Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Баптизм и методизм

Баптисты — последователи одного из самых распространенных протестантских учений в мире. По-гречески baptize означает «окунаю», таким образом, можно говорить о том, что баптисты признают только погружа- тельное крещение. Их считают протестантами, но интересно, что сами баптисты себя не считают протестантами. Более того, часть баптистов (в основном русские баптисты) признают Юлианский календарь. Однако если внимательно изучать вероучение баптизма, можно увидеть много общих вероучительных догм, которые признаются во многих протестантских деноминациях. Согласно их вероучению, человек может спастись только через личную веру, а не через спасительную силу Церкви. Баптисты признают авторитет только Священного Писания. Конфессия вышла из среды английских пуритан. В основе баптистского вероучения, которое дало имя всему движению, лежит принцип добровольного и сознательного крещения по вере взрослых людей при наличии твердых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Крещение младенцев отвергается как несоответствующее требованию добровольности, сознательности и веры. Подобно иным протестантам, баптисты признают Библию в составе 66 книг Ветхого и Нового Завета Священным Писанием, обладающим исключительным авторитетом в повседневной и религиозной жизни. В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства, а также самостоятельности и независимости каждой отдельной церковной общины (конгрегационализм). Пресвитер (пастор) общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих. Первым Всемирным съездом христиан-баптистов в Лондоне в 1905 г. в качестве основы вероучения был утвержден Апостольский Символ веры, а также сформулированы следующие принципы:

  • 1. Библия — единственный непогрешимый авторитет в делах веры и практической жизни (Sola Scriptura).
  • 2. Церковь должна состоять только из духовно возрожденных людей. Баптисты разделяют общепротестантское мнение о единой вселенской (невидимой) церкви.
  • 3. Крещение и Вечеря Господня преподаются только возрожденным людям.
  • 4. Независимость поместных общин в духовных и практических вопросах (конгрегационализм).
  • 5. Равноправие всех членов поместной общины, всеобщее священство.
  • 6. Свобода совести для всех верующих и неверующих.
  • 7. Отделение церкви от государства.
Джон Смит — основатель баптизма

Рис. 217. Джон Смит — основатель баптизма

Первая община баптистов была основана в Амстердаме в 1609 г. группой английских пуритан во главе с Джоном Смитом (рис. 217), которая под влиянием меннонитов (умеренных анабаптистов) восприняла доктрину, отвергающую крещение младенцев. В 1612 г. часть амстердамских баптистов вернулась на родину, образовав в Лондоне первую баптистскую общину Англии, где окончательно сформировались вероучение и догматы, а также возникло наименование «баптисты».

«Зародившись в Европе, наибольшего развития баптистское движение достигло в Северной Америке. Основу первых баптистских общин составили изгнанники из пуританских колоний, преследуемые за высказывание взглядов о необходимости отделения церкви от государства и отказ от крещения детей. В 1638 г. группой таких верующих во главе с переселенцем Роджером Уильямсом была основана новая колония Род-Айленд, где официально была провозглашена свобода вероисповедания, а в городах Провиденс и Ньюпорт основаны первые баптистские церкви»[1]. В баптизме были и остались два основных течения: общих и частных баптистов. Их разделяет понимание характера искупления грехов и того, как осуществляется спасение. Взгляды общих баптистов близки арминианскому учению. Они считают, что Христос совершил общее искупление, т.е. искупил грехи всех людей без исключения. Для спасения необходимо соучастие Божьей и человеческой воли (синергия). Частные (партикулярные) баптисты, придерживающиеся кальвинистских воззрений, утверждают, что Христос совершил частное искупление, т.е. искупил грехи только избранной части человечества, и конкретный человек спасается исключительно по воле Божьей. Первая община христиан, именовавшихся баптистами, под руководством Джона Смита придерживалась учения общих баптистов. Первая же община частных баптистов возникла в 1638 г. в английском городе Сосворк. В России преобладают общие баптисты, отчасти это можно объяснить влиянием на русский баптизм православной теологии. В США преобладают частные баптисты- кальвинисты. Интересно, что с 90-х гг. наблюдается проникновение в Россию сторонников «американского» частного баптизма. В целом, баптистское движение отличается богословским разнообразием. При этом в одно баптистское объединение могут входить общины с существенными различиями в вероучении. Основными вопросами, по которым ведутся дискуссии между различными направлениями баптизма, являются учение об отделении верующих от мира (сепаратизм), отношение к организации миссионерской работы, а также проблемы эсхатологии. В России баптизм возникает в середине XIX в. Иногда можно встретить название Евангельские христиане — баптисты. Связано это с тем, что в 1944 г. с баптистами в СССР объединились общины евангельских христиан-пятидесятников, а в 1945 г. общины братских меннонитов. В настоящее время в России существует координационный центр Российский Совет Евангельских Христиан — Баптистов. Возникновение баптизма в России связано с религиозным сообществом, которое именуют штундизмом.

Stunde — час, для чтения и толкования Библии. Выделяются два основных направления штундизма, первым из которых по времени возникновения была штунда пиетическая, к которой принадлежали выходцы из вюртембергских пиетистов, переселившихся из Германии в Причерноморье в 1817-1821 гг., в частности в колонии Рорбах и Вормс. Сами члены называли свои кружки «братством друзей Божиих». Развитию пиетичес- кого направления штунды способствовал прибывший в Россию в 1824 г. реформатский пастор Иоганн Бонекемпер. Позднее, в 50-е годы XIX в., на юге России (современный Юго-Восток Украины) возникло новопиети- ческое штундистское движение, нашедшее сторонников среди лютеран и меннонитов и оформившееся в виде «вюстовских кружков» (по имени их основателя лютеранского проповедника Эдуарда Бюста). Начало распространения штундизма среди коренного населения Украины принято относить к 1859 г., когда к одной из пиетических групп, действовавших в районе г. Николаева, присоединился житель деревни Основы Одесского уезда крестьянин Иван Федорович Онищенко, который стал первым активным проповедником данного учения среди малороссов. Благодаря его усилиям, а также деятельности привлеченных им к проповеди крестьян Михаила Ратушного и Герасима Балабана в указанном населенном пункте была сформирована первая штундистская община. К 1867 г. эта община насчитывала вместе с жителями соседних деревень (Игнатовки и Рясно- поля) 35 семей. Другим центром штундизма стал Елисаветградский уезд (деревни Карловка и Любомирка), где с 1866 г. распространение получило учение новопиетического направления. Проповедниками нового учения также стали местные крестьяне Ефим Цимбал, Трифон Хлыстун и Иван Рябошапка. Впоследствие штундистское учение стало быстро распространяться по Украине благодаря проповеднической активности своих последователей. Косвенно этому способствовала и политика властей, практиковавших высылку активных проповедников из родных сел, которые на новом месте разворачивали миссионерскую деятельность и зачастую добивались успеха. К 1882 г. только в Киевской губернии штундистские общины, согласно полицейским отчетам, насчитывали до 590 членов, а в целом в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях число штундистов достигло свыше 1000 человек. 4 июля 1894 г. положением Комитета Министров Российской империи штундизм был объявлен «сектою особенно вредною в церковном и общественно-государственном отношениях», а последователям учения запрещалось собираться на общественные молитвенные собрания. Репрессии в отношении штундистов продолжались до Высочайшего манифеста о веротерпимости 17 апреля 1905 г., когда инославные христиане получили право на свободу вероисповедания. Изначально последователи штундизма из числа украинцев и русских не стремились к разрыву отношений с православной церковью, продолжая посещать православные церковные богослужения, а для крещения детей, совершения браков и погребения умерших обращались к православным священникам. Собрания штундистов состояли из совместного чтения и последующего обсуждения Библии Синодального перевода, молитвы и хорового пения духовных песен. Большое внимание уделялось практическому применению принципов христианской морали в жизни, в связи с чем даже противниками штундизма в лице православного духовенства и представителей властных структур признавалась высокая нравственность большинства последователей этого движения.

Временем окончательного выделения русско-украинского штундизма в самостоятельное религиозное течение принято считать 1869-1871 гг. XIX в., когда члены общин Елисаветградского (1869-1870 гг.), а затем и Одесского уездов (1871 г.) крестились по обряду, принятому у баптистов и братских меннонитов. В 1884 г. большинство штундистских общин вошло в Союз русских баптистов Южной России и Кавказа. Современные

«русские баптисты», которые считают себя наследниками ереси Феодосия Косого и Матфея Башкина, скорее всего, восходят именно к этим штун- дистским общинам Юга Росии. В настоящее время существует еще одно небольшое направление баптизма — «баптисты седьмого дня», которые проводят свои молитвенные собрания не в воскресенье, а по субботам. Богослужение у баптистов состоит из проповеди, чтения Библии, чтения молитв и пения гимнов. Баптисты ведут широкую миссионерскую работу. У них каждый член сообщества может быть миссионером. Интересно, что очень часто баптисты используют элементы Священного Предания. Это хорошо видно из баптистских изречений. Например, баптисты используют знаменитые слова Св. Преп. Серафима Саровского «Лучше уж сидеть и сидя думать о Боге, чем стоять и думать только о затекающих ногах» для оправдания того, что в их молитвенных домах стоят скамьи. Ранее места баптистских собраний именовались аудиториями, но в настоящее время все чаще они именуются молитвенными домами или церквами. В церквах можно встретить алтари, кресты, настенные изображения, витражи в окнах. Во время Богослужения возжигаются свечи, пасторы надевают особые богослужебные облачения. Среди известных баптистов можно отметить бывших президентов США — Гарри Трумэна, Уоррена Хардинга, Эндрю Джонсона, Джимми Картера, братьев Рокфеллеров, актеров — Кевина Костнера, Брэда Питта, Чака Нориса, писателя Рэя Бредбери (рис. 218-221). Среди русских баптистов известны Николай Васильевич Одинцов (1870-1939 гг.) — редактор журнала «Баптист», Василий Гурьевич Павлов (1854-1924 гг.) — редактор журнала «Баптист», Иван Степанович Проханов — лидер Российского баптистского движения, основатель и руководитель Всероссийского Союза Евангельских Христиан (1908-1928 гг.), вице-президент Всемирного Баптистского Альянса (1911 г.) (рис. 222). Отметим, что в эпоху СССР баптизм пережил несколько этапов своего развития. Так, в 20-е годы XX в. советское руководство иногда заигрывало с баптистами. Например, в Москве им был передан бывший православный храм Черниговских Чудотворцев

Гарри Трумэн — Президент США

Рис. 218. Гарри Трумэн — Президент США

Джимми Картер — президент США

Рис. 219. Джимми Картер — президент США

Брэд Питт — американский актер

Рис. 220. Брэд Питт — американский актер

Михаила и Феодора в Черниговском переулке.

В 30-е годы XX в. баптисты, как и православные христиане, пережили эпоху гонений. В 40-е годы часть баптистских общин прошла регистрацию и был образован Всесоюзный Совет евангельских христиан баптистов. Часть общин регистрацию не прошла и действовала в подполье. Интересно, что баптисты были единственной религиозной организацией в СССР, которая вела активную работу с молодежью. Существовала даже подпольная молодежная организация «бапсомол»*. После 1991 г. рис.221. Американский ВСЕХБ был распущен и были образованы две бап- писатель Рэй Брэдбери тистские организации: РСЕХБ, который состоит из

Рис. 222.

Иван Степанович Проханов — лидер Российского баптистского движения

региональных объединений церквей, которые входят в семь территориальных округов, координируемых заместителями председателя Союза. Высшим органом управления Союза является Всероссийский Съезд представителей региональных объединений, созываемый раз в четыре года, на котором избирается председатель и президиум союза и решаются иные вопросы, касающиеся работы объединения, и Международный Союз Церквей Евангельских Христиан — Баптистов, который является наследником Союза Церквей Евангельских Христиан-Баптистов — подпольной организации, которая существовала в СССР с 60-х гг. XX в. В советский период их часто именовали баптистами-раскольниками или прокофьевцами. В настоящее время внутри баптизма происходят некоторые знаковые события.

Например, пасторов которые исполняют административную работу, все чаще именуют епископами.

Баптисты сами себя именуют Церковью, однако можно говорить о том, что в процессе своего развития баптизм вышел далеко за рамки «организации сектантского толка» и превратился в крупное религиозное сообщество.

  • [1] Torbet Robert G.A. History of the Baptists. Chicago-Los Angeles: The Judson Press. 1952.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>