Синтоистский культ

Синтоистский культ относительно прост. Для помещения «синтай» и поклонения ему с самых древних времен строились синтоистские святилища — «дзинд-зя», или «дзингу», посвященные разнообразным божествам: особо уважаемому божеству риса — Инари, богу моря Сува, национальной святыне — горе Фудзи и др. Среди множества «дзиндзя», число которых в Японии превышает 80 тысяч, есть посвященные одному божеству, нескольким или множеству (например, Ясукуни — дзиндзя считается вместилищем многих тысяч душ солдат, погибших в войнах, которые вела Япония). В V-VII вв. на синтоистские святилища постепенно распространяется контроль императорского двора. Культ синтоистского храма усложняется. В VIII в. н.э. формируется институт синтоистских жрецов («каннуси») при императорском дворе. Отправлением ритуалов заведовали несколько фамилий придворной аристократии. Наиболее важная обрядность, по сегодняшний день, отправляется самим императором. Система культовой обрядности разработана довольно скрупулезно. Она включает обряд единичной молитвы прихожанина, его участие в коллективных храмовых действах — очищения (хараи), жертвоприношения (синсэн), молитвы (норито), возлияния (наораи), а также сложные ритуалы храмовых праздников мацури. Молитвенный обряд, который совершается приходящими в храмы, очень прост. В стоящий перед алтарем деревянный решетчатый ящик бросают монету, затем, стоя перед алтарем, «привлекают внимание» божества несколькими хлопками в ладоши и произносят молитву. Ритуальные молитвы — норито читаются жрецом, который как бы выступает посредником между человеком и ками. Особой частью синтоистского культа являются праздники — мацури. Они устраиваются раз или два в год и обычно связаны либо с историей святилища, либо с мифологией, освящающей события, приведшие к его созданию.

В современной Японии синтоизм модифицируется. Синтоистские храмы активно участвуют в социальной жизни страны, обычно каждый городской квартал и каждое сельское поселение приписывается к определенному храму, который занимается культурно-просветительной работой, содержит спортивные молодежные секции (в основном по боевым искусствам, борьбе дзюдо, борьбе сумо, вольной и греко-римской борьбе). Кроме этого синтоистские храмы занимаются и научно-исследовательской деятельностью, в основном в сфере гуманитарных и исторических исследований по истории развития синтоизма, буддизма, конфуцианства (рис. 201), ((fib рис. 106).

В условиях современного урбанистического общества оказывается востребованным такой важный приоритет синтоизма, как культ поклонения предкам и духам природы. Это говорит о том, что через этот фундаментальный приоритет синто происходит попытка вернуть в общественное сознание японцев культовую практику тэннонизма — почитания Императора как олицетворения духа всей нации. Отметим, что это оказывает большое моральное влияние на мировоззрение современного нам японского общества.

Синтоистское святилище Сумиёси (Япония)

Рис. 201. Синтоистское святилище Сумиёси (Япония)

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Дайте определение трех периодов развития индуизма.
  • 2. Что такое «четыре стадии» развития человека в индуизме?
  • 3. В чем состоит смысл учения джайнов?
  • 4. Дайте определение пяти этическим принципам джайнов?
  • 5. Можно ли считать сикхизм монотеистической индийской религией?
  • 6. Опишите формы поклонения в сикхизме?
  • 7. Можно ли считать конфуцианство религией?
  • 8. Что такое «конфуцианский канон»?
  • 9. В чем состоит смысл учения Лаоцзы?
  • 10. Что такое «Учение о Великом Дао»?
  • 11. Дайте определение буддизма как мировой религии.
  • 12. Дайте характеристику трем основным направлениям буддизма.
  • 13. Что такое «дзен-буддизм» и в чем состоят его духовные практики?
  • 14. Дайте характеристику монгольскому буддизму и его особенностям.
  • 15. В чем состоит феномен греко-буддизма ?
  • 16. Что такое «синтоизм» и его основные направления?
  • 17. Императорский культ в Японии — прошлое и настоящее. В чем его основы?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >