Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Социниане и антитринитарии

Социниане — представители польской реформации конца XVI — начала XVII столетия. Основателем учения являлся итальянский проповедник Фауст Социн (1539-1604 гг.), который в 1579 г. перебрался в Польшу (рис. 210). В польском городе Ракув с 1569 г. существовала община Польских братьев, в которой социниане вскоре заняли господствующее положение. Интересно, что социниане многое в своем вероучении взяли из древней ереси несто- риан. В частности, социниане считали, что Иисус Христос не Бог, как учат монофизиты, не Богочеловек, как утверждают Православная и Католическая церкви, а Человек, наделенный Божественной энергией, что очень близко к учению нес- ториан. На этом основании социниане отвергают догмат о Святой Троице. Социниане признавали авторитет Священного Писания. Социниане не только проповедовали свое учение, но и признавали приоритет светского образования и выступали за свободу вероисповедания. В 1658 г. по решению Сейма они были изгнаны из пределов Речи Поспо- литой и переселились в основном в Голландию, Германию и Трансильванию. Часть их двинулась в Трансильванию, а другая — в Силезию, Бранденбург и Пруссию. Социнианство совершенно вытеснило в Трансильвании другие антитринитарные секты и распространялось здесь довольно успешно. Последователи этого учения стали потом известны под именем унитариев. В Германии социнианство распространилось, главным образом, из Альтдорфа, где профессором физики и медицины в самом конце XVI в. был Эрнст Зонер (Ernst Soner) родом из Нюрнберга. Так как в Германии в это время господствовала крайняя религиозная нетерпимость, то Зонер пропагандировал свои взгляды среди своих слушателей тайно, так что о его настоящих религиозных убеждениях стало известно в городе лишь после его смерти, последовавшей в 1612 г. Тогда немедленно были приняты меры к искоренению социнианства в Альтдорфе. В 1653 г. в Нидерландах был издан строгий эдикт против социниан. Несмотря на это, их движение не только продолжало существовать в Голландии, но в Амстердаме, главным образом, печатались их сочинения и оттуда распространялись по всей Европе. В Англию социнианство проникло в начале XVII в. Польские социниане посвятили даже латинский перевод раковского катехизиса, вышедшего в 1609 г., Английскому королю Якову I (рис. 211), правда, без всякого успеха. Однако социнианские сочинения стали постепенно находить читателей в Англии, несмотря на преследования за это. В 1651 г. появился в английском переводе раковский катехизис, а два года спустя уже ряд других социнианских сочинений. Наиболее содействовал распространению этих переводов и учения социниан Джон Бидл (Biddle). С 1644 г. в Лондоне начали происходить тайные собрания сочувствующих этому учению. Несмотря на гонения, социнианство пустило корни в Англии, и унитарии имели здесь много общин. В настоящее время социниане известны в основном как унитарии.

Король Англии и Шотландии Яков I Стюарт

Рис. 211. Король Англии и Шотландии Яков I Стюарт

Испанский врач Мигель Сервет

Рис. 211.1. Испанский врач Мигель Сервет

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>