Новые рефлексии политических проблем XX века

Исследования и критика тоталитаризма. Термин «тоталитаризм» впервые был использован в 1923 г. итальянским публицистом Джованни Амендолой (1882-1926) в его критике режима Б. Муссолини и впоследствии взят на вооружение авторами «Доктрины фашизма» как характеристика всеобъ-270

емлющего, проникающего во все сферы общественной жизни государства. Некоторые элементы этой концепции можно обнаружить в «Тотальной мобилизации» (1930) Э. Юнгера, «Повороте к тотальному государству» (1931) К. Шмитта и работах других теоретиков «консервативной революции» в Германии. Феномен тоталитаризма стал предметом критического анализа теоретиков самых различных идеологических ориентаций: А. Грамши, М. Хоркхаймера, Г. Маркузе, Э. Фромма, Ф. Поллока, Ч. Милоша, Дж. Толмана, Р. Арона, К. Поппера и др. Но наиболее известны работы «Истоки тоталитаризма» (1951) одного из самых интересных и оригинальных мыслителей XX в. Ханны Арендт (1906-1975) и «Тоталитарная диктатура и автократия» американских политологов Карла Фридриха (1901-1984) и Збигнева Бжезинского (1928-2017).

Согласно X. Арендт, тоталитаризм, существовавший в Германии в 1933-1945 гг. и в России в 1929-1953 гг., есть феномен исключительно XX в.; он отличается от всех прежних форм политического подавления принципиальным аморализмом, правовым нигилизмом и стремлением к всепроникающему господству. База тоталитаризма - порожденное крушением классовой структуры в начале XX в. массовое общество, состоящее из озлобленных атомизированных индивидов. Массы организуются на основе «отрицательной солидарности», выражающейся в отрицании социальных ценностей и их политического представительства. Среди психологических источников тоталитаризма - антисемитизм, расизм и империализм. Целью тоталитарных режимов является превращение огромных масс людей в машину по воплощению в жизнь незыблемых «законов Природы или Истории», практическим выводом из которых является необходимость исправления человеческой природы посредством двух видов принуждения: «...с одной стороны, внешнее принуждение тотального террора, который... сбивает в одно стадо массы изолированных индивидов, с другой - самопринудительная сила идеологики, логической дедукции, которая по отдельности готовит к террору каждого индивида, в его одиночестве и разобщенности со всеми другими» [Арендт, 1996, с. 615]. Уничтожая в движении к своей цели человеческую свободу как «способность начинать и творить новое» [там же, с. 614], тоталитарное господство стремится парализовать саму способность человека к действию, а в пределе - устранить «косное человечество» с пути самодвижения исторической или природной необходимости: «Тоталитаризм стремится не к деспотическому господству над людьми, а к установлению такой системы, в которой люди совершенно не нужны» [там же, с. 592].

По мнению К. Фридриха и 3. Бжезинского, тоталитарные режимы представляют собой специфическую форму автократии, характерной чертой которой является неподотчетность правителя кому бы то ни было в своих действиях. Автократия - феномен, восходящий к самым истокам человеческой истории. Тоталитаризм же - феномен XX в., возникающий в условиях массовой демократии и современной технологии. Тоталитарная диктатура обладает шестью отличительными признаками: официальная идеология; единственная массовая партия, возглавляемая вождем; террористический, полицейский контроль; монополия на СМИ; полный контроль над вооруженными силами; централизованная экономика. В совокупности перечисленные признаки составляют модель тоталитаризма.

Экологизм. Проблемы экологии и выживания человечества приобрели особенно острую актуальность во второй половине XX в. Политические аспекты защиты окружающей среды, сохранения природных ресурсов разрабатывались такими авторами, как Мюррей Букчин (1921-2006), Джанет Биль (род. 1953), Джей Форрестер (1918-2016), Деннис Медоуз (род. 1942), Михайло Месарович (род. 1928), Эдуард Пестель (1914-1988), Аурелио Печчеи (1908-1984), Витторио Хесле (род. 1960) и др.

