Полная версия

Главная arrow Культурология arrow Выставочное и галерейное дело

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Выставки французских Салонов XVII–XIX вв

С XVII по XIX век участие в публичных выставках — Салонах было обязательным и знаковым для карьеры художника, желавшего завоевать известность и признание. Название Салоны вошло в историю художественной культуры серией работ Д. Дидро, объединенных единым названием «Салоны», которые публиковались на протяжении более полувека с 1795 по 1857 год. Кроме Салонов, других художественных выставок практически не проводилось.

На выставках Салонов второй половины XIX века могло участвовать до 3 000 картин, которые размещались на плоскости стены сверху донизу, без промежутков. Художникам часто приходилось даже подворачивать или обрезать холсты, чтобы разместить их на стене. Развеска происходила по принципу, что крупные холсты вешались на самый верх, чтобы их было видно издалека; наиболее выигрышные, на взгляд жюри, работы вешались на уровне глаз; маленькие работы — снизу. Общей концепции выставочного пространства не было как таковой. Работы не включались ни в какой контекст, а просто заполоняли место на стене.

До второй половины XIX века отвергнутые Салоном работы, на рамах, которых ставили литеру «R» (от франц. Refuse — отказано), было практически невозможно продать. В последней трети XIX века система государственного патронажа искусства более не стимулировала создание качественного искусства, не обеспечивала достойного материального существования своих членов. В результате появляются альтернативные формы взаимодействия художников и публики: «Салон отверженных» (1860—1870), «Салон независимых» (с 1884 г.), «Осенний Салон» (с 1903 г.), увеличивается число коммерческих галерей.

Первая в истории искусства моновыставка художника-провокатора Гюстава Курбе

Во второй половине XIX века жюри французского Салона Изящных искусств, наиболее авторитетного художественного смотра, отвергало работы разных художников, и многие из них в результате организовывали альтернативные формы представления своих работ, но изобретатель реалистического направления в живописи Гюстав Курбе (1819—1877) был первым, кто начал проводить персональные выставки своих произведений, выставляясь в одиночку, проводя, как сказали бы сегодня, The solo-man shows. Сейчас в это трудно поверить, но когда-то реализм в живописи не укладывался в рамки общепринятых представлений об искусстве. Курбе разработал новую манеру письма, даже называя себя кубертистом, а художник Делакруа, увидев его работу на одной из выставок Салона, отозвался о ней как новаторской и революционной. Именно реализм Курбе подготовил почву для появления нового искусства в будущем. Тем не менее официальным направлением в живописи в то время по-прежнему был академизм, поэтому работы реалистического толка регулярно получали отказ в принятии к участию в групповой выставке Парижского художественного салона. В период с 1841 по 1847 год из представленных Курбе 25 картин жюри отобрало лишь три. В 1848 году во Франции происходит буржуазно-демократическая революция, и работы Курбе, бывшего на стороне восставших, начинают пользоваться большим успехом. Так, на Салоне 1848 года ему удалось показать 10 своих картин. А в 1849-м его полотно «Послеобеденный отдых в Ор-нане» завоевало золотую медаль и было приобретено правительством. Однако другие его картины вызывали негативную реакцию критики. В 1855 году в Париже проходит Всемирная выставка, на которой показывались работы как французских, так и иностранных художников. В город приезжало большое количество иностранцев, интересующихся искусством. Жюри выставки отобрало лишь часть работ из тех, что представил Курбе, в результате тот решает организовывать целиком собственную выставку. За свой счет, на скорую руку он возводит барак прямо около центрального входа на Всемирную выставку. В своем самодеятельном павильоне с вывеской над входом «Реализм господина Курбе» художник выставляет 40 своих работ, выполненных в разное время и развешенных по его усмотрению, а не так, как это сделала бы развесочная комиссия Салона. Некоторые полотна были огромными, например картина «Ателье» была четыре метра по вертикальной и шесть метров по горизонтальной стороне. В современном понимании это была крупная персональная выставка художника, подробно раскрывающая круг его художественных исканий. К выставке художник выпускает каталог, в котором обосновывает свое понимание реализма в истории искусства и объясняет свою акцию: «...я не хотел копировать или подражать... У меня не было в мыслях достигнуть праздной цели „искусства для искусства". Нет. В полном знании традиции я хотел просто почерпнуть сознательное и независимое чувство собственной индивидуальности. Знать, чтобы мочь — такова моя мысль. Быть в силах передавать нравы, идеи и внешний быт моей эпохи в моей оценке, одним словом, делать живое искусство — такова моя цель. Г. К.».

Выставка вызвала чуть ли не больший резонанс в прессе и у критиков, нежели выставка основного Салона, на который съехалось большое количество иностранной публики. В 1850-е году Курбе был уже широко известен в Париже как провокатор и скандалист, поэтому в его самодеятельный павильон сразу пошло много зрителей, которым не удалось увидеть ни одной его работы на самой выставке. Кроме того, сам Курбе все время находился в павильоне и активно разжигал полемику и споры об искусстве. Вокруг него всегда толпилась революционно настроенная молодежь, поэтому обстановка на выставке была более чем оживленная, привлекая все новых посетителей. Самодеятельность художника вызвала большой скандал, но Курбе все равно удалось переменить распространенные художественные вкусы. Именно благодаря этой масштабной выставке реализм стал популярен, о нем заговорили и его полюбили, несмотря на негативные отзывы критиков. После выставки Курбе много путешествует с выставками по Европе — в Германии, Голландии, Бельгии и Англии. Отношение иностранцев к Курбе оказывается более благосклонным, нежели на родине в Париже. Курбе начинает выполнять заказы местных знатных особ. Б 1869 году его награждают Золотой медалью от Леопольда II Бельгийского и орденом Св. Михаила от Людвига II Баварского. Но художник не перестает эпатировать публику. Большие споры по сей день вызывают написанные им в 1866-м картины «Спящие» и «Происхождение мира». На первой картине изображена сцена лесбийской любви. Александр Дюма-сын писал про эту картину: «От какого чудовища... мог произойти этот ублюдок? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного». На второй картине вовсе изображены женские гениталии крупным планом. Находившаяся в частной коллекции картина «Происхождение мира» предстала перед широкой публикой только в конце XX века, став частью коллекции музея Д'Орсэ. По сей день во избежание инцидентов к картине приставлен охранник.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>