Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Методизм

Методистская церковь — протестантская церковь, распространена в США, Великобритании. Возникла в XVIII в., отделившись от англиканской церкви с требованием последовательного и методичного соблюдения евангельских предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение и кротость. Основателем методизма считается Джон Уэсли. Движение методизма возникло в лоне Англиканской церкви и окончательно отделилось от нее в конце XVIII в. Методистские общины используют в своем богослужении различные литургические формы, начиная от так называемых высоких форм, унаследованных от Англиканской церкви, и заканчивая характерным для протестантизма простым богослужением, не признающим литургических обрядов. Как течение внутри англиканства, методизм возник в 1720-х гг. в Оксфорде, однако далеко не сразу обособился в отдельную конфессию. Основателями методизма были братья Джон Уэсли (1703-1791 гг.) (рис. 223-223.1) и Чарльз Уэсли (1707-1788 гг.), Джордж Уайтфилд (1714-1770 гг.), важную роль в становлении методизма сыграла также графиня Селина Гастингс (1707-1791 гг.) (рис. 224). По состоянию на 2005 г. к методистам принадлежало около 75 млн человек. Интересно, что наименование «методист» возникло первоначально как прозвище, которое оппоненты дали Джону Уэсли за его методическое посещение церковных служб и выполнение всех церковных обрядов. Позднее Уэсли стал трактовать это по-своему и считал, что методистами можно называть людей, которые строго следуют Священному Писанию

Чарльз Уэсли (1707-1788 гг.) — основатель методизма

Рис. 223. Чарльз Уэсли (1707-1788 гг.) — основатель методизма

Джон Уэсли (1703-1791 гг.) — основатель методизма

Рис. 223.1. Джон Уэсли (1703-1791 гг.) — основатель методизма

и живут согласно методу, который Господь утвердил в Библии. Рихард Беннет считал, что методизм в первый период своего существования не имел четко сформулированного учения, что порождало богословские споры: «Джон Уэсли, симпатизируя учению Моравской церкви, датского богослова Якоба Арминия, отрицал учение о предопределении. Его оппоненты Джордж Уайтфилд, Хауэл Харрис и графиня Хантингтонская Селина Гастингс придерживались кальвинистских взглядов...»[1].

Первоначально учение методистов сводилось к следующим принципам:

  • 1. Люди по своей природе грешны и, следовательно, являются детьми греха.
  • 2. Человек оправдывается верой.
  • 3. Вера производит внутреннюю и внешнюю святость.

В настоящее время методисты идентифицируют свое учение с арми- нианской концепцией свободной воли, которая даруется освящающей благодатью. Этим учение методизма отличается от кальвинистского вероучения, распространенного в реформаторской церкви. В географических областях, например в Уэльсе, где сильны кальвинистские настроения, существуют так называемые кальвинистские методисты, в некоторой степени поддерживающие учение предопределения. В 1783 г.

Графиня Селина Гастингс (1707-1791 гг.)

Рис. 224. Графиня Селина Гастингс (1707-1791 гг.)

Селина Гастингс, бывшая первоначально последовательницей Джона Уэсли и придерживавшаяся кальвинистского учения, основала несколько общин, которые впоследствии стали основой небольшой самостоятельной протестантской группы под названием «Объединение Хантингтонской графини», которая отделилась от методизма. Джон Уэсли был также известным церковным писателем.