Соединить анархизм и экологизм попытался Мюррей Бук-чин - американский философ, представитель и один из основателей экоанархизма. В работе «Экология свободы» (1982) М. Букчин рассматривает экологические проблемы в соци ально-политическом контексте. Он полагает, что практики доминирования человека над природой есть следствие доминирования человека над человеком. Этим обусловлен интерес М. Букчина к социальным иерархиям - культурным, традиционным и психологическим системам подчинения и управления, исследование которых позволит найти средства и методы построения гармоничного экологического общества. Более детально эти вопросы были разработаны в книге «Реконструкция общества: на пути к зеленому будущему» (1989). М. Букчин был убежден, что на уровне иерархически организованного национального государства решить экологические проблемы невозможно. Напротив, достижение гармоничного баланса с природой есть сегодня общечеловеческий интерес, способный объединить человечество вне и помимо иерархических структур: «Чтобы жизненные процессы на планете не управлялись тоталитарной системой, современное общество должно следовать базовым экологическим предписаниям» [Букчин, 1996, с. 117]. Свой подход к решению данной проблемы сам М. Букчин назвал «либертарным муниципализмом»: «Революционный проект должен исходить из фундаментальной либертарной предпосылки: каждый нормальный человек компетентен управлять делами... сообщества, членом которого он является» [там же, с. 118]. Таким сообществом выступает город как «соразмерный человеку, самоуправляемый муниципалитет, свободно и конфедеративно ассоциированный с другим соразмерным человеку и самоуправляемым муниципалитетом» [там же, с. 123]. Подобные малые децентрализованные города способны не только решить проблемы свободы в современном мире, но и удовлетворить потребность жить в равновесии с природой.

Теории политики в постиндустриальном обществе. В конце 1960-х - начале 1970-х гг. в США и некоторых европейских странах появилась так называемая новая технократическая волна, которая связывала социально-политические изменения в обществе с научно-техническим прогрессом. Один из представителей этой волны - американский экономист

и социолог Джон Кеннет Гэлбрейт (1908-2006) - сформулировал концепцию нового индустриального общества в одноименной книге, опубликованной в 1967 г. Развитие общества, согласно Дж. Гэлбрейту, определяется техническим прогрессом, а не идеологией противостояния капитализма и социализма: «Требования, диктуемые техникой и организацией производства, а не идеологические символы - вот что определяет облик экономического общества» [Гэлбрейт, 2004, с. 23]. В таком контексте и капитализм, и социализм суть разновидности новых индустриальных обществ со сходными системами планирования и социальной организации. Этим обусловлена конвергенция капитализма и социализма, и завершением этого процесса станет единая плановая система, основными компонентами которой будут корпорации и государство, а власть перейдет к «техноструктуре» - управляющим корпорациями.

В это же время возникает концепция постиндустриального общества, автором которой считается американский социолог Дэниел Белл (1919-2011). В книге «Грядущее постиндустриальное общество» (1973) Д. Белл рассматривает историю сквозь призму технологии и знания, как последовательную смену трех типов социальной организации: доиндустриаль-ный тип базируется на примитивных, добывающих формах хозяйственной деятельности; индустриальный основан на фабричном производстве заранее определенных продуктов, требует возрастающей квалификации работника, а основным производственным ресурсом становится энергия; чертами постиндустриального общества являются переход от производства товаров к экономике услуг, непрерывное воздействие на окружающую среду, основным ресурсом становится информация, в общественной иерархии все большее значение приобретает технократия. Последнее вынуждает политиков конкурировать с «жрецами нового строя» - учеными, инженерами, технократами; и сложности взаимоотношений между общественной структурой и политическим порядком становятся одной из главных проблем власти в постиндустриальном обществе [Белл, 1999, с. 17]. Политическим последствием это-274

го является рост требований к правительству: «Требования дополнительных услуг и неадекватность рынка для удовлетворения потребностей людей в нормальной окружающей среде, равно как в лучшем здравоохранении и образования, ведут к развитию [функций] правительства...» [Белл, 1999, с. 172].

