Полная версия

Главная arrow Педагогика arrow Инженерное образование : цели, модели, методики обучения

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Интерактивное и контекстное обучение

Интерактивное - это такое обучение, в котором приобретение опыта происходит в активном взаимодействии всех обучающихся между собой и с преподавателем. При этом основной формой становится взаимо-обучение, а преподаватель выполняет функции организатора, фасилитатора, помощника. Создается среда развивающего и обучающего общения, которая характеризуется открытостью, продуктивным взаимодействием

41 Лызъ Н. А., Лызь А. Е. Управление личностными ресурсами: образование и профессиональное развитие: учебное пособие. Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2016. 136 с.

2.4. Интерактивное и контекстное обучение участников, равенством их позиций, накоплением совместного опыта, возможностью взаимной оценки и контроля.

Интерактивные образовательные технологии (дискуссионные, игровые и др.) позволяют, опираясь на индивидуальный опыт каждого студента, организовать процесс совместного обучения («горизонтального» или взаимообучения), в ходе которого идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности не только в системе «преподаватель-студент», но и между самими студентами.

Дискуссионные методы обучения основаны на групповой коммуникации по поводу какого-либо спорного вопроса или проблемы. Они дают возможность путем использования системы логически обоснованных доводов в процессе публичного спора воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии. Среди дискуссионных методов наиболее распространены:

  • дискуссия - аргументированное обсуждение спорного вопроса, проблемы;
  • «круглый стол» — разностороннее рассмотрение и анализ конкретной проблемы на основе разных позиций;
  • «мозговой штурм» - способ генерации, отбора и критической оценки большого количества идей по конкретной теме за короткий период времени;
  • дебаты, представляющие собой формализованный спор, построенный на основе выступлений и опровержений представителей двух противостоящих групп.

Игровые методы обучения способствуют накоплению целостного опыта через воссоздание (с определенной долей условности) и включение обучающихся в те или иные практические ситуации и систему взаимоотношений. Игра создает новую модель мира, в рамках которой задается воображаемая ситуация, используются определенные нормы, изменяются смыслы предметов и действий. Студент предстает в игре не только в роли обучающегося, но и в многообразных ролях, позволяющих апробировать и реализовать себя как личность и профессионала с широким кругом потребностей, собственными смыслами и ценностями.

В ролевой игре участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблему или ситуацию с использованием или имитацией известных, устоявшихся процелур. Деловая игра, как правило, воссоздает предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирует характерную для нее систему отношений. Организационно-деятельностные игры являются формами коллективной деятельности, в процессе которой происходит обучение и проектирование новых деятельностных образцов.

Интерактивные образовательные технологии способствуют:

  • • интенсификации процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении конкретных задач;
  • • разностороннему анализу профессиональной реальности, формированию представлений о том, что большинство проблем имеет множество решений;
  • • освоению студентами нового опыта, новых ролей, ситуаций, апробации своих профессиональных качеств, «примериванию» новых позиций;
  • • развитию активности, повышению мотивации, созданию атмосферы интеллектуального соперничества;
  • • развитию толерантности, коммуникативных способностей, умений слушать, понимать, аргументировать и отстаивать свою позицию, умений принимать обоснованные решения;
  • • принятию группового решения, производящего убеждающее воздействие, способствующего переосмыслению знаний, изменению установок и отношений;
  • • удовлетворению потребностей студентов в творческой самореализации и самоутверждении.

В контекстном обучении моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, используются профессионально ориентированные ситуации, задачи и проблемы.

Воссоздание контекста профессиональной деятельности привносит в традиционный образовательный процесс ряд новых моментов[1]:

• пространственно-временной контекст «прошлое - настоящее -будущее»;

  • • возможности динамической развертки содержания обучения, которое обычно дается в статике;
  • • сценарный план деятельности специалистов в соответствии с технологией производства;
  • • системность и межпредметность знания;
  • • должностные функции и обязанности, ролевая «инструментовка» профессиональных действий и поступков;
  • • профессиональные и личностные интересы будущих специалистов.

Так же, как деловые и ролевые игры, большинство контекстных методов относятся к имитационным технологиям, в которых учебнопознавательная деятельность построена на моделировании деятельности, а не на передаче информации, что обеспечивает компетентностную направленность обучения.

При контекстном обучении, использующем профессионально ориентированные ситуации, задачи и проблемы, расширяются возможности личностно-профессионального развития студентов, обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста.

В настоящее время из контекстных образовательных технологий интенсивно распространяются кейс-мепюдъг. ситуационные задачи и упражнения, анализ конкретных ситуаций (кейс-стади) и пр. Кейс-методы представляют собой способы активного обучения, основанные на моделях реальных ситуаций, их проблемно-ситуационном анализе и решении конкретных задач (кейсов). Чаще всего используются сложные, слабоструктурированные проблемы, активизирующие интеграцию знаний, интеллектуально-творческий поиск, принятие решений в условиях неопределенности. Студенты должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них.

Кейс-метод как способ обучения через решение конкретных профессиональных задач-ситуаций (кейсов) предполагает различные методы познания и взаимодействия (моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, дискуссию, «мозговой штурм» и др.), как следствие способствует интенсивному накоплению профессионального опыта, интеллектуальному и личностному развитию студентов.

  • [1] Вербицкии А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>