Полная версия

Главная arrow Культурология arrow История мировой культуры. Часть II

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Массовая культура66

[1]

Причины появления массовой культуры:

  • • практическая и научно-техническая революции, высокая степень как теоретического, так и практического «овладения миром»;
  • • резкий рост численности населения в Европе (с 1800 по 1914 гг. численность достигла 460 млн. человек, что в 2,5 раза больше, чем за период с VI по XIX вв.);
  • • сущностные изменения в системе коммуникаций, связанные с появлением телефона, телеграфа, радио, кинематографа, телевидения;
  • • распад прежних социальных структур (сельской общины, например), вызванных процессами урбанизации (ростом городов и городского населения) и образование новых - массы;
  • • разрушение традиции как способа трансляции культурных норм, ценностей, паттернов, нарушение традиционных механизмов идентификации, связанных с притоком населения в города, усилением миграционных потоков;
  • • доминирование городской культуры и превращение городской культуры в локомотив культурного развития;
  • • сложность процессов рекреации, что вызвано нарастанием ритмов деятельности как в профессиональной, так и в обыденной сферах.

Масса - носитель массовой культуры. Масса отлична от народа, поскольку народ - коллективная личность, все члены которой имеют единую систему ценностей, жизненные ориентиры, стратегии поведения. Масса -напротив, совокупность атомизированных, разобщенных индивидов, выступающих как безликий коллектив, который не имеет общих ценностей и установок, но объединен общностью потребляемой продукции (мода, информация, шоппинг, развлечения).

Народная культура национальна, консервативна, доминируют охранительные тенденции, в то время как массовая культура космополитична.

Массовая культура выполняет следующие функции:

• адаптивную, являясь универсальной формой адаптации человека к изменяющимся условиям его существования. Массовая культура не способна продуцировать творческое сознание, направленное на безостановочное самосовершенствование (как высокая, элитарная культура), развивать творческий потенциал, превращать богатство совокупной человеческой истории во внутреннее достояние личности. Как происходит

адаптация? Через пассивное подчинение культурным нормам, растворение индивидуального во всеобщем (делай как все, одевайся, как все и т.д.), что формирует ощущение психологической безопасности, комфорта;

  • • компенсаторную - т.е. компенсирует, замещает горожанину нарушенные каналы коммуникации, межпоколенные связи, отсутствие традиции;
  • • трансляции социальной идеологии - массовая культура формирует картину мира, во многом иллюзорную, мифологизированную, где образа доминирует над словом, подсознательное-над сознанием, форма - над содержанием (гламур);
  • • социальной идентификации, закрепления социальной иерархии через символически значимое культурное потребление (иными словами, ты есть то, что ты покупаешь);
  • • защитно-рекреационную, поскольку массовая культура позволяет человеку «сбежать» от агрессивного и негативного физического и социального мира в мир грез, фантазий, иллюзий (хэппи-энды в фильмах, где зло почти всегда наказуемо, атмосфера «вечного праздника» в развлекательных передачах и т.д.), преодолеть монотонность будничного существования. Массовая культура предлагает досуг и развлечение как свободу от принуждения, уводит человека от ритма конвейера;
  • • формирования потребительской идеологии (труд в XX веке лишен духовного содержания, смысл трудовой деятельности -потребительская активность. Потребление наполняется иллюзорно духовным содержанием. Потребление заменяет самоактуализацию, вместо творчества -процесс потребления.

Является ли при определении феномена массовой культуры решающим количественный показатель? Можно ли считать Библию, произведения Гомера, Данте, Шекспира, которые переведены на множество языков и издавались и издаются многотысячными тиражами, феноменами массовой культуры.

Очевидно, что нет, поскольку решающую роль играют не количественные, а качественные параметры: ценностная направленность и продуцируемый тип сознания.

Массовая культура пышным цветом цветет в США, т.к. нет глубокой традиции аристократической культуры.

Массовая культура основана на тиражируемости. Традиционно артефакт или событие - нечто неповторимое, обладающее собственной «аурой». Практика технического воспроизводства стирает грань между копией и оригиналом, нивелируя его художественную ценность.

Массовая культура - сложный механизм манипулирования потребностями, когда потребности не только удовлетворяются культурными благами, но и создаются новые, также требующие удовлетворения. Желание, соблазн, жажда обладания чем-либо - таков механизм эффективного потребления продукции массовой культуры.

Массовая культура создается профессионалами для непрофессионалов, причем продукция массовой культуры создается с учетом точного выбор адресатов-потребителей (возраст, пол, социальный статус и т.д.) и соответствующих предполагаемой аудитории художественных и технических приемов.

Наконец, массовая культура во многом медиативна: создаваемые в лоне массовой культуры мифы и образы определяют наше восприятие реальности. Так, через включенный во время праздничного застолья телевизор «селебрити» и звезды шоу-бизнеса «приходят» к зрителю в дом, а сам зритель чувствует свою сопричастность к звездной «тусовке». Наибольшее влияние на человека оказывает не столько содержание, сколько способ и форма представления информации.

Массовая культура мозаична. Мозаичное выступает как не иерархичное, не традиционное. Мир воспринимается как текст, где все слова равны: океан и лохань, путеводная звезда и звезда шоу-бизнеса. Типичный «мозаичный текст массовой коммуникации из Интернета: 1) православный мир отмечает Светлое Воскресение Христово - Пасху; 2) в Грузии взбунтовались заключенные женской колонии; 3) «Челси» вышел в финал кубка Англии по футболу; 4) Чавес и Клинтон обсудили вопрос о возвращении послов; 5) Мадонна получила незначительные травмы, упав с лошади. Все как равнозначное фигурирует в таком совокупном тексте.

Массовая культура в индустриальном обществе мало дифференцирована (стандартизация, унификация), открыто гедонистична, направлена на жажду обладания вещами. Наблюдается стандартизация производства, бюрократизация жизни, высокие темпы урбанизации.

Массовая культура в постиндустриальном обществе сопряжена с демонстрацией качества жизни, процессом демассификации - неприятием урбанизированной и стандартизированной жизни, предельной индивидуализации потребления. Доминируют постэкономические ценности: человек удовлетворяет материальные потребности достаточно просто и за счет не слишком продолжительного рабочего времени, соответственно само по себе материальное благополучие утрачивает первостепенную ценность. Жажде обладания вещами противопоставляется качество жизни.

Высокая (элитарная) культура - креативна, в то время как массовая культура - адаптивна. Способы вхождения в различные сферы культуры 69

существенно отличаются: в высокую - индивидуальный, в народную -коллективный, в массовую - безлично-коллективный (внешняя, внеиндивидуальная связь). Субъект элитарной (высокой) культуры -личность, массовой - масса, народной - народ.

  • [1] В разделе адаптирована информация из следующего источника: Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М., 2006. - 320 с. 2
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>