Определенный вклад в развитие концепции постиндустриального общества сделал американский футуролог Элвин Тоф-флер (1928-2016). В книге «Третья волна» (1980) он выделил три последовательно сменяющих друг друга цивилизации: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Последняя характеризуется кризисом всех систем индустриального общества: национального государства, экономической и финансовой систем, политических институтов и ценностей. Изменяется и содержание демократического правления, которое основывается на следующих принципах: власть меньшинств, полупрямая демократия, разделение решений, расширение элит и др. В работе «Метаморфозы власти» (2003) Э. Тоффлер обращает внимание на «смещение власти» на всех уровнях. Определяющим фактором функционирования власти становится знание, которое приходит на смену физической силе и богатству - двум другим источникам власти, доминировавшим соответственно в аграрном и индустриальном обществах.

Концепции нового мирового порядка. С окончанием холодной войны перед политической теорией встала задача осмысления последствий противостояния двух сверхдержав, перспектив складывающегося мирового порядка и будущего всего человечества. В 1989 г. в консервативном журнале «The National Interest» американский философ и политолог японского происхождения Фрэнсис Фукуяма (род. 1952), опубликовал нашумевшее эссе «Конец истории?», в котором обосновывал следующий тезис: с окончанием холодной войны, дискредитацией коммунистической идеологии и универсализацией западной либеральной демократии и капитализма достигнута финальная точка идеологической эволюции человечества. Это означает окончание идеологической борьбы по вопросам лучшей организации правительства в человеческих сообществах.

Иная позиция представлена американскими политологами Сэмюэлом Хантингтоном (1927-2008) и Збигневом Бжезинским (1928-2017). В работе «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996) С. Хантингтон прямо называет взгляды Ф. Фукуямы «иллюзиями гармонии», порожденными эйфорией окончания холодной войны [Хантингтон, 2007, с. 30]. Как полагает С. Хантингтон, в будущем мире основным источником конфликтов будет уже не идеология или экономика, а культура: наиболее значимые глобальные конфликты будут разворачиваться между цивилизациями. Он выделил восемь цивилизаций: западную, исламскую, индуистскую, конфуцианскую, японскую, латиноамериканскую, православную и африканскую. Возникающему мировому порядку, в основе которого лежат цивилизационные идентичности, угрожают глобальные конфликты западной цивилизации с исламом и Китаем, а также локальные конфликты между мусульманами и немусульманами.

3. Бжезинский в ряде работ, из которых самой известной является «Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)» (1997), продолжает традицию геополитических исследований Фридриха Рат-целя (1844-1904), Альфреда Тайера Мэхена (1840-1914), Юхана Рудольфа Челлена (1864-1922), Карла Хаусхофера (1869-1946), Хэлфорда Джона Маккиндера (1861-1947) и др. В этой книге сформулированы принципы глобальной гегемонии США в условиях однополярного мира. Согласно 3. Бжезинскому, США занимают доминирующие позиции в четырех ключевых областях мировой власти: военной, экономической, технологической и культурной [Бжезинский, 1998, с. 37]. Но для того, чтобы реализовать претензии на глобальное первенство, США нужно получить контроль над Евразией. Именно Евразию 3. Бжезинский называет «шахматной доской», на которой разворачивается борьба за глобальное господство: «Все потенциальные политические и/или экономические вызовы американскому преобладанию исходят из Евразии» [Бжезинский, 1998, с. 45]. На этой основе должна строиться евразийская геостратегия для США в ближайшей перспективе: сохранение глобальной гегемонии.

Концепции «конца истории», «столкновения цивилизаций» и «однополярного мирового порядка» обсуждались вплоть до конца 90-х гг. XX века. Одной из важнейших работ, написанных в ответ С. Хантингтону, стала книга «От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям» (2004) американского представителя коммунитаризма Амитая Этциони (род. 1929). А. Этциони выступил против доктрины Realpolitik в международных отношениях, которой следуют С. Хантингтон, 3. Бжезинский и др., в пользу этических начал в данной сфере. Он стремится разработать модель справедливого глобального сообщества, в котором уравновешены автономия личности и нормативный социальный контроль. «Новой тенденцией» в глобальном масштабе, согласно А. Этциони, является не фатальное противостояние цивилизаций, но «синтез стержневых ценностей Востока и Запада» [Этциони, 2004, с. 43], т. е. синтез западных индивидуальных ценностей с восточными ценностями социальных обязательств: «...происходящие сейчас в международном масштабе моральные диалоги ведут к формированию ряда глобальных норм и ценностей, а также к зарождению общей политической культуры... Этот процесс... создает базу для образования нового сообщества» [там же, с. 268]. В результате постепенно формируются новые, глобальные формы гражданского общества и системы власти, что в итоге позволяет достичь нравственного консенсуса на транснациональном уровне и создать «всемирное сообщество сообществ» [там же, с. 263].

Образцы тестовых заданий

Система оценки: группа «А» - 1 балл за тест, группа «В» -2 балла за тест, группа «С» - 3 балла за тест.

Al. «Консервативной революцией» называют:

  • 1) «Пивной путч» в Мюнхене 9 ноября 1923 г.;
  • 2) политические и экономические реформы в Великобритании, проведенные М. Тэтчер в 80-х гг. XX в.;
  • 3) политико-идеологическое течение, возникшее в 1918-1919 гг. в Веймарской Германии и сочетавшее консервативные идеи с социалистическими;
  • 4) движение «новых правых», возникшее в 70-х гг. XX в.

А2. Одним из ключевых требований «новых правых» стал тезис:

  • 1) о необходимости реализации социальной справедливости, защите наименее преуспевших слоев населения;
  • 2) о неделимости экономической и политической свободы, минимизации вмешательства государства в экономическую сферу;
  • 3) о взаимозависимости различных сфер общества, важности преодоления классовых конфликтов;
  • 4) о тотальной критике буржуазной культуры и идеологии, необходимости преодоления отчуждения и овеществления.

АЗ. Одной из базовых характеристик социального либерализма является:

  • 1) пересмотр принципов индивидуальной свободы и конкуренции в пользу понятий солидарности, сотрудничества и взаимопомощи;
  • 2) требование невмешательства государства в экономические процессы;
  • 3) постулирование абсолютного права собственности на свое тело и продукты своего труда;
  • 4) борьба за равноправие женщин и мужчин.

А4. Одним из базовых тезисов коммунитаризма является:

  • 1) приоритет ценностей сообщества над либеральным индивидуализмом;
  • 2) проблема сохранения природных ресурсов для будущих поколений;
  • 3) позитивная дискриминация по половому, расовому, этническому признакам;

4) приоритет демократических ценностей над республиканскими.

А5. К политическим мыслителям, оказавшим формирующее влияние на «западный марксизм», обычно относят:

  • 1) Л. фон Мизеса и Ф. фон Хайека;
  • 2) М. Барреса и Ш. Морраса;
  • 3) Л. Т. Хобхауса и Дж. А. Гобсона;
  • 4) Д. Лукача и А. Грамши.

В1. Впишите недостающий термин: «Политическая философия, обосновывающая принципы общественного устройства исключительным правом собственности человека на свое тело и продукты своего труда, называется».

В2. Принцип, согласно которому любая форма социальной организации неизбежно вырождается во власть немногих избранных, получил название.

ВЗ. Последовательную смену элит в процессе борьбы за власть В. Парето назвал.

В4. Согласно классификации М. Дюверже, политические партии делятся на и.

В5. Согласно Кейт Миллет, институт, где одна половина населения (женщины) контролируется другой половиной населения (мужчинами), называется.

С1. Перечислите ключевые идеи либертарианства:.

С2. Назовите основные признаки постиндустриального общества в концепции Д. Белла:.

СЗ. Назовите две тенденции в динамике «правящего класса», выделенные Г. Моской:.

С4. «Делиберативная демократия», согласно Ю. Хабермасу, - это.

С5. Дайте определение понятия «гегемония» А. Грамши:__.

Ключ к тесту

Номер теста

Правильный ответ

А1

3

А2

2

АЗ

1

А4

1

А5

4

В1

Либертарианство

В2

Железный закон олигархии

ВЗ

Циркуляция элит

В4

Кадровые и массовые

В5

Патриархат

С1

Исключительное право собственности человека на свое тело и продукты своего труда

С2

Переход от производства товаров к экономике услуг; непрерывное воздействие на окружающую среду; повсеместное распространение интеллектуальных технологий; рост значимости технократии в общественной иерархии

сз

Аристократическая, демократическая

С4

Совокупность институтов, обеспечивающих всеобщую и публичную коммуникацию с целью достижения разумных результатов

С5

Господство, основанное не только на насилии и принуждении, но и на активном согласии подчиненных групп, признающих культурно-идеологическое лидерство господствующего класса

Темы эссе и рефератов

  • 1. Социальный либерализм и дискуссии о государстве всеобщего благосостояния.
  • 2. Современные теории элит.
  • 3. Теории демократии XX в.
  • 4. Спор между либералами и коммунитаристами.
  • 5. Либертарианство: основные идеи и фигуры XX в.
  • 6. Европейский марксизм в XX в.
  • 7. «Консервативная революция» в Германии.
  • 8. «Новые правые» и неоконсерватизм.
  • 9. Фашизм и национал-социализм.
  • 10. Теории тоталитаризма.
  • 11. Политические идеи феминизма XX в.
  • 12. Политическая философия анархизма в XX в.
  • 13. Экологическое движение: идеи и основные представители.
  • 14. Теории политики в постиндустриальном обществе.
  • 15. Концепции нового мирового порядка.

Литература

  • 1. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996.
  • 2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Академия, 1999.
  • 3. Бжезинский 3. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). М.: Международные отношения, 1998.
  • 4. Бовуар С. де. Второй пол: в 2 т. М.: Прогресс; СПб.: Але-тейя, 1997.
  • 5. Букчин М. Реконструкция общества: на пути к зеленому будущему. Нижний Новгород: Третий путь, 1996.
  • 6. Вебер М. Политические работы (1895-1919). М.: Прак-сис, 2003.
  • 7. Грамши А. Тюремные тетради: в 3 ч. М.: Политиздат, 1991. Ч. 1.
  • 8. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: ACT: Транзиткнига; СПб.: Terra Fantastica, 2004.
  • 9. Даль Р. Полиархия: участие и оппозиция. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010.
  • 10. Дьюи Дж. Либерализм и социальное действие //О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 331-384.
  • 11. Дюверже М. Политические партии. М.: Академический Проект, 2000.
  • 12. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
  • 13. Кейнс Дж. М. Я - либерал? // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 295-304.
  • 14. Лукач. Г. История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике. М.: Логос-Альтера, 2003.
  • 15. Макинтайр А. После добродетели: исследования теории морали. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  • 16. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL-book, 1994.
  • 17. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев: Port-Royal, 1995.
  • 18. Мизес Л. фон. Социализм. Экономический и социологический анализ. М.: Catallaxy, 1994.
  • 19. Миллет К. Сексуальная политика (главы из книги) // Вопросы философии. 1994. № 9. С. 148-172.
  • 20. Никит Э. Политические сочинения. СПб.: Владимир Даль, 2011.
  • 21. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010.
  • 22. Нозик Р. Анархия, государство и утопия. М.: ИРИСЭН, 2008.
  • 23. Орпгега-и-Гассепг X. Восстание масс: сб. М.: ACT, 2002.
  • 24. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995.
  • 25. Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тейлор, Уолдрон. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.
  • 26. Сорель Ж. Размышления о насилии. М.: Фаланстер, 2013.
  • 27. Фридан Б. Загадка женственности. М.: Прогресс-Литера, 1994.
  • 28. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2001.
  • 29. Хайек Ф. А. фон. Дорога к рабству. М.: Новое издательство, 2005.
  • 30. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT: Митгард, 2007.
  • 31. Гобхаус Л. Т. Либерализм //О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 83-182.
  • 32. Шмитт К. Политическая теология: сб. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000.
  • 33. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Экономика, 1995.
  • 34. Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М.: Праксис, 2002.
  • 35. Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М.: Ладомир, 2004.
  • 36. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт. Тотальная мобилизация. О боли. СПб.: Наука, 2000.
  • 37. The Cambridge History of Twentieth-Century Political Thought I Ed. by T. Ball. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.
  • 38. 21st Century Political Science: A Reference Handbook / Ed. by J. T. Ishiyama, M. Breuning. Los Angeles: SAGE Publications, Inc., 2011.
  • 39. The Encyclopedia of Political Science: in 5 vols. / Ed. by G. T. Kurian. Washington: CQ Press, 2011.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >