РЕДКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ И НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

САБИИ И ЙЕЗИДЫ

Даниил Аврамович Хвольсон (1819-1911 гг.)

Рис. 202. Даниил Аврамович Хвольсон (1819-1911 гг.)

В Ираке и сопредельных районах Ирана существуют последователи интересной религиозной общины, которая известна под разными названиями — сабии, сабийцы, мандейцы, мандеи. Иногда считают, что сабии — это потомки коренных жителей Сабейского царства. Однако это не совсем так. Слово «сабий» происходит от арамейского слова «sabi» что дословно означает «погружаю». Сами себя сабии называют «наорайе Д'Йахиа» (naoraie d'Yahya) — народ, исполнивший завет Святого Иоанна (Апостола Иоанна Крестителя). В западной литературе можно встретить название — Последователи Святого Иоанна. Историки и археологи считают что сабии пришли в Месопотамию из Палестины в I в. н.э. Религия сабиев носит синкретический характер. Она состоит из элементов иудаизма, раннего христианства и более редких верований, например манихейства. Можно говорить о том, что религия сабиев мало изучена и связана с эзотерическими и астрологическими учениями. В вероучении сабиев значительное место отводится изучению астрологии и того, как она влияет на жизнедеятельность людей. Культ тесно связан с почитанием небесных светил, водных источников. Сабейский ритуал тесно связан с поклонением проточной воде, без которой не проходит ни один обряд или праздник. По этой причине все поселения сабиев расположены по берегу Тигра. В настоящее время сабиев насчитывается около 50 тысяч человек.

Живут они небольшими общинами, которые возглавляются духовными наставниками — шейхами.

Известный русский исследователь, член-корреспондент Российской Императорской Академии Наук, востоковед, семитолог, гебраист Даниил Аврамович Хвольсон (1819-1911 гг.) (рис. 202) разделял всех известных сабиев на исторических и мнимых сабиев.

Согласно его классификации, исторические сабии — это:

  • 1. Халдейские — упоминаемые в Коране парсифицированные халдейские язычники, или внехристианские гностики, родоначальники современных мандеев, или христиан св. Иоанна, которые живут недалеко от Персидского залива и говорят на испорченном халдейско-арамейском наречии; и в настоящее время они известны среди магометан под именем сабии, или субба, т.е. умывающиеся (благодаря своим частым омовениям).
  • 2. Псевдосабии, или сирийские сабии, остатки древнесирийских язычников греческой культуры, которые около 830 г. приняли название «сабии», чтобы пользоваться среди магометанских народов веротерпимостью, которую Коран обещал истинным сабиям; они жили в Северной Месопотамии(в Гаране, Эдессе, Багдаде); религия их есть смешение хал- деизма, парсизма, иудейства, христианства, гностицизма, неоплатонизма; с XII столетия они более не встречаются в истории, но, возможно, что продолжают существовать где-либо в Месопотамии под другим именем; от этих сабиев осталось много литературных памятников, написанных на чистейшем сирийско-арамейском наречии.
  • 3. Мнимыми сабиями являются некоторые народы и религиозные секты древних и Средних веков, которые у арабских, еврейских и персидских писателей назывались сабиями в смысле звездопоклонников и язычников, а позднее были приурочены европейскими учеными к историческим сабиям, например, древние халдеи, персы времен Зороастра, буддисты, сабеи Аравии, от этого названия сабиев образовался термин «сабеизм» в смысле поклонения звездам.

В вероучение сабиев множество элементов иудейства и христианства. Поэтому у мусульман они считаются «людьми писания». Скорее всего, именно о них упоминается в Коране наряду с иудеями и христианами. Были также так называемые харранские сабии. Они сохранили элементы древнейших месопотамских верований и наук. Благодаря харранским сабиям, мусульмане познакомились с культурным наследием древних вавилонян, сумели изучить древние науки. Сами харранские сабии утверждали, что их верования восходят к пророкам Шиту и Идрису. Однако позднее они, фактически, стали язычниками. Еще позднее в их веру проникли элементы гностицизма. По этой причине их учение тоже носило эзотерический* характер. Они считали, что к «абсолютной истине» в их учении могли приобщиться только отдельные избранные люди, которые наделялись жреческими полномочиями. Остальные же члены общины должны были следовать за жрецами, которые, фактически, превратились в посредников между Богом и людьми. Статус жречества был так высок, что им даже поклонялись и устанавливали памятники. Кроме этого, харранские сабии поклонялись и другим объектам. В исламский период сабиев в Ираке было много. Из их среды вышел такой известный философ, как Сабит ибн Кура, который в Харране имел конфликт со своими единоверцами, а затем приехал в Багдад и основал там свою секту. Позднее многие из его приверженцев приняли ислам. В исламе есть разногласия относительно того, кем считать сабиев. «По причине того, что среди са- биев были как учения, близкие к иудео-христианству, так и откровенно языческие, мусульманские улемы разделились во мнениях относительно их правового статуса. Одни считали их язычниками, а другие — людьми писания Ахль аль-Китаб. Например, в ханафитском мазхабе Абу Ханифа считал сабиев людьми писания, а имамы Абу Йусуф и Мухаммад ибн Хасан — язычниками. В то же время все мусульманские правоведы были едины во мнении, о том, что сабиев, которые поклоняются статуям или звездам, считать “людьми писания” нельзя...»[1]. Сабии имеют собственную письменность, основанную на арамейском языке, и свои Священные книги: Сидра-рабба (большая книга) или Гинза (сокровище); Сидра-ди-яхья (книга Иоанна), Коласта (свод молитв и гимнов), Аль- Каиза рабба. Учение и культ сабиев представляют собой учение общегностического типа. В нем заметно смешение халдейского язычества с библейскими представлениями. Божество является дифференцированным в длинном ряде светлых сил, или эонов, частью метафизического, частью мифологического характера, каковы великий ум (мана-рабба), жизнь, тихое веяние, солнечный бог Сам-Семир, небесный (грозовой) бог Юша- мин, живущий при хранилищах вод и великих источниках света, далее, небесный Иордан, целитель душ, затем, знание жизни (манда-ди-хайя), вероятно, соответствующее Софии других гностиков, представляемое иногда в виде всеобъемлющего дерева, совмещающего в себе значение обоих райских дерев в библии — древа жизни и древа познания добра и зла. Начальные зоны называются также «первая жизнь, вторая жизнь, третья жизнь». Человеческие души суть эманации первой жизни, плененные тьмой материального бытия. Для избавления их небесные зоны вселяются в избранников, каковы в особенности Сиф (Ситиль) и Иоанн Креститель (Яхья), установивший религиозные омовения и погружения как символ очищения душ в небесном Иордане. Условие этого очищения для посвященных — воздержание от мяса, вина и половых сношений. Практический путь спасения для обыкновенных сабиев состоит в преданности своей секте, отделяющей их от нечистого мира, и в послушании священникам (тармидам), знающим тайну, но тщательно скрывающим ее от непосвященных. Кроме крещения, существует еще другое таинство, приравниваемое к евхаристии. В священных книгах сабиев многие места проникнуты крайней враждой к Христу и христианству.

Йезиды (Езиды), или дасини — еще одни представители уникальной восточной религии синкретического типа. Ее можно назвать национальной в том смысле что верующие йезиды по национальности курды. На вероучение йезидов большое влияние оказали несториане, хотя некоторые западные ученые-исламоведы, в частности французский арабист Л. Массиньон, отмечают: «...совершенно неверно называть йезидов мусульманами, причисляя их религиозную организацию к крайней шиитской секте...»[2]. В Средние Века Мусульмане и Христиане называли йе- зидов «поклонниками дьявола», считалось это связано с дуалистическим характером их веры и почитанием злого духа Иблиса в образе птицы- павлина. Однако это далеко не так. Йезиды — Единобожники. Они почитают Единого Бога, которого именуют Ездана, или Езда. Йезиды признают единого бога-творца, Малак Тавуса и Шейха Ади. Часто эти личности смешиваются или даже обожествляются, т.е. каждый из них выступает как главенствующий бог. Верховный ангел/божество Малак Тавус (Мелик- Тавус (= Царь-Павлин), Малаки-Таус, Эзазил, или Азазель), изображаемый в образе павлина, является символом езидизма. Шейх Ади — святая и божественная фигура в езидизме. Шейх Ади является основателем езидизма в XII в. Тавуси-Мелек является главным из семи созданных Богом «архангелов» (хафт мере диване) или божеств, куда также входят Эзраил (Эс- раил), Джибраил (Гавриил), Михаил, Дирдаил, Симкаил и Эсрафил (Рафаил), активно участвующие в мирских делах. Езиды верят, что в конце времен Всевышний помирится с падшим ангелом, а до тех пор езидам запрещено упоминать падшего ангела под разными названиями. Езиды традиционно подразделяются на эндогамные касты. Обращение в езидизм невозможно, поскольку для обращенного не находится места в кастовой системе, также тут надо уточнить, что езиды — это в первую очередь те, кто исповедует езидизм, и если езид принял другую религию, то перестает быть езидом. Также надо упомянуть, что езидами являются те, кто рожден от обоих родителей (от матери и отца), исповедующих езидизм, дети из смешанных браков езидами не считаются, т.е. езидизм им не передается по наследству. Высшая духовная каста — шейхи во главе с баба-шейхом, потомком шейха Ади, руководящим богослужениями в храме в Лалеше. За ними следуют пиры (священнослужители), помощники шейхов (факиры), сборщики пожертвований (кавалы) и предсказатели (кучаки). Миряне — последователи (мюриды) различных семейств шейхов. Высшая духовная и светская власть принадлежит миру (мир-шейхану, с 1944 г. Тахсин-бек) с резиденцией в Баадри к югу от Лалеша. Главной святыней езидов служит храм при мавзолее шейха Ади в Лалеше в 40 км к северу от Мосула (Ирак). Кроме него, богослужение проводят в домах шейхов и пиров. Шейх (старец) — в езидской теологии приобрел широкий смысл — дух, мастер, покровитель. В обычном понимании — священнослужитель, особое духовное сословие. Пир — священнослужитель. Мурид (ученик, послушник, мирянин) — название одной из трех каст езидской общины. В свою очередь, каждый шейх и пир тоже является муридом по отношению к своим шейху и пиру. Йезиды признают Богом и Иисуса Христа. Кроме того, в йезидизме существует почитание пророка Мухаммеда и пророка Авраама. Обряды в йезидизме синкретические. Существует обряд крещения, как у христиан, и обрезание, как у мусульман и иудеев. Йезиды имеют свои Священные тексты — Масхаф — афирин,

Масхаф аль-джальва, Масхаф ар-раши. Помимо это, йезиды признают Святость Корана, Библии. Йезидов правильнее называть религиозно-этнической курдской общностью. В Ярославской области в 2009 г. была зарегистрирована религиозно-общественная организация йезидов. В 1914— 1917 гг., во время Первой мировой войны, йезиды вместе с армянами поддерживали Российскую империю и были вынуждены бежать из Османской империи на территорию России. В современной Российской Федерации можно отметить таких известных йезидов, как Зару — известную эстрадную певицу, Героя Советского Союза Саманда Алиевича Сиабан- дова, национального героя йезидов, одного из участников установления Советской власти в Армении Джангир-агу, чемпиона мира, российского боксера Михаила Алояна, российского борца смешанного стиля Амара Сулоева. В настоящее время огромное количество йезидов из-за военных действий в Ираке вынуждены были бежать на север Ирака, в сирийскую провинцию Латакию, также выехать на территории Республики Грузии и в Российскую Федерацию, где существуют значительные йезидские диаспоры (рис. 203), ( Йезидский храм Св. Лалеш в долине Лалеша, Сев. Ирак

Рис. 203. Йезидский храм Св. Лалеш в долине Лалеша, Сев. Ирак

  • [1] Хвольсон Д.А. Die Sabier und der Sabismus, СПб., 1856. 156 с.
  • [2] Шапжников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1976. С. 51.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >