ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

  • 1. Бахай (бахаизм, бехаизм) (араб. «Баха» ч-1®'®- — «слава», «свет», «блеск», «великолепие») — монотеистическая религия. Ее основатель Ба- хаулла (1817—1892) почитается как последний в ряду «явлений Бога», который, помимо Бахауллы, включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Кришну, Иисуса Христа, Мухаммеда, Баба. Всемирный центр находится в Хайфе. Учение бахай основано на учениях Баба и Мирзы Хусейн Али (назвавшегося Бахауллой). Главные темы: единство Бога, единство религий и единство человечества. Напоминая об аналогичных учениях прежних явлений Бога, Бахаулла заявляет, что существует только одна религия — «неизменная вера Божия, вечная в прошлом, вечная в грядущем», аналогично тому, как в Коране «исламом» называется любая религия откровения. Бахай считают свою религию последней мировой монотеистической религией откровения, в то время как среди религиоведов ее классифицируют в диапазоне от исламско-синкретической секты до новой мировой религии.
  • 2. Ориентализм — определенная тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись, исторические и этнографические концепции и т.д.), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. К ориентализму, благодаря этнографическим реалиям, относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские страны западнее Египта, для арабского мира — Запад, по определению). Уникальным явлением предстает ориентализм в России, географически, исторически и этнографически сочетающей многие культурные традиции в своем общем, едином развитии, что выражается в тех или иных интегрированных или самостоятельных их проявлениях: от лингвистики — до архитектуры. Ориенталист — ученый, занимающийся изучением культуры стран Востока.
  • 3. Политеизм (от греч. noXvq — «многочисленный, много» + греч. 0ео<;, «Бог, божество» — «многобожие») — система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь. Политеизм является религиозной системой и типом теизма, в рамках которого политеизм противостоит монотеизму — вере в единого Бога, и атеизму, отрицающему существование единого Бога и любых других богов.
  • 4. Монофизитство (от др.-греч. povoc; — «только один, единственный» + срислс; — «природа, естество»), или Евтихианство, — христологическая доктрина в христианстве, постулирующая наличие только одной, единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его подлинное человечество. Приписывается авторству константинопольского архимандрита Евтихия (около 378-454).
  • 5. Трансцендентность (трансценденция, прил. трансцендентный) (от лат. transcendens — переступающий, превосходящий, выходящий за пределы) — философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте. В широком смысле трансцендентное понимается в качестве «потустороннего» в отличие от имманентного как «посюстороннего»
  • 6. Антонимы (греч. avxi— против + ovopa — имя) — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
  • 7. Определение религии. Сакральное и профанное — определение религии в социологии. В самом широком смысле социальная топология предполагает наличие «здесь» («hie» — на латыни) и «там» («ibi» — на латыни), «близкого» и «далекого». Это является фундаментальным дифференциалом качественного пространства, присутствующим в любых обществах — от самых архаичных до самых современных.
  • 8. Эпоха Омейядов — Омейяды (араб. 'J'f или бану Умайя (араб. sajj — династия халифов, основанная Муавией в 661. Омейяды Су- фьянидской и Марванидской ветвей правили в Дамасском халифате до середины VIII в. В 750 г. в результате восстания Абу Муслима их династия была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абд ар-Рахмана, основавшего династию в Испании (Кордовский халифат). Предком династии был Омайя ибн Абдшамс сын Абдшамса ибн Абдманафа и двоюродный брат Абдулмутталиба. Абдшамс и Хашим были братьями-близнецами.
  • 9. Апологетика (от греч. cmoXoyia — защита, оправдание), или Основное богословие — раздел христианского богословия, посвященный обоснованию вероучения с помощью рациональных средств. Апологетика отстаивает ортодоксально-религиозную точку зрения в вопросе о сущности религии, ее происхождении, критикует различные атеистические гипотезы происхождения и сущности религии, выдвигает и исследует доказательства истинности бытия Бога, а также основных положений христианской веры.
  • 10. Менгиры — Менгир (от нижнебретонского men — камень и hir — длинный) — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные; древний обелиск.
  • 11. Дольмен — Дольмены (от брет. taol maen — каменный стол) — древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (т.е. к сооружениям, сложенным из больших камней). Название происходит от внешнего вида обычных для Европы конструкций — приподнятой на каменных опорах плиты, напоминающей стол.
  • 12. Тур (также гурий) — искусственное сооружение в виде груды камней, часто конической формы. Соответствующий английский термин каирн (англ, cairn) используется в археологии также для обозначения каменных курганов, каменного ядра в земляных курганах, засыпки камнями дольмена. Термин каирн в этом смысле иногда применяется и в русскоязычной археологической литературе.
  • 13. Таула (каталан. taula, букв, «стол») — тип Т-образного мегалита, характерного для о. Менорка в составе Балеарских островов. Таулы могут достигать по высоте 3,7 метров и состоять из вертикального столба (монолита или нескольких небольших камней, расположенных друг на друге) с горизонтальным камнем, расположенным сверху. U-образная стена обычно примыкает к сооружению. Таулы — памятники культуры та- лайотов, существовавшей в период 1000—300 гг. до н.э.
  • 14. Сейд (сейда) — священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов (лопарей). Может представлять собой особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделяющуюся скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. Сейдами иногда также называют артефакты — сооружения из камней. (Саамы (саами, лопари, лапландцы; самоназвание — кильд. самь, с.-саамск. samit, sampelas; фин. Saamelaiset, нюнорск Samar, швед. Samer) — малочисленный финно-угорский народ; коренной народ Северной Европы. Скандинавы называли их lappar или lapper, русские — «лопари», «лопляне» или «лопь», от этого наименования происходит название Лапландия (Лаппония, Лаппоника), т.е. «земля лопарей». Область знаний, сферой изучения которой является этнография, история, культура и языки саамов, называется «лопарис- тикой», или «лапонистикой».
  • 15. Кромлех — древнее сооружение, как правило, позднего неолита или раннего бронзового века, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Часто конструкции такого типа относят к мегалитам. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект — скала, менгир, каирн, дольмен, галерея или даже целый мегалитический комплекс.
  • 16. Анимизм (от лат. anima, animus — «душа» и «дух» соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевленность всей природы. Анимистические представления присутствуют во всех религиях.
  • 17. Магия (лат. magia, от греч. paysia) — понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие (обряд) или бездействие, направленное на достижение определенной цели сверхъестественным путем.
  • 18. Фетишизм (фр. fetichisme) — религиозное поклонение (культ) неодушевленным материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Понятия «зооморфизм», «терио- морфизм» используются для наделения людей качествами животных. Часто используются для обозначения представления богов в образах животных, а священных животных — как воплощение сущности богов. Является существенным элементом многих древних политеистических религий (например, древнеегипетской) и некоторых современных религий (например, индуизма). Зооморфизм присутствовал в культуре древних скифов, сарматов, меотов, обнаруживается в подавляющем большинстве последовавших археологических культур, причем у всех зооморфизм представлен в виде «звериного стиля» — тончайшего ювелирного и металлургического искусства, получившего распространение у первобытных племен.
  • 19. Монотеизм (букв, «единобожие» — от греч. povoc; — один, 0ео<; — Бог) — религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога. Монотеизм может быть эксклюзивным — вера в одного персонального и трансцендентного Бога (в противоположность политеизму и пантеизму), который объявляется личностью, и инклюзивным — допускает существование многих или нескольких богов при условии, что все они, по сути, являются одним и тем же богом.
  • 20. Супернатурализм (от super, сверх, и natura, природа) — утверждает, что истины веры сверхразумны, т. е. их содержание не может быть найдено исключительно при помощи одного разума, а необходимо допустить Божественное откровение.
  • 21. Сумфония — Омфония — Симфония (от греч. oupcpcovia — «созвучие», «согласие»); также симфония властей — православный принцип (идеал) взаимоотношений между Церковью и Обществом, заключающийся в том, что церковь и общество и, в частности, светская и церковная власти, находятся в состоянии согласия (гармонии) и сотрудничества (синергии), по аналогии с Божественной и человеческой природой Христа, «нераздельны и неслиянны».
  • 22. Христианская политика — Политика, по Аристотелю, — это общественные отношения в том или ином полисе, государстве. И если в этом государстве, в этом обществе живут христиане, то, по определению, политика в нем будет христианской.
  • 22.1. Нуминозный — Нуминозность (лат. numen — божество, воля богов) — понятие, характеризующее важнейшую сторону религиозного опыта, связанного с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия. В научный оборот это понятие было введено немецким теологом и историком религии Рудольфом Отто, который воспользовался латинским словом «нумен». Нуменом древние римляне называли могущественную божественную силу, властно распоряжавшуюся человеческой судьбой.
  • 23. Имманентность (лат. immanens, род. пад. immanentis — «пребывающий внутри») — философская категория, обозначающая неотъемлемость, внутреннюю связь в противоположность внешней. Для религиозной философии важен вопрос об имманентности (принадлежности) божества миру. Она решительно отвергается деизмом и, безусловно, признается чистым пантеизмом; другие точки зрения признают ее с различными ограничениями и в различных смыслах. В теории познания «имманентный» означает: остающийся внутри границ возможного опыта. Имманентное свойство — неотъемлемое свойство предмета; свойство, присущее ему по самой его природе.
  • 24. Онтологический аргумент, или Онтологическое доказательство бытия Бога — это одна из категорий аргументов, относящихся к вопросу существования Бога, появившаяся в христианской теологии. Не существует точных критериев для классификации онтологических аргументов, но аргументы типично начинаются с определения Бога, а заканчиваются подведением итогов о необходимости его существования, используя, главным образом, причины априори и эмпирические наблюдения. Общепризнано, что первый онтологический аргумент был предложен Ансельмом Кентерберийским в 1078 г. в его Прослогионе. Ансельм описал Бога как «нечто, лучше которого ничего нельзя вообразить», аргументируя это тем, что оно существует в нашем разуме.
  • 25. Политеизм (от греч. лоАис;, «многочисленный, много» + греч. беос;, «Бог, божество» — «многобожие») — система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь. Политеизм является религиозной системой и типом теизма, в рамках которого политеизм противостоит монотеизму — вере в единого Бога, и атеизму — отрицающему существование единого Бога и любых других богов.
  • 26. Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определенной области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру. В Богословии дуализм обычно означает дитеизм (или битеизм), т.е. убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой — другой добрый; один покровительствует порядку — другой — хаосу.
  • 27. Адепт (лат. adeptus — достигший) последователь, обычно ревностный приверженец какого-либо учения, идеи, знания. Понятием может определяться не только отношение к учению, личности или организации, но и степень этого отношения. С XIX в. термин активно используется в теософии, оккультизме, эзотерике и у розенкрейцеров, где чаще всего обозначает пройденную инициацию или определенную степень иерархии, уровня посвященности человека в тайное знание. Термин также используется в антикультовом движении, где имеет негативную окраску и, по мнению некоторых ученых, носит характер социальной стигматизации («адепт секты») по отношению к отдельным группам религиозных меньшинств.
  • 28. Этноним — Этнонимы (от греч. e0vo<; — племя, народ и ovopa — имя, название) — названия наций, народов, народностей, племен, племенных союзов, родов и тому подобное. Изучение истории этнонимов, их употребления, распространения и современного состояния важно для решения проблем этнической истории.
  • 29. Каролингское возрождение (фр. renaissance carolingienne) — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII — середине IX в., в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каро- лингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт —каролингский минускул. При монастырях открывались школы и библиотеки.
  • 30. Экзальтация (лат. exaltatio — подъем, воодушевление) — приподнятое настроение с оттенком восторженности. В высокой степени усиленное раздражение психической сферы проявляется то в виде мечтательного настроения, то безграничного воодушевления. У психических больных — в виде чрезвычайно сильного, болезненного возбуждения, на первом плане которого выступают быстрое течение идей и распространение раздражения на двигательные центры мозга.
  • 31. Экспрессия — яркое проявление чувств, настроений, мыслей. В широком смысле — повышенная выразительность произведения искусства, достигаемая всей совокупностью художественных средств и зависящая от манеры исполнения и характера работы художника; в узком — проявление темперамента художника в его творческом почерке, в фактуре мазка, в рисунке, в цветовом и композиционном решениях произведения живописи, скульптуры.
  • 32. Эсхатология (от др.-греч. eaaxov — «конечный», «последний» + Хоуо<; — «слово», «знание») — система религиозных взглядов и представлений о конце света, об искуплении и о загробной жизни, судьбе Вселенной и ее переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, изучающая эту систему взглядов и представлений в рамках той или иной религиозной доктрины.
  • 33. Экстаз (от др.-греч. ек-атаак; — смещение, перемещение; исступление, восхищение, нахождение вовне, пребывание вне себя) — положительно окрашенный аффект. Высшая степень восторга, воодушевления. Термин зафиксирован еще в античной литературе (Аристотель, Плутарх, Плотин). Термин использовался также в греческом переводе Танаха Сеп- туагинте — Второзаконие, Псалтирь, Книга пророка Даниила, Книга пророка Аввакума, Книга пророка Захарии, а также в книгах Нового Завета — Евангелие от Марка, Деяния святых апостолов, для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Это состояние сопровождается чувством восторженности.
  • 34. Агностический теизм — философская позиция, объединяющая точки зрения теизма и агностицизма на существование божеств. В качестве теиста агностический теист верит, что хотя бы одно божество существует, но как агностик считает, что истинность или ложность такого предположения неизвестны либо (скорее) принципиально непознаваемы. Считается, что философ Кант принадлежал к этой категории (агностических) теистов.
  • 35. Схоластика (греч. охоХаоикос; — ученый, Scholia — «школа») — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
  • 36. Догматизм (др.-греч. боура — мнение, учение, решение) — способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них. Для догматизма характерны некритичность по отношению к догмам (отсутствие критики и сомнений) и консерватизм мышления (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), слепая вера в авторитеты. Термин «догматизм» применяется в сфере политики, религии и философии.
  • 37. Богословие, или теология (калька греч. BeoXoyia, от греч. беос; — Бог и греч. Хоуос; — слово, учение, наука) — систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой учения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания. Богословие следует отличать от религиоведения и философии религии.
  • 38. Прамонотеизм (англ. Urmonotheismus), первобытный монотеизм, изначальный монотеизм, примитивный монотеизм — гипотеза происхождения религии, согласно которой изначальной формой религиозности у всех народов является монотеизм, впоследствии утраченный и выродившийся в другие, немонотеистические формы религии. Концепция противоположна эволюционному подходу в изучении религии, согласно которому религия прогрессировала от простейших форм к более сложным: сначала был преанимизм, затем анимизм, тотемизм, политеизм и наконец монотеизм (см.: Антропология религии).
  • 39. Преанимизм — с конца XIX в. начинают появляться новые точки зрения на происхождение и историю религии; они возникали на почве недовольства ограниченностью анимистической теории. Прежде всего, на сцену выступили преанимистические концепции. Сторонники их соглашались, что анимистические верования могли возникнуть так, как утверждал Тэйлор, но полагали, что им предшествовали более примитивные, доанимистические (преанимистические) представления. По мнению одних преанимистов, это была вера в магическую силу самого человека (Джемс Фрэзер, 1890 г.); по мнению других — вера в безличную таинственную силу (Дж. Хьюитт, 1902 г.); по мнению третьих, представление о всеобщей одушевленности природы (В.Г. Богораз, 1904 г.); иные же отдавали предпочтение эманизму — излучению тайных сил и предметов (Рихард Карутц, 1913 г.) — либо динамизму — вере в магическую действенную силу вещей (П. Сентив, 1914 г.).
  • 40. Аниматизм (от лат. animatus — одушевленный) — вера в безличную одушевленность природы или отдельных ее частей. Данное течение характерно для верований первобытного человека. Время возникновения аниматизма не установлено. Считается более ранней формой религии, нежели анимизм, существует также идея об их сосуществовании. Термин введен английским ученым Р. Мареттом в 1900 г.
  • 41. Шаманизм (также шаманство) — ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с духами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Северной Европы (саамы), Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, у индейцев Северной Америки, а также и у индейцев Южной Америки. В той или иной форме он существовал у большинства народов Земли. В этом смысле шаманизм принято считать древнейшей религией, насчитывающей десятки тысячелетий. Однако такое понимание несколько условно, поскольку современные религии предполагают единую мифологическую основу. В шаманизме же мифологическая основа даже в пределах Евразии может отличаться достаточно сильно, а африканский и американский ша- манизмы вообще опираются на собственные системы мифов.
  • 42. Теротеистические культы, предшественники тотемизма, все объекты и явления природы представлялись в образе животных, и потому-то чаще всего тотемами являются животные.
  • 43. Религиозный синкретизм (от греч. аиукртупацбс; — соединение, объединение) — соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии.
  • 44. Этиология (греч. ата — причина и Хоуо<; — наука) — раздел медицины, изучающий причины и условия возникновения болезней. Термин используется также в отношении мифа и мифотворчества.
  • 45. Политеизм (от греч. лоХис;, «многочисленный, много» + греч. 0ео<;, «Бог, божество» — «многобожие») — система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь. Политеизм является религиозной системой и типом теизма, в рамках которого, политеизм противостоит монотеизму — вере в единого Бога, и атеизму — отрицающему существование единого Бога и любых других богов.
  • 46. Детерминизм (от лат. determinare — ограничивать, отделять чертой, определять границы, определять) — учение о взаимосвязи и взаимной определенности всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности. Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом.
  • 46.1. Космогонические мифы — мифы о творении мира, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Основные мотивы космогонических мифов — структурирование космического пространства и времени, разделение божествами слитых в брачных объятиях земли и неба, установление космической оси — мирового древа, светил (разделение дня и ночи, света и тьмы), создание растений и животных; творение завершается, как правило, созданием человека (антропогонические мифы) и социальных норм культурными героями. Творение происходит по воле (слову) демиурга или путем порождения божеств и стихий мироздания богиней-матерью, первой божественной парой (небом и землей), богом- андрогином и т. п. В дуалистических космогониях демиург творит все благое, его противник — все дурное. Традиционные космогонические мифы — творение из тела первосущества (ср. Имир) или первочеловека. Завершение творения связано часто с уходом творца от дел созданной им вселенной и человечества и с переходом от времени мифологического (времен первотворения) к историческому. Описание гибели мира в эсхатологических мифах дается, как правило, в порядке, обратном описанию космогонии..
  • 47. Оргиастический культ, связанный с оргиями в культе Диониса. Пергам — один из тех малоазиатских центров, где с особенной силою царствовал оргиастический культ Вакха.
  • 48. Экстатический танец (от др.-греч. ёк-атасж; — смещение, перемещение; исступление, восхищение, нахождение вовне, пребывание вне себя) — танец экстаза — своего рода жертвоприношение богу, ответный дар человека за подаренное Всевышним счастье жизни. От избытка чувств и под влиянием ритма сопровождавшей танец музыки и телодвижений танцующие нередко впадали в экстаз.
  • 49. Деификация (ENG deification) (от лат. deificatio) — возвышение до положения бога. У ранних восточно-христианских богословов это образ спасения, в котором через Христа верующие могут сделаться подобными Богу (2 Пет. 1:4).
  • 50. Купол ложный называется оттого, что не создает бокового распора, присутствует только вертикальная нагрузка. Ложный купол образуется путем горизонтального напуска колец каменной кладки (Юсупов Э.С. Словарь терминов архитектуры, 1994).

51. Антропоморфизм (греч. avGpomoc; человек, цор<рг| вид) — наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

Мировоззренческая концепция, выраженная номинативными средствами языка, изобразительных искусств и т. п. Согласно этому принципу, неодушевленные предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие человеческой природой, могут наделяться человеческими качествами, физическими и эмоциональными. Рассматриваемые объекты в состоянии, в частности, чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.

  • 52. Ясторфская культура — прагерманская археологическая культура железного века (600—300 гг. до н.э.), распространенная на территории Дании и северной Германии. Эволюционировала из локального варианта нордической бронзы. Сосуществовала и граничила на юге с кельтской латенской культурой. В V в. до н.э. распространилась на нижний Рейн, Тюрингию и Силезию. Восточный вариант синтеза ясторфской и позднепоморской культур положил начало пшеворской культуре. Ясторфский компонент широко представлен в зарубинецкой культуре.
  • 52.1. Кашубы — Кашубы (кашубск. КавгёЫ; польск. Kaszubi; нем. Kaschuben) — западнославянский народ, проживающий на севере Польши и Германии, на территории, которую часто называли Кашубия. Существуют различные оценки численности кашубов. Принято считать, что в Польше их проживает более 300 тыс. человек. По другим данным, их насчитывается от 50 тыс. до 500 тыс. человек. К числу известных кашубов можно отнести: Святополка II Великого (умер 10 января 1266 г.), князя Померелии (иначе Гданской Померании, Восточной Померании) ок. 1216— 1220 гг., он сын Мстивоя I из династии Самборидов. Кашубом также являлся известный немецкий писатель Гюнтер Грасс. К кашубам можно отнести: фельдмаршала Эриха фон Манштейна, прусского генерал-фельдмаршала эпохи Наполеоновских войн Графа Иоганна Давида Людвига Йорка фон Вартенбурга, председателя Европейского Совета Дональда Туска, канцлера Федеративной Республики Германия Ангелу Меркель и многих других. Большинство кашубов предпочитают говорить, что они поляки по гражданству, а кашубы — по этнической принадлежности, т.е. считают себя как поляками, так и кашубами. По вероисповеданию большинство кашубов — католики, часть — протестанты-лютеране. Неофициальная столица — город Картузы. Из крупных городов наибольший процент людей кашубского происхождения проживает в Гдыне. Изначально основным занятием большинства кашубов было рыболовство; сейчас большинство работают в сфере туризма. Основная организация, которая заботится о сохранении самобытности и традициях кашубов — Кашубско-Померанский союз.
  • 53. Эвфемизм (греч. ?1><ргцдг| — «благоречие») — нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений. В политике эвфемизмы часто используются для смягчения некоторых слов и выражений с целью введения общественности в заблуждение и фальсификации действительности.
  • 54. Монолатрия (греч. povoc; — один, греч. Хатраа — культ) (то же, что и генотеизми катенотеизм) — система представлений в политеизме, основанных на вере во множество богов с одним богом-лидером, доминирующим в силу различных причин над остальными. Гипотетически следы монолатрии можно найти практически во всех существующих религиях.
  • 55. Шхина, шехина (ивр. 11РЭ’ЗЛ1ГГГ, «присутствие, пребывание, проживание»), в иудаизме и каббале — термин, обозначающий присутствие Бога, воспринимаемое и в физическом аспекте. В основном термин употреблялся в контексте описания святая святых скинии собрания и Иерусалимского храма, и определялся как ощущение присутствия божественной силы. Понятие о Шехине возникло в талмудическом иудаизме (см. Священническое писание). Буквальное значение термина — «присутствие (среди)»; сам термин выводится из глагола «шакан» (ивр.*ЦУЭ| «посещать, прибывать», сравните «мишкан»), характеризовавшего пребывание Славы (ивр. 1ЭЭТ1ГГГ, кавод) Бога Яхве среди народа Израиля в скинии собрания. Собственно, в Библии слово «шхина» не встречается, однако оно, равно как и его производные, используется для обозначения как понятия «Славы Господней» (греч. 66?а), так и понятия скинии (греч. OKr|vr|) в еврейских переводах Нового Завета.
  • 56. Итиль (Атиль) — столица Хазарского каганата в середине VIII— X вв. Город находился в устье Волги. Его описания оставлены в арабоперсидской географической литературе и в Еврейско-хазарской переписке. Позднее на месте этого города возникает столица Золотой Орды город Сарай-Бату. В русских переводах часто именуется Сарск, Царск. с XIV столетия существовала Сарская и Подонская епархия Русской Православной Церкви (ныне Крутицкая и Коломенская митрополия). Позднее известен город Царицын, Сталинград, Волгоград.
  • 57. Мицва (мн.ч. мицвот; от ивр. 1ЙХ1П1ГГГ — «повеление», «приказание») — предписание, заповедь в иудаизме. В обиходе мицва — всякое доброе дело, похвальный поступок. В Торе упоминается 613 мицвот: 248 предписывающих (мицвот асе или хийувим — обязанности) и 365 запрещающих (мицвот ло таасе или исурим — запреты).
  • 58. Ханука (ивр. 1ПЗЭП1ГГГ, Ханукка, или Ханука — освящение, обновление; арам. ШЭЛЛ; др.-греч. xd evKaivia) — еврейский праздник, начинающийся 25 кислева и продолжающийся восемь дней до 2 или 3 тевета. Праздник был установлен во II в. до н.э. в память об очищении Храма, освящении жертвенника и возобновлении храмовой службы Маккавеями, последовавших за разгромом и изгнанием с Храмовой горы греко-сирийских войск и их еврейских союзников в 165 г. до н.э. За три года до того, в тот же самый день, 25 кислева, Антиох Епифан осквернил святыню Израиля.
  • 59. Гиюр (nBp.lPlil) — обращение нееврея в иудаизм, а также связанный с этим обряд.
  • 60. Назорейская ересь — наименование христианства в римских и еврейских источниках I в. н.э.
  • 61. Иудеи-христиане, иудеохристиане, иудейская-христианская секта, иногда также христиане-иудеи — ранние христиане из евреев, продолжавшие и после принятия нового учения соблюдать основные предписания иудаизма.
  • 62. Логии (греч. Xoyia киркака — речения Господни, един, число — Xoyiov) — термин, обозначающий сборники изречений Иисуса Христа, устно и письменно бытовавшие еще до написания Евангелий. Впервые термин «логии» употребил во II в. Папий Иерапольский. По мнению большинства исследователей, логии были одним из важнейших источников для евангелистов. Фрагменты логий обнаружены в двух Оксиринхских папирусах, найденных в 1897 и 1904 г. Являющеется собранием 114 изречений Иисуса, каждое из которых начинается словами: «Иисус сказал» (др.-греч. Xsya’Iriaouc;, legei Iesous). Считается, что в них представлен либо фрагмент греческого оригинала апокрифического евангелия Фомы, либо фрагмент другого близкого к нему текста.
  • 63. Гностицизм (от др.-греч. yvtooTiKoc; — «познающий») — общее условное название ряда многочисленных позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений. Термин предложен Генри Мором в XVII в. Название «гностицизм» является производным от слова «гностики», последнее заимствовано у Епифания Кипрского, из его книги «Па- нарион». В Панарионе гностики или борбориты — это одна из 80 ересей, описанных Епифанием. Мор ввел название «гностицизм» и распространил его на многие ереси.
  • 64. Теизм (греч. ©еос; — Бог) — в широком значении — вера в Бога или богов; в узком понимании — религиозно-философское мировоззрение, утверждающее существование монотеистического Бога, создавшего мир и продолжающего в нём свою активность. Впервые термин «теизм» употребил Ральф Кедворт в работе «Истинная интеллектуальная система универсума». К теизму традиционно относят такие вероучения, как иудаизм, христианство и ислам.
  • 65. Пантеизм — религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир. Слово «пантеизм» происходит от древнегреческого: пav (пан) — «все, всякий» и беос; (теос) — «Бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.
  • 66. Деизм (от лат. deus — бог) — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий (как некий великий часовщик, который сделал часы и больше не вмешивается в их ход); другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не управляет ими полностью. Внутри деизма существует много течений. Рамки деизма невозможно точно определить, поскольку сама концепция деизма не предполагает жестких канонов. В то же время деизм предполагает, что разум, логика и наблюдение за природой — единственные средства для познания Бога и Его воли. Деизм высоко ценит человеческий разум и свободу. Деизм стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога, а не противопоставлять науку и Бога.
  • 67. Конкубина (лат. concubina, от лат. con — вместе и лат. cubare — лежать) — в древнем Риме незамужняя женщина низшего сословия, находившаяся в сожительстве с холостым мужчиной. Такое отношение, называемое в Римском праве конкубинатом (лат. concubinatus), не было зазорным, но было лишено всех прав, какие имел законный брак. Дети считались незаконнорожденными. Термин, в основном, применяется в отношении римского и христианского права. В отличие от многоженства, конкубина и рожденные от такой связи дети, как правило, не имели права на наследование отцу. Второе отличие — отсутствие свадебной церемонии и отсутствие претензий мужчины в случае, если женщина-конкубина уйдёт к другому. Конкубиной не могла являться куртизанка, потому что она не являлась проституткой и не всегда была содержанкой.
  • 67.1. Генотикон (evurriKov) — указ, изданный императором Зеноном в 482 г. После того как халкидонский собор (Вселенский IV) осудил (в 451 г.) в лице Евтихия и Диоскора монофизитскую ересь (учившую, что в Христе после воплощения человеческое естество поглощено божеским, которое и остается одно), монофизиты продолжали сопротивляться православию в различных странах, особенно в Египте. Постоянные вследствие этого смуты побудили императора Зенона издать примирительный, или объединительный, указ, который, не касаясь вопроса, по существу, предписывал всем держаться тех прежних вероопределений, в которых были согласны обе спорящие стороны, а именно определений трех первых вселенских соборов, запрещая всякие дальнейшие споры и догматические определения, чем implicite осуждался халкидонский собор и его догматический брос; об отношении двух естеств. Указ этот не только не объединил спорящих, но произвел еще другое разделение — между римской и византийской церквами. Папа Феликс III, осудив Г., отлучил вместе с тем от церкви благоприятствовавшего ему патриарха константинопольского

Акакия, а последующие патриархи, соглашаясь на осуждение Г., не желали по требованию папы исключить имя их предшественника из церковных диптихов (поминаний). Это разделение, называемое у западных писателей «схизмой Акакия», продолжалось 35 лет, до времени императора Юстина и папы Ормизды.

  • 68. Пипинов дар — акт (совершенный в 754 г. и подтвержденный в 756 г.), давший Папе власть светского правителя и предоставивший легальный базис для основания Папского государства. В 751 г. лангобарды завоевали Равеннский экзархат, и король лангобардов Айстульф потребовал, чтобы Рим платил ему дань. Папа Стефан обратился за помощью к королю франков Пипину, который стал королём именно благодаря благословению Папы Захария. Стефан лично прибыл во Францию (это был первый случай в истории, когда римский Папа пересёк Альпы), и был встречен 11-летним сыном Пипина, Карлом, который и проводил Папу к своему отцу. Согласно римско-католической традиции, именно на этой встрече Пипина и Стефана франкский король пообещал римскому Папе передать папству власть над рядом территорий, которые будут отвоёваны у лангобардов.
  • 69. Филиппинская независимая церковь (Iglesia Filipina Independiente) (также известная под названием Аглипайской церкви) была создана в 3 августа 1902 г. священником Грегорио Аглипаем и журналистом де лос Рейсом (когда в газете был опубликован манифест о ее создании). Филиппинец по национальности, католический священник Аг- липай участвовал в антииспанском движении, за что был отлучен Ватиканом от церкви. В ответ на отлучение Аглипай призвал к созданию национальной, истинно филиппинской церкви. Новая Филипинская Независимая Католическая Церковь (в которую вошло значительное число филиппинских священников) отвергала власть папы и отменила обязательный целибат священников. На пике популярности (в первые десять лет) Аглипайская церковь охватила примерно до трети всех католиков Филиппин. Также она претендавала и на всю собственность католической церкви, захватывая храмы — часто с помощью силы и с кровопролитием (многие церкви были сожжены, убито несколько священников). 18 января 1903 г. было совершено епископское рукоположение Аглипая — однако так как собственных епископов у независимой церкви не было, рукоположение совершила группа священников. На пике могущества (1904 г.) аглипайская церковь захватила примерно половину всей собственности католиков. Однако поддержка американских властей оказалась недолговечной. В 1906 г. Филиппинский Верховный Суд постановил, что вся собственность, занятая аглипайцами, должна был возвращена Католической церкви. После этого популярность церкви начала падать, начались финансовые проблемы, большая часть верующих и священников вернулась в католическую церковь.
  • 70. Нетовцы (нетовщина, самоназвание — спасовцы, спасово согласие) — одно из беспоповских направлений старообрядчества. Возникло в конце XVII в. в среднем Поволжье и изначально не было связано с северными беспоповцами (федосеевцами и поморцами). Главной идеей учения является то, что в мире воцарился Антихрист, благодать взята на небо, церкви больше нет, таинства истреблены. Сам человек не может способствовать своему спасению, спастись можно только через молитву Спаса (Сына Божьего), только Он знает, кто и как спасётся. Основным отличием нетовцев от большинства старообрядческих толков является то, что, считая православную церковь еретической, тем не менее, при переходе православного в нетовщину, они требуют не повторного крещения, а только произнесения семипоклонного начала и обещаний без их согласия «ни с кем не молиться и не сообщаться в пище, а также блюсти некоторые обычаи в молитве и одежде». Нетовцы не только принимают новых членов без повторного крещения, но и своих новорожденных крестят у православного священника. Это связано с тем, что нетовцы, не имея своих священников (так как беспоповцы), считают, что крещение должен совершать «какой бы ни был, но все-таки поп, а не простой мужик». Хотя некоторые толки от крещения со временем стали отказываться. За принятие крещения от православного священника нетовцы подвергались резкой критике со стороны других старообрядческих толков.
