Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Антитринитарии

Антитринитарии (anti — против, trinitas — троица), или Nontrinitarians (в мировой литературе) — приверженцы монотеистической системы верований в христианстве, не принимающие догмат о Троице. Антитринитарная идеология была объявлена ересью на Никейском соборе в 325 г. До 325 г., когда Никейским собором в учении христианской Церкви официально не был утвержден догмат о триединстве, антитринита- риями были гностики, монархиане, ариане. Антитринитарии во времена Реформации называли себя унитариями. В то время как реформаторы, чтобы сохранить связь с древнехристианской церковью, признавали догмат о Троице неприкосновенным, хотя и непостижимым таинством, другие пытались подвергнуть этот догмат критическому анализу на основании Писания или с точки зрения разума. В соответствии со средневековым мистицизмом Иоганн Денк из Баварии (умер от чумы в декабре 1527 г.) и народный историк Себастьян Франк из Донауверта (умер в 1543 г.) учили, что истинный Христос есть «вечное слово», «внутренний свет», горящий в сердце каждого верующего, тогда как внешний, исторический Христос ничего не значит. Напротив, Конрад из Вюртемберга (казнен в Базеле в 1529 г.) и Людвиг Гецер из Би- шофсцелля (обезглавлен в Констанце в 1528 г. по обвинению в преступлении против нравственности) видели в Христе только преисполненного божественного Духа человека.

Испанский врач Мигель Сервет (рис. 211.1), открывший два круга кровообращения, за отрицание Троицы был сожжен в 1553 г. в Женеве по настоянию Кальвина. Нидерландец Иоганн Компанус (вследствие сумасшествия заключенный в 1574 г. в Клеве), ссылаясь на книгу Моисея (Быт. 1:26), учил, что в Боге существуют две ипостаси, образующие единое, подобно тому, как муж и жена составляют одно тело. «Особенно многочисленны были антитринитарии в Италии, где реформационное движение в связи с гуманистическим образованием приняло критическое направление. Однако инквизиция принудила итальянских антитринитариев покинуть свое отечество и искать убежища в протестантских странах, преимущественно в Швейцарии. Но и здесь участь их была не лучше. Испытав жестокие гонения в Швейцарии и Германии, антитринитарии осели в Польше и Трансиль- вании, где ими была основана под именем социниан церковная община»171. Известный русский и советский историк Р. Г. Скрынников считал, что известная у нас «ересь жидовствующих» конца XV — начала XVI в. была во многом антитринитарной. В 1476 г. из Киева и Вильно, известные как «жидовствующие», антитринитарии проникли в Московское княжество, где им долгое время покровительствовал сам великий князь Иван III (1462-1505 гг.). Именно под влиянием антитринитариев он в 1492 г. ввел празднование Нового года не с 1 марта, как это соответствовало хозяйственному укладу восточноевропейских стран, а с 1 сентября, что в большей степени соответствовало началу Нового года в Палестине. Идеологом московских и новгородских антитринтариев, которых на Руси стали называть «жидовствующими», был некий Схария (Захарий?), автор или переписчик книги «Шестокрыл», хотя, по мнению Р. Г. Скрынникова, он мог быть выдуман по методу испанской инквизиции для признания партии княгини Елены Волошанки (дочери молдавского Господаря Стефана Великого — супруги сына Ивана III Ивана Ивановича Молодого) жидовствующими и, значит, антитринитариями. К вызывавшим симпатии великого князя Ивана «жидовствующим» примкнули многие вольнодумцы, в частности известный писатель и дипломат дьяк Федор Курицын и его брат Иван Волк Курицын. Под влиянием сторонников партии Великой Княгини Софьи Палеолог, а также трагической гибели сына и наследника Ивана Молодого, которого не смог спасти врач-иудей Леон, великий князь Иван III отстранил от себя «жидовствующих» уже с середины 1490-х гг. Их главные идеологи (за исключением бежавшего Схарии) и противники репрессий против них 27 декабря 1504 г. были принародно сожжены в Москве в деревянных клетках. Впрочем, большинство адептов этой ереси были сосланы в отдаленные монастыри, сожжено было 14 человек — руководителей секты (рис. 212).

171 Соловьев К.А. Религиоведение. М.: Наука. 2016. С. 323.

Рис. 212. Казнь жидовствующих в Москве в 1504 г.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>