Его книги «Типовые проповеди Джона Уэсли», «Объяснительные записки к Новому Завету», «25 статей религии» являются основой современного вероучения методистов. Во время Богослужения методисты читают Апостольский символ веры, но также признают и православный Никео-Царе- градский символ веры. В 1784 г. Джон Уэсли рукоположил несколько первых священнослужителей для деятельности в Северной Америке, что стало окончательным разрывом между методистскими общинами и Англиканской церковью. Позднее методизм стал распространяться по всем колониальным владениям Великобритании. При поддержке американских и английских методистов в Африке образовались самостоятельные Африканская методистская епископальная церковь и Африканская методистская епископальная церковь Сиона. Великобритания признала методизм отдельным церковным сообществом в 1795 году. Богословие таинств и литургии в методизме следует тенденции исторической интерпретации и учения Англиканской церкви, что связано прежде всего с тем, что основатель Джон Уэсли и его младший брат Чарльз Уэсли были англиканскими священнослужителями. Методисты признают только два таинства: Крещение и Евхаристию. Методисты считают, что они «принимают Тело и Кровь Христа, Который дает искупление в Святом Причастии». Методисты также утверждают, что существуют и другие многочисленные средства благодати, которые даруются сакраментальным* образом. Методисты подтверждают то, что важным значением в их религиозной практике являются учения святых отцов, но при этом не считают, что Священное Предание является богооткровенной истиной, применяя традиционный протестантский принцип Sola Scriptura (источник Веры только Писание). При этом они считают, что Священное Предание служит инструментом для толкования Священного Писания. В учение о проявлении Божественного Откровения методисты придерживаются так называемого методологического «Четырехугольника Уэсли» (Sola Scriptura, Prima Scriptura, Герменевтика и Христианская традиция). Методисты считают, что личное обращение и спасение всегда подразумевает стремление к миссионерству и служению миру. Библейская святость влечет за собой личное благочестие. Любовь к Богу всегда подразумевает хорошие отношения с ближними и стремление к справедливости. Уникальной особенностью методизма, особенно среди американских общин, является так называемое «Время прилива», которое начинается за 13 недель до Адвента и некоторое время после Пятидесятницы, во время которых подчеркивается усиленная благотворительная деятельность среди нуждающихся. Другой особенностью духовной практики методизма является так называемый Договор, во время которого в одно из подходящих воскресений методисты ежегодно возобновляют личный завет с Богом. Во время этой практики используется составленное Джоном Уэсли богослужение под названием «Молитва Завета». Методизм исповедует принцип всеобщего священства, но учит, что некоторые из верующих призваны и рукоположены для отправления духовных обязанностей — для проповеди Евангелия, совершения таинств и духовного руководства. Методисты сохранили степень епископа, но без мистического понимания. Уэсли считал необходимым сохранять преемственнось священства и настаивал на получении от англиканской церкви рукоположенных священников для совершения таинств, а когда ему было в этом отказано, сам посвятил одного из своих последователей в «суперинтендента» с правами епископа. Отсюда берет свое начало методистское священство. Несмотря на то что методисты сохранили только два таинства — Крещение и Вечерня Господня (Причастие) они веруют что в хлебе и вине Причастия существует истинное присутствие Иисуса Христа (рис. 225).

В России методизм возникает в 1889 г. В 1889 г. в Санкт-Петербурге появилась первая в России методистская община, которая обслуживалась пасторами из Швеции и Финляндии. В 1907 г. в Санкт-Петербурге получил официальное разрешение на деятельность пастор Хьялмар Сальви. В октябре 1907 г. в Санкт-Петербурге была основана Финская и Петербургская миссия методистской церкви, которой руководил американец Джордж Симонс. В первое десятилетие издавались журналы «Методизм в России»

Храм Св. Эдгия в Эрфурте, 1324 г

Рис. 225. Храм Св. Эдгия в Эрфурте, 1324 г. Методистский храм на английском языке и «Христианский Поборник» на русском языке (в 1909 г. тираж этого журнала достиг 15 тыс. экземпляров). В это же время были изданы на русском языке вероучительные сочинения «Канонический катехизис», «Доктрины и дисциплины Методистской епископальной церкви», «Методисты: кто они и чего они хотят» и сочинение Джона Уэсли «Характер методиста». В 1909 г. методистская община получила официальное разрешение на свою деятельность под названием «Первая петербургская методистская епископальная церковь». Эта община объединяла в своих рядах 132 методистов под руководством пастора Джона Симонса. Помещение для богослужения находилось в доме № 10 по Десятой линии Васильевского острова. «С осени 1908 г. в Санкт-Петербурге начала действовать община диаконис «Вифания», которой руководила Анна Эклунд. В 1914 г. методистская община приобрела в свою собственность дом № 58 на Большом проспекте, в котором 1 сентября 1915 г. была открыта церковь. В 1906 г. была основана первая в Литве методистская община. В 1912 г. в Ковно состоялось первое заседание Русского миссионерского округа. В 1921 г. была создана методистская Сибирско-Маньчжурская миссия для работы среди корейского и русского населения на Дальнем Востоке и в Маньчжурии. В начале 1923 г. миссионерами была основана русскоязычная община во Владивостоке. Однако из-за начавшихся в СССР гонений на верующих миссионеры были вынуждены покинуть Владивосток и полностью сосредоточить свою работу в Маньчжурии...»[2].

В 1935 г. статус самостоятельной получила Эстонская методистская церковь. За период с 1943 по 1973 г., после включения Эстонии в состав СССР, методистские общины возросли с 1242 до 2300 верующих. Церковь пережила годы гонений и репрессий и существует по сей день. В 1993 г. в России была зарегистрирована Российская Объединенная методистская церковь, которая в 1999 г. получила статус централизованной организации, объединяющей все методистские общины на территории России. В состав Российской Объединенной методистской церкви входят около 100 общин, в которых служат около 70 пастырей. В настоящее время методистские общины в России разделены на пять территориальных округов: Волго-Вятский, Московский, Северо-Западный, Центральночерноземный и Южный, которые возглавляют старшие пасторы. Ежегодно собирается высший орган методистской церкви в России под названием «Ежегодная Конференция Российской Объединенной методистской церкви». На территории бывшего СССР также действует Объединенная методистская церковь Евразии. Она активна в Киргизской Республике и среди российских корейцев на Дальнем Востоке.

Методистская церковь в Эстонии ведет свое начало с 1907 г. В 1907 г. эстонцы, обратившиеся в методизм в Петербургской общине, начали проповедовать на острове Сааремаа. В 1910 г. в городе Кууресааре образовалась первая методистская церковь. Движение проникает и на материк. В 1921 г. создается Балтийская и Славянская Конференция Объединенной Методистской церкви, которая объединяет приходы на территории трех балтийских государств. В 1924 г. конференция насчитывала 46 приходов, 29 пасторов и почти 1700 человек. Эстонская церковь не была уничтожена и при советской оккупации, продолжая свою легальную деятельность. Более того, в 1957 г. в Таллине была образована отдельная русскоязычная община (ныне насчитывающая около 300 человек). Так как эстонская церковь является составной частью мировой Объединенной методистской церкви, над суперинтендантом стоит епископ Скандинавии и Балтики. На данный момент церковь объединяет 25 приходов (из них 9 русскоязычные) и около 2 тысяч верующих. Почти все методистские церкви состоят во Всемирном методистском совете, штаб-квартира которого находится в населенном пункте Lake Junaluska, штат Северная Каролина, США. Самый старый храм, который находится в собственности методистов, — церковь в Эрфурте, построенная в 1324 г. Самым большим храмом является Чикагский храм, шпиль которого находится на высоте в 173 метров. Этот храм был построен в 1923 г. Методистской американской конгрегацией (сегодня — Объединенная методистская церковь) и является самым старым небоскребом в Чикаго. В настоящее время в мире существует государство, национальной церковью которого провозглашается методизм — это небольшое Королевство Тонга в Океании (рис. 226) (С^Ь рис. 109-109.1).

  • [1] Bennet R. Howell Harris and the Dawn of Revial. (1909, Eng. Tr.1962).
  • [2] Соловьев К.А. Религиоведение. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 337.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>