  • 71. Римский миссал, или просто миссал (лат. Missale) — в Римско-католической церкви богослужебная книга, содержащая последования Мессы с сопутствующими текстами: уставными рубриками, переменными частями, календарём и т. п.
  • 72. Бревиарий (лат. breviarium, от лат. brevis краткий) — в Католической церкви богослужебная книга, содержащая чинопоследования литургических часов (оффиция) согласно обряду Римской церкви. Бревиарий содержит только тексты молитв, в том числе и тексты молитвословных распевов.
  • 73. Константинов дар (лат. Donatio Constantini), или Вено Константиново — подложный дарственный акт (лат. Constitutum Constantini) Константина Великого римскому папе Сильвестру. Впоследствии он вошел в состав Лжеисидоровых декреталий, а с половины XI служил одним из главных оснований для папских притязаний на верховную власть как в Церкви, так и на высший сюзеренитет в средневековой Европе. Происхождение документа доподлинно не известно. Предполагается, что он был изготовлен во второй половине VIII или в IX в., возможно, в аббатстве Корби во Франции. Документ говорил о передаче Константином I верховной власти над Западной Римской империей главе римской церкви. Фальсификация была частью сделки между майордомом Пипином III (Коротким), желавшим обрести официальный статус короля франков, и папским двором.
  • 74. Окситанский язык (провансальский язык (оке. occitan, oucitan) произносится (u(t)si'tan, u(t)si'to, ukji'to), также оке. Lenga doc, ('lepgo 'do(k); фр. occitan, langue doc)) — язык коренного населения Окситании, юга Франции и ряда сопредельных районов Испании и Италии. Относится к романской группе индоевропейских языков, в составе которой вместе с каталанским образует окситано-романскую подгруппу. Представлен группой диалектов и говоров, подразделяемых на северную и южную группы. В настоящее время окситанский в повседневной жизни используют около двух миллионов человек.
  • 75. Мраморная альта — плита, мраморная вставка.
  • 76. Полупелагианство — принятое в римо-католической церкви название учения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, выражающееся в промежуточной, «надспорной» позиции в полемике еретика Пелагия и епископа блаж. Августина Иппонского относительно взаимодействия свободы воли человека и божественной благодати. Появился во 2-й половине XVI в., в период возобновившихся дебатов о благодати и предопределении.
  • 77. Синергия (греч. cruvepyia — сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество; от греч. ov — вместе, греч. epyov — дело, труд, работа, (воз)действие) — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы. В православии под синергией понимается совместное усилие человека и Бога в деле подвига и спасения. Синергию Бога и человека в этом процессе Макарий Великий поясняет следующим примером: «Хотя младенец бессилен сам что-либо сделать и не может на своих ногах подойти к матери, однако же он, ища матери, движется, кричит и плачет. И мать сжаливается над ним; она рада, что дитя с таким усилием и воплем ищет ее, а так как младенец не может прийти к ней, то сама мать, преодолеваемая любовью к младенцу, за долгое его искание, подходит к нему и с большой нежностью берет, ласкает и кормит его. То же самое делает и человеколюбивый Бог с душою, которая приходит и взыскует Его». В соответствии с православным учением, сама жизнь созидается в синергизме свободной воли человека и Благодати, причем созидательную роль выполняют обе силы, но нового человека созидает Бог, воля же лишь создает для этого необходимые условия.
  • 78. Штатгальтер (нем. Statthalter — «держатель места»), или статхаудер (нидерл. stadhouder — «держатель города») — в ряде государств Европы должностное лицо, осуществлявшее государственную власть и управление на какой-либо территории данного государства. Равнозначно венецианскому титулу «дож». Наместничество уходит своими корнями в древность. Когда размеры государства не позволяли главе государства оперативно реагировать на события в удаленных провинциях, то он назначал своего штатгальтера. Их часто называли губернаторами.
  • 79. Гомаристы (Контрремонстранты) — радикальная группа под руководством Франциска Гомария, отделившаяся в конце XVI в. от нидерландских кальвинистов-реформатов. Полностью принимала концепцию предопределения. Выступала против любых отклонений в идеологии кальвинизма. От гомаристов отделилась группа арминиан под руководством Иакова Арминия. В 1611 г. гомаристы, находясь в союзе с монархической партией, одержали верх над арминианами, состоявшими в союзе с республиканской партией.
  • 80. Эволюционизм (также эволюционное учение и эволюционис- тика) — система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих ее биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной. Первые эволюционные идеи выдвигались уже в античности, но только труды Чарльза Дарвина сделали эволюционизм фундаментальной концепцией биологии. С тех пор было накоплено огромное число подтверждающих эволюцию научных фактов. Среди теорий, объясняющих механизмы эволюции, общепринятой является синтетическая теория эволюции (СТЭ), являющаяся развитием теории Дарвина. СТЭ позволяет объяснить связь субстрата эволюции (гены) и механизма эволюции (естественный отбор).
  • 81. Национальные религии — это религии, сложившиеся в рамках одного народа, не распространившиеся на другие народы. Языческие — индуизм, синтоизм. Учительские — даосизм, конфуцианство, зороастризм, иудаизм.
  • 82. Тойон (тоен) — «староста инородцев» (В. Даль). Вождь у якутов, алеутов или других народностей Крайнего Севера и Сибири, а также Русской Америки (у тлинкитов). Князь у монгольских племен.
  • 83. Богдо-гэгэн (монг. Богд гэгээн — «светлейший Владыка». Полный титул — монг. Шашны мандуулагч, амьтны жаргуулагч Жэвзундамба ху- тагт Богд гэгээн — Возвышающий веру, осчастливливающий живущих Джебдзун-Дамба-хутухта, святой владыка) — исторический глава буддийской сангхи Монголии, один из высших лам религиозной традиции гелуг, глава традиции джонанг. Третье, после Далай-ламы и Панчен-ламы, лицо в тибетском буддизме.
  • 84. Сангха, Самгха (санскр. samgha IAST — «собрание, множество») — название буддийской общины. Этот термин может употребляться для обозначения религиозного братства в целом. В более узком смысле — сонм существ, достигших определенной степени просветления. В широком смысле «сообщества буддистов» употребляется термин «четырехчастная сангха»: община из монахов, монахинь, мирян и мирянок. Это сообщество, наличие которого, например, свидетельствует о распространенности учения Будды в стране или регионе. В узком смысле, например, при принятии Прибежища, под Сангхой рекомендуется понимать Освобожденную Сангху, сообщество святых, освобожденных от иллюзии «эго» существ.
  • 85. Тенгрианство (каз. Тэщршщцж, кирг. Тецирчилик, узб. Tangrim, Tangrichilik, туркм. Tanry^ylyk, монг. Тэнгэр шутлэг, карач.-балк. Тей- рилик, болг. Тенгризъм) — неологизм, обозначение доисламской и добуд- дистской религии тюрко-монгольских кочевников евразийских степей, в которой присутствовал культ Тенгри — обожествленного неба, а также одного из современных направлений в неоязычестве, поддерживаемое такими деятелями фолк-хистори, как Мурад Аджи. В казахской литературе (С. Акатай) принят термин «тенгризм».
  • 86. Император Го-Мураками (яп. го мураками тэнно) —
  • 97-й император Японии, правивший с 18 сентября 1339 г. по 29 марта 1368 г. Имя — Нориёси. Буддийское монашеское имя — Гэнтоку-но-ин. Приставка «го-» означает «следующий», «преемник» (то есть «Мураками). С 1911 г. в японской историографии императоров Южной династии стали считать представителями главной линии императорского дома, поэтому император Го-Мураками стал 97-м императором Японии. До тех пор императоры Северной династии рассматривались как законные наследники императорского дома, соответственно, император Го-Мураками считался 2-м императором Южной династии.
  • 87. Эзотеризм (от др.-греч. eacotepiKoc; — внутренний) — совокупность особых способов восприятия реальности, имеющих тайное содержание и выражение в «психодуховных практиках». В состав эзотеризма включается магия, алхимия, астрология, гностицизм, каббала, теософия, суфизм, йога, ваджраяна (буддийский тантризм), масонство, антропософия, мон- диализм.
  • 88. Крымские готы (готаланы, готы-тетракситы) — этническая группа готов, одного из германских племен, откочевавших во время Великого Переселения народов в III в. в районы Северного Причерноморья, а затем при разделе с роксоланами восточно-европейской Алании — в Крым. Последние эпиграфические данные о существовании готов в Крыму относятся к IX в., однако по ряду источников ясно, что история готов в Крыму длилась гораздо дольше, ранее слово «гот» из этнонима перешло в личное имя (найдено на одном из надгробий). Вероятно, они постепенно были ассимилированы греками, достаточно долго сохраняя готский язык. Ареал расселения готов в Крыму также не до конца ясен. В разное время они обитали на Керченском полуострове и в южной части Крыма, которая впоследствии именовалась Готия (средневековое христианское княжество Феодоро).
  • 89. Хилиазм (от греч. — тысяча), или милленаризм (от лат.

mille — тысяча и лат. annus — год) — богословское понятие (теория), представления в рамках христианской эсхатологии о «периоде торжества правды Божьей на земле», о «золотом веке», в котором Иисус Христос и христиане будут править миром на протяжении 1000 лет.

  • 90. После февральской революции 1917 г. для протестантов в России наступили времена относительной свободы. Тогда тоже многие говорили, что скоро конец света, а Ленин — это и есть Антихрист. Если к началу 1912 г. в Российской империи насчитывалось 115 тыс. баптистов и 31 тыс. евангельских христиан, то в 20-е гг. — около миллиона верующих. Идеолог коммунистической партии Н. Бухарин, выступая на VIII Всесоюзном съезде ВЛКСМ, уделил особое внимание евангельскому христианству, говоря о его перерождении, модернизации, росте числа его сторонников. «Мы полагали, что комсомол — единственная организация молодежи в нашей стране. Существует, однако, целый ряд сектантских организаций, которые объединяют в своих рядах примерно столько же, сколько комсомол. ..». Любопытно отметить образование в 20-е гг. баптистского союза молодежи («бапсомола»). По оценкам светских историков, бапсомол на пике своего развития мог насчитывать до 400 тыс. юношей и девушек. Это было самое крупное молодежное протестантское объединение за всю историю России.
  • 91. Мальтийский орден (Суверенный Военный Орден Госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты) — рыцарский религиозный орден Римско-католической церкви. Старейший в мире рыцарский орден. Мальтийский орден имеет статус организации-наблюдателя при ООН и в Совете Европы. Имеет дипломатические отношения со 105 государствами, поддерживаемые при помощи большого количества послов. По международному праву Мальтийский орден является государствоподобным образованием, при этом сам орден позиционирует себя как государство. Суверенитет Мальтийского ордена рассматривается на уровне дипломатических миссий, но не как суверенитет государства. Иногда рассматривается как карликовое государство.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >