Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Культ Императора (Тэннонизм)

В синтоизме выделяется период, который многие религиоведы именуют тэннонизмом (рис. 200). Это культ обожествления императорской власти. В период монгольского нашествия между 1261-1281 гг. значительно укрепилось влияние синтоистских храмов Исумо и Исэ-дзингу. Согласно преданию, прародительница императорского дома богиня Солнца Аматерасу оказала помощь своим потомкам — японскому императорскому дому. Она послала божественный ветер (камикадзе), который дважды разметал монгольский флот. Действительно, в 1274 и 1281 г. монгольско-китайский император Хубилай — хан (внук Чингиз-хана) пробовал завоевать Японию, второй раз монгольско-китайско-корейский флот включал в себя огромную армаду из 100 тыс. человек. Однако оба раза тайфуны разметали монгольский флот. Позднее японские правители создали особый культ «божественного ветра», как бы давая понять, что двойное поражение монгольской армии — это Божественная помощь японскому народу. Постепенно этот культ превратился в императорский, так как Тэнно (Император) имел Божественное происхождение, и возникло особое направление внутри синтоизма — «Исэ синто». Позднее многие военные правители Японии — сёгуны также использовали этот культ для своего обожествления. Например, диктатор Японии Ода Нобу-

Храм Ясукуни — главное святилище Тэннонизма

Рис. 200. Храм Ясукуни — