Пятидесятничество и неопятидесятничество в современном мире

Пятидесятников иногда именуют христианами веры евангельской. В 1945 г. часть общин пятидесятников объединилась с баптистами, но часть отказались от объединения, ушли в подполье и именовались в СССР пятидесятниками-реформистами. Основой вероучения пятидесятников является убеждение что Евангельское учение о Схождении Святого Духа на Апостолов на 50 день после Воскресения Христова можно соотносить

Методистский Кафедральнй собор в г

Рис. 226. Методистский Кафедральнй собор в г. Нукуалофа (Королевство Тонга) на всех истинно верующих людей. Возникло пятидесятничество в начале XX в. В проповеди своего вероучения пятидесятники в основном говорят об эсхатологических моментах, близости Второго Пришествия Христа. Важным моментом их вероучения является хилиазм — убежденность в том, что на земле будет существовать Тысячелетнее царство Божье. У пятидесятников признаются два таинства которые они считают просто обрядами — Крещение и Хлебопреломление (Причастие). Помимо этого, важным моментом их Богослужения является так называемое мистическое общение с Богом. Считается что угодный Богу человек может стать орудием «сошедшего на него Святого Духа». Богослужение в пятидесят- ничестве часто именуется словом «радения» на которых происходят многочисленные «явления» и «видения», часто сопровождающиеся так называемой глоссолалией (якобы говорением на разных языках). Считается что «святой дух» проявляет себя в том, что люди якобы начинают говорить на разных языках. Богослужение у пятидесятников носит мистический характер, существует настоящий культ пророков и пророчиц. В СССР многие пятидесятнические общины назывались по именам их руководителей: воронаевцы, мурашковцы, смородинцы.

Пятидесятники признают догмат о Святой Троице, но в их вероучении центральное место отводится почитанию Святого Духа, так называемое положение «духоцентризма». Основателем пятидесятничества считается методистский пастор Чарльз Фокс Пархам (1879-1929 гг.). В 1891 г. он стал учить о том, что есть формула крещения Святым Духом и это крещение может сопровождаться глоссолалией. Считается что первым человеком, у которого произошла «глоссолалия», была пророчица Агнез Озман — ученица Пархама, которая в 1901 г. вдруг заговорила на «китайском языке». Единой церковной организации у пятидесятников не существует. В этом они сторонники конгреционализма (автономности религиозных организаций), но существуют разные направления пятидесятничества: пятидесятники двух благословений, пятидесятники трех благословений, апостольские пятидесятники, пятидесятники-унитаристы, радикальные пятидесятники (рис. 227).

  • 1. Пятидесятники двух благословений признают Божьими благословениями обращение человека к вере, освобождение от личных грехов и крещение Святым Духом.
  • 2. Пятидесятники трех благословений признают еще освящение человека (освобождение его от первородного греха) как особое благословение Божье.
  • 3. Радикальные пятидесятники признают вознесение человеков (левитацию), дары исцеления, пророческие дары как особые благословения.
  • 4. Апостольские пятидесятники, как и Лейденские братья эпохи Реформации, считают, что их общинами руководят «живые апостолы» (люди, в которых воплощаются апостолы Христа) и «пророки».
  • 5. Пятидесятники-унитаристы отрицают догмат о Святой Троице.
Пастор Чарльз Фокс Пархам (1879- 1929 гг.) — основатель пятидесятнического движения

Рис. 227. Пастор Чарльз Фокс Пархам (1879- 1929 гг.) — основатель пятидесятнического движения

Пятидесятничество широко распространено в Северной Америке. В современной Российской Федерации предпринимаются попытки объединения пятидесятнических организаций в рамках единой структуры (рис. 228). В 1995 г. был образован Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников). Он состоит из 25-ти ассоциаций, региональных и епархиальных управлений. Союз занимается правовой защитой и координацией деятельности поместных церквей, которых в составе РОСХВЕ приблизительно более 1500. У пятидесятников нет монастырей и монашества, а среди священников есть как женатые, так и холостые. Они не крестят детей от рождения, считая, что человек должен принять решение о крещении сознательно и четко понимать, зачем он это делает. Интересно, что российские пятидесятники в настоящий момент признают епископское служение и даже апостольское преемство своих епископов. Во главе Союза стоит Начальствующий Епископ (в настоящее время С.В. Ряховский). Признание же апостольского преемства у современных российских пятидесятников можно косвенно проследить через рукоположение новых епископов. Так, в 2012 г. в Санкт-Петербурге состоялась хиротония (пос- тавление в епископский сан) Дмитрия Дмитриевича Шатрова. Хиротонию совершали Начальствующий Епископ РОСХВЕ С.В. Ряховский и епископ пятидесятнических церквей Эстонии Мярт Вяхи. Активно развивается так называемое неопятидесятническое служение. В основном проповедники этого течения занимаются телевизионной проповедью в США и Канаде. В основе их вероучения лежит эсхатологическое учение о скором конце мира и об Армагеддоне, который многие из них видят в скорой ядерной войне, которая может приблизить Второе Пришествие. Надо отметить что этот вариант неопятидесятничества пытался распространяться в России в 1990-е гг. На Украине в 90-е годы XX в. он распространялся довольно активно и плоды этого распространения можно видеть в по-

Храм пятидесятников в Нижнем Новгороде пытках превратить гражданский конфликт на Украине в полноценную религиозную войну

Рис. 228. Храм пятидесятников в Нижнем Новгороде пытках превратить гражданский конфликт на Украине в полноценную религиозную войну.

В основном неопятидесятники относят себя к так называемому радикальному пятидесятничеству. Неопятидесятничество тесно связано с неоконсервативным направлением в американской внешней и внутренней политике, которое выступает за использование экономической и военной мощи США для победы над враждебными, по их мнению, США режимами и установление в этих государствах «демократии». Это направление появилось в начале 1970-х гг. в рамках Демократической партии, так как часть демократов была не согласна с недовольством внутри партии продолжением вьетнамской войны. Особым направлением внутри современного пятидесятничества можно считать Новоапостольскую церковь.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >