Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Меннониты

В России принято написание названия этого религиозного направления через одно «Н» — менониты. Меннонитами называют последователей протестантского непротивленческого движения, которое появилось в конце 30 — начале 40-х гг. XVI в. Долгое время название «меннониты» не было общеупортебительным. Например, в Швейцарии они называли себя «сознательно крещаю- щиеся» (Taufgesinnten), а в Голландии — Doopsgez- inden. Только в XX столетии утвердилось название, существующее и поныне. Оно связано с именем бывшего католического священника Менно Симонса из Фрисландии (1496-1561 гг.). Благодаря Симонсу, голландские анабаптисты заняли позиции пацифизма и смогли сохраниться как религиозное движение (рис. 209).

Священник Менно Симонс из Фрисландии (1496 —1561) — основатель секты меннонитов (амишей)

Рис. 209. Священник Менно Симонс из Фрисландии (1496 —1561) — основатель секты меннонитов (амишей)

В 1524 г. в возрасте 28 лет Менно становится католическим священником, пройдя обучение в одном из фрисландских монастырей. После рукоположения в Утрехте Менно был направлен служить в Пингъюм, вблизи Витмарсума, где оставался священником на протяжении семи лет. Через год после принятия сана Менно подвергся определенному влиянию со стороны сакраменталистов — широко распространенному в то время в Нидерландах движению сторонников радикальной Реформации. Прежде всего, это проявилось в выражаемых им сомнениях по поводу пресуществления хлеба и вина во время Причастия. Менно воспринял сомнения как нашептывания сатаны. Но после того как ни молитвы, ни посты, ни исповеди не смогли удалить сомнения, он обратился непосредственно к Библии, чтобы разобраться в сути вопроса. Читая Писание, Менно пришел к выводу, что взгляды сакраментистов являются библейскими. Стоя перед выбором, на чей авторитет положиться, авторитет Церкви или Писания, Менно, читая труды Лютера, остановился на авторитете Писания. Значительное влияние на Симонса оказали труды Эразма Роттердамского. Менно Симонс был также потрясен, когда узнал что многие протестанты, в особенности анабаптисты, выступают за крещение взрослых людей. Однако до 1536 г. он не переходил в протестантизм. Известно, что Менно

Симонс резко осуждал Иоанна Лейденского и Яна Матисса за насильственные действия при провозглашении Мюнстерской коммуны. Основу учения Менно Симонса составлял строгий библицизм. Его обращение к Священному Писанию было очень широким. Каждое его сочинение, каждый памфлет был испещрен ссылками на Библию. В каждом его издании на титульной странице был напечатан девиз: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11). Этот девиз стал основой всего учения Менно, которое было строго христоцентрично. Все учение и практика Менно и его последователей строились на учении Библии и прославлении Христа как главной цели существования религиозной общины. Основными положениями его учения также можно назвать сознательное крещение, либо крещение по вере, непротивление злу насилием и сознательный отказ верующих от участия в делах государственного управления. Однако сам Менно часто пользовался покровительством сильных мира сего. Например, во время пребывания в Восточной Фрисландии ему первое время покровительствовала правительница этих мест графиня Анна Ольденбургская. Позднее он нашел покровительство в лице кёльнского архиепископа Германа фон Вида. Но только после 1554 г. Менно Симонс и члены его общины смогли найти спокойное место для своих проповедей и жизни во владениях Бартоломеуса фон Алефельдта в Бад-Одельсло (Шлезвиг-Гольштейн). В имении фон Алефельдта Вюстенфельде под городом Бад-Одельсло Менно Симонс скончался 31 января 1561 г. Менно Симонс, его жизнь и учение, оказали значительное влияние на религиозную жизнь Европы и мира в целом.

Во-первых, благодаря его влиянию и деятельности, северное крыло анабаптистского движения смогло сохраниться, перестроившись и консолидировавшись не вокруг какого-то лидера, но вокруг вероучения. Хотя Менно не был выдающимся богословом, как другие протестантские лидеры, его жизнь, согласно Писанию, и искреннее следование за Христом стали примером для многих его последователей.

Во-вторых, меннонитские общины и их вероучение принесли в мир понятия, ныне кажущиеся само собой разумеющимися, но были революционны в XVI в. Отделение церкви от государства, свобода совести, добровольное членство в церкви, демократическое церковное управление, святая жизнь, христианское миротворчество зародились именно в учении Менно Симонса.

В-третьих, Менно и его учение оказали влияние на возникновение и формирование в христианстве евангелического движения, пионерами которого стали баптисты.

После 1561 г. последователи Симонса были вынуждены перебраться в земли Бранденбурга, где и жили до 1788 г. В конце XVIII столетия мен- нониты подверглись преследованиям в Пруссии, и в этом же году последовало приглашение от Императрицы Екатерины Алексеевны (рис. 209.1) о переселении в Россию. В европейской России им были предоставлены значительные земельные владения в Саратовской и Самарской губерниях, позднее на этих территориях возникла Автономная Советская Социалистическая Республика Немцев Поволжья (1918-1941 г.). Помимо этого, согласно царскому указу, им были предоставлены земли в Таврической губернии по реке Молочные воды (современная Республика Крым), в настоящее время община крымских немцев состоит в основном из потомков меннонитов и остатков этнической группы крымских готов*. В Екатеринбургской губерии и на Алтае им были предоставлены значительные земельные наделы. В настоящее время в Алтайском крае существует немецкий меннонитский национальный район (Nazionalkreis Halbstadt). Для меннонитского вероучения характерно убеждение в установлении «Тысячелетнего царства Божьего на Земле». Это дает право говорить о том что меннонитов можно отнести к так называемым хилеастическим сектам*. Для меннонитов характерно убеждение что спасение зависит от личных качеств человека и его внутренней праведной жизни. В 1632 г. в Голландском городе Дорт- рехте проходила конференция меннонитов и было выработано так называемое Дортрехтское исповедание веры. Кроме крещения, они признают причастие, которое именуют хлебопреломлением и считают его обрядом, а не таинством. Кроме этого, меннониты признают обряд «омовения ног». Каждая община у них автономна, так как они не признают институт церковной иерархии. Пресвитеры у них избираются общиной и могут быть как женщинами, так и мужчинами. Обряд причастия исполняют старейшины, которые ежегодно избираются из числа членов общин. Существует несколько меннонитских организаций, которые именуют иногда Церквами, например, Меннонитская братская церковь Северной Америки, Гуттерское братство, Меннонитская церковь, Меннонитская церковь Генеральной конференции. В США и Канаде значительно влияние Консервативной меннонитской церкви, поэтому в США меннонитов часто именуют Амишами. В 60-е годы XIX в. в Российской империи произошел раскол на братских и церковных меннонитов. Отличие первых от вторых в том, что церковные меннониты признавали Церковный конвент (совет), который был создан по Указу Николая I решением Святейшего Правительствующего Синода в 1851 г. В настоящее время братские меннониты практически ассимилированы баптистами. Экономическое и отчасти политическое влияние меннонитов в России выразилось в том, что после военной реформы 1874 г. правительство России, боясь экономических последствий эмиграции меннонитов, освободило их от военной присяги и ношения оружия. Меннонитским юношам, достигшим 21 года (совешеннолетие и призывной возраст в России), было вменено в обязанность проходить обязательную четырехлетнюю службу в лесничес-

Рис. 209.1.

Императрица Екатерина II твах, добровольных пожарных дружинах, мастерских морского ведомства ( Итальянский проповедник Фауст Социн (1539 —

Рис. 210. Итальянский проповедник Фауст Социн (1539 —

1604 гг.) — основатель социнианства

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>