ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ВЫСТАВОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Взаимоотношения власти и искусства. Государство как заказчик художественных выставок. Культурная политика современной России.

Помимо экспертного сообщества и арт-менеджеров значительную роль в культурной и выставочной деятельности играет государство. Государственное участие в выставочной деятельности может быть реализовано в рамках:

  • ? культурной и социальной политики,
  • ? официальной позиции власти относительно искусства (цензура),
  • ? власти как прямого заказчика художественных выставок.

Государственная политика в области искусства играет важную роль в деятельности выставочных площадок. Для музеев и государственных галерей — это выделение финансирования, для коммерческих частных институций — создание правовой и налоговой базы.

Взаимоотношения власти и искусства

В разных странах и в разные эпохи взаимоотношение власти и искусства принимает различные формы. В США, к примеру, государство полностью переложило поддержку сферы культуры и искусства на плечи бизнеса, создав для этого особые налоговые условия. Поэтому все американские музеи и выставочные пространства, по сути, являются частными. Доля участия государства в их деятельности — минимальная. Выставочная и прочая деятельность в значительной форме определяется запросами публики, а наиболее успешна та выставочная институция, которая умеет выстроить отношения с общественностью и своими попечителями.

В России и в большинстве европейских стран деятельность государственных культурных учреждений, в частности музеев, проведение масштабных выставок, таких как биеннале, происходит за счет государственной поддержки через министерства культуры.

При тоталитарных режимах власть заинтересована в патронаже художественной деятельности, одни художественные течения и художников поощряя, а другим препятствуя и преследуя. В СССР после окончания художественного вуза художник представлял свои работы на суд Выставочного комитета (Быстав-кома), который отбирал работы для различных всероссийских, всесоюзных, республиканских выставок. Республиканские выставки проводились ежегодно, всесоюзные один, два раза в год. Когда художник набирал определенное участие в выставках, делал себе репутацию, его принимали в Союз художников. Существовали различные выставочные залы. В Москве это были Манеж, Дом художников на Кузнецком Мосту. ЦДХ считался менее престижным. Художникам, которые не встраивались в общую картину социалистического реализма, приходилось искать альтернативные выставочные площадки.

В 1962 году во время посещения выставки «Новая реальность» в Манеже Никита Хрущев резко раскритиковал выставку и работы представленных на ней художников-авангардистов. Будучи не подготовленным к восприятию авангардного искусства, Хрущев оказался возмущен увиденным. В результате на следующий день в газете «Правда» была опубликована разгромная статья, и началась кампания против формализма и абстракционизма.

В демократическом мире искусство развивается свободно по законам арт-рынка. И все же в отдельных государствах не теряет актуальности то, что художественная реальность художников возникает на почве конфронтации с властью. В Китае это Ай Вэйвэй, в России The Pussy Riot, Петр Павленский, арт-группа Война. Реакция власти на действия таких художников-провокаторов, художников — общественных деятелей и диссидентов играет ключевую роль в формировании ценности и восприятия их искусства экспертным сообществом и публикой.

Бывает и так, что отдельные выставки вызывают бурную негативную реакцию со стороны общества и властей. Наиболее резонансным случаем в современной российской истории стало уголовное дело, возбужденное к организаторам выставки «Осторожно, религия!» в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова в 2005 году. Тогда суд признал виновными директора и сотрудницу центра в разжигании национальной и религиозной вражды. Провокационное искусство также может быть вписанным в научный и исторический контекст выставки настолько, что не вызывает претензий со стороны полиции или чиновников. Чиновник здесь выступает таким же элементом публики, как любой иной посетитель выставки. Например, выставка «100 лет перформанса» в ЦСК «Гараж» в 2010 году при участии иностранных кураторов Клауса Визенбаха, директора P.S.1 и куратора МоМА, и Роузли Голдберг, директора и куратора Перформы (Performa) включала в себя фотодокументации многих шокирующих и провокационных перформансов. Были там и работы Петра Павлен-ского, The Pussy Riot и арт-группы Война, но кураторы смогли преподнести их в рамках исследования истории перформанса начиная с 1920—30-х годов таким образом, что это выглядело искусствоведческим исследованием, а не радикальным вызовом обществу. Безусловно, в каждом конкретном случае все сугубо индивидуально и зависит от сложившихся обстоятельств. Б каждой стране, в том числе европейской, случается, что полиция время от времени арестовывает художников или их работы с выставок. Например, на одной из ведущих мировых арт-ярмарок FIAC в октябре 2008 года скандал вызвал арест произведений Олега Кулика со стенда галереи XL, а также самих владельцев галереи Елены Селиной и ее супруга Сергея Хрипуна. В тот год FIAC проходил на двух площадках в Гран-Пале для галерей с репутацией и в Квадратном дворе Лувра для начинающих галерей. Стенд галереи XL располагался в Гран-Пале. Существенная часть представленных работ была отведена под экспозицию Олега Кулика, прославившегося работами в жанре перформанса, под названием «Мусорная корзина». Экспозиция представляла собой расположенный на стене монитор, на котором демонстрировались видео «Я кусаю Америку», обрамленное хаотично развешанными на 180 градусов вокруг монитора небольшими фотографиями-документациями проектов Олега Кулика разных лет. Это были как уже широко известные публике работы из серии знаменитых перформансов Mad dog, так и новые, прежде не демонстрируемые произведения. Олег Кулик во Франции художник достаточно известный. Его регулярно показывают французские и другие европейские галереи. Спустя три месяца в театре Шатле должна была состояться его постановка оперы «Вечерни Девы Марии». Участие в ярмарке Fiac также не было для него дебютом. Его работы находятся как в крупных французских частных коллекциях, так и в государственных собраниях. Тем не менее в один из дней ярмарки к стенду галереи подошли полицейские и сняли с выставки в общей сложности 48 работ на основании того, что они распространяют сообщения, содержащие насильственный и порнографический характер. Некоторые из арестованных работ уже были приобретены или зарезервированы коллекционерами. Сняты были не только постановочные кадры из знаменитой серии человека-собаки, но также и достаточно безобидные снимки, на которых Кулик в смокинге и бабочке подвешен на строительном кране. Официальная формулировка была, что изображения противоречат статье 227— 24 Уголовного кодекса Французской Республики «Создание и распространение любыми способами сообщений, пропагандирующих насилие, порнографию или оскорбляющие человеческое достоинство, карается тремя годами лишения свободы и штрафом до 75 тыс. евро, если это сообщение было увидено несовершеннолетними». При этом подобные произведения допустимо выставлять, если есть предупреждение о том, что содержание произведений может быть шокирующим и иметь возрастной ценз. Накануне открытия выставки организационный комитет ярмарки обратился к Елене Селиной и Сергею Хрипуну с просьбой поместить у входа в галерею XL табличку с этой информацией. Галеристы разместили их даже две, но этого оказалось недостаточно, чтобы избежать проблем с полицией. Транспортировкой из России и таможенным оформлением произведений Кулика занималась логистическая компания Fineartway. По их информации, произведения на таможне не открывались, но изображения работ были в необходимом пакете документов, с которыми ознакомились таможенники и, пропустив груз, отправили запрос в французскую полицию. Сами же галеристы не знали, что нарушают закон, полагая, что табличек достаточно. В результате и Селина, и Хрипун были задержаны полицией, но отпущены через несколько часов. Сам процесс снятия и ареста работ во время выставки вызвал бурную реакцию у посетителей ярмарки. У стенда собралась толпа. Первое время, собравшиеся полагали, что присутствуют на перформансе. Когда полиция разъяснила, что все происходящее всерьез, многие стали заступаться за галеристов, возмущаясь, что полиция не имеет права решать, что посетителям смотреть, а что нет. По всей видимости, спорная ситуация сложилась из-за несовершенства юридической практики, существующей в той или иной форме в любом государстве, неудачно сложившемуся стечению обстоятельств в виде реакции таможенников и полицейских. Тем не менее, когда дело касается скандального искусства, это то, чего следует ожидать.

Сами художественные институции или кураторы также время от времени могут пытаться цензурировать художников и их произведения, пытаясь избежать возможного скандала и реакции со стороны общества и властей. А директора музеев или выставочных пространств вступаться или не вступаться за проходящие у них выставки и работающих с ними художников. Например, после скандала вокруг выставки Яна Фабра в Эрмитаже в 2016 году директор Михаил Пиотровский и куратор Дмитрий Озерков дали серию многочисленных интервью в СМИ, пытаясь разъяснить кураторские контексты. Противоположным образом повели себя организаторы выставки Джока Стерджеса «Без смущения» в галерее Братьев Люмьер в октябре 2016 года. Сенатор Елена Мизулина призвала закрыть выставку в связи с подозрением наличия на ней детской порнографии, назвав выставку «педофильской». Закрытие выставки поддержали представители Общественной палаты. А омбудсмен по правам детей Анна Кузнецова направила запрос в прокуратуру для расследования. Несмотря на то что на выставке, по заявлению руководства галереи, в Москве никаких «педофильских» фотографий представлено не было, выставка была ими в спешном порядке закрыта. Джок Стерджес получил мировую известность снимками из жизни нудистского сообщества. Сам фотограф выразил недоумение, почему выставку закрыли, пояснив, что на фотографиях изображены его соседи и друзья, которых он снимал с 70-х годов прошлого века. Он объяснил выбор такой темы «очарованием человеческого естества» и сказал, что в них нет ничего постыдного. Выставка представлялась руководством галереи как проходившая при поддержке Министерства культуры РФ, в том числе анонс выставки был размещен на сайте министерства. Сразу после скандала анонс с сайта был снят, а в министерстве сообщили, что о выставке слышат впервые.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >