставки, могут отдаваться на аутсорсинг, могут также привлекаться менеджеры под конкретный проект. Куратор, отвечающий за концепцию выставки, как правило, один.

Колумбийский художник Лукас Оспина иронично рассуждает над тем, в чем разница между куратором и пиар-менедже-ром[2]; приводим некоторые из его мыслей:

  • ? Для куратора не существует публики, только конкретные зрители / менеджеры обожают публику и не думают о зрителе.
  • ? Для куратора начало и конец художественной выставки — это ее язык / дпя менеджера начало и конец художественной выставки — это коктейль.
  • ? Куратор работает с художником в болезни и здравии / менеджер женится и разводится с искусством в зависимости от успеха выставки.
  • ? Задача куратора ставить под сомнение, быть безрассудным. Он ставит свою жизнь и работу в зону риска и игры / арт-менеджер выступает в роли дипломатического корпуса от искусства.
  • ? Куратор не путает выставку с каталогом / арт-менеджер делает из выставки каталоги, а из каталога книги для журнального столика.
  • ? Куратор ставит искусство главнее жизни, предпочитая работу ее автору / арт-менеджер маскирует работу лицом ее создателя.
  • ? Куратор — кровеносная система искусства / арт-менеджер — работник таможни, он проверяет документы (биографии, страховки, подписи и логотипы спонсоров).
  • ? Как только выставка заканчивается, куратор делает правильную вещь — он исчезает / менеджер фокусируется на цифры, титры и логотипы. Никто не может исчезнуть, а должен принести свое имя на алтарь славы.

И хотя отношение Лукаса Оспины к фигуре менеджера во многом субъективное, доля истины в его словах есть. Влияние арт-менеджера на выставку имеет экзогенный, внешний характер, а у куратора эндогенный, внутренний.

Задача арт-менеджера заключается в том, чтобы успешно провести выставку в смысле количества проданных произведений, входных билетов, затраченного бюджета, публикаций в СМИ. Нередко менеджер стремится исключительно к извлечению прибыли и, будучи озабоченным, как угодить потребителю, пытается навязать художнику или куратору свою стратегию.

Профессионального менеджера арт-проектов отличают:

  • ? навыки эффективного управления деятельностью арт-институций, галерей, биеннале, арт-ярмарок и других выставочных пространств в условиях постоянно меняющейся высококонкурентной среды,
  • ? стремление показать художника или создать условия для работы куратора, не нанося вред их самобытности.

Задача куратора — объединить произведения искусства одного или разных художников с целью создать новый угол зрения на определенную проблематику, выстроить новые линии интерпретации художественных произведений одного или нескольких художников.

Зачем нужны менеджеры более-менее понятно, а кураторы? Ведь, казалось бы, кто как не художники, создающие свои произведения, лучше знают, как их представить публике? Прежде всего, потребность в кураторе появляется тогда, когда возникает вопрос о выставке сразу нескольких художников, разных стилей, разных эпох, разных континентов, разных жанров искусства. Дпя создания выставки куратору необходимы художники и их работы, поэтому кураторство, как правило, связано с музеями, то есть хранилищами больших художественных коллекций, а также различными биеннале и фестивалями, когда встает вопрос об организации масштабной экспозиции с множеством участников, способов отбора и подачи их произведений. Часто кураторы привлекают художников создавать свои произведения специально для той или иной площадки. Но кураторы могут работать и с персональными выставочными проектами и моновыставками одного автора, задаваясь целью осмыслить авторский путь того или иного художника.

Успех выставки для куратора в отличие от оценки успешной работы арт-менеджера измерить количественными показателями достаточно трудно, но существует понятие художественной критики кураторства. Практически все премии в области современного искусства, как зарубежные, так и российские, включают помимо награждений лучших художников премии для лучших кураторских проектов.

Профессионального куратора отличает:

  • ? стремление создать четкий и ясный образ той идеи, которую он пытается донести,
  • ? задача раздвинуть границы жанра, показать его глубину,
  • ? умение показать художника, с самой яркой стороны,
  • ? и даже если это хорошо известный мастер, по-новому открыть его творчество,
  • ? мастерство объединять художников в рамках выставки не в насильственном виде, а показывая их взаимодействие, диалог.

  • [1] О'Нил Пол. Культура кураторства и кураторство культур(ы). — Москва : Ад Маргинем Пресс, 2015. С. 26.
  • [2] Ospina Lucas. Curating and Public Relations (In 33 these) / / ArtReview Magazine. Summer 2015 issue.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>