Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие духовности в наше время — понятие востребованное. Бытует мнение о том, что наше общество бездуховно, что в нем отсутствуют духовно-нравственные ориентиры. Но если сравнивать российское общество с западноевропейским обществом потребления, то можно видеть, насколько оно духовно в нравственно- религиозном смысле, нежели современное европейское. Неслучайно многие современные европейские философы и интеллектуалы видят в возрождении нашей страны прежде всего шанс для духовного возрождения своих народов. Однако ни в одном философском и культурологическом словаре нет статьи и понятия «духовность». Это говорит о том, что в общественном сознании нет понятия о том, что это важный фактор развития мировой цивилизации. Для человечества имеет огромное значение вопрос о том, каким будет мир — духовным или безрелигиозным. Между тем культура современного постмодерна атеистична. Но именно эта «атеистичность» порождает внутри себя деструктивные культы, тоталитарные секты, порождает внутри традиционных религий течения и движения, которые провоцируют столкновения мировых цивилизаций и мировых религий. Это является одной из важных культурологических проблем современной цивилизации. Тенденция «помолодения» людей, которые находятся в духовном поиске, отмечается всеми социологами и культурологами. Социологи говорят о «всплеске интереса к религиозности» среди молодого поколения, рожденного после 1980 г., но также существует определенный провал в религиозности людей, рожденных в 1970-х гг. и позднее. Однако несомненно то, что люди имеют право на свободный выбор религии и системы своих взглядов. Важно также отметить, что современное государство, занимая позицию невмешательства в вопросы духовной жизни, действует не совсем правильно. Должен существовать некий координационный орган, который мог бы давать экспертную оценку различного рода религиозным и псевдорелигиозным группам и движениям. Если бы подобный орган существовал в начале 90-х гг., то в России не было бы всплеска тоталитарных сект, не было бы такого усиления исламского фундаментализма, какое мы наблюдали в 1990-е гг., в начале 2000-х гг. и в настоящее время. В какой форме возможен подобный экспертный совет — это предмет дискуссии. Это может быть светское учреждение по образу Святейшего Правительствующего Синода дореволюционной России, Государственный или Национальный комитет по делам вероисповеданий с очень широким представительством традиционных религиозных конфессий, либо это может быть серьезное реформирование Межрелигиозного совета Российской Федерации. Это покажет время. Государство не должно отстраняться от вопросов духовной безопасности общества под надуманным предлогом о светскости нашего государства. Светский характер государства говорит только о том, что государство и общество не могут вмешиваться в дела религиозных организаций в том случае, когда их деятельность может быть направлена на раскрытие духовного потенциала человека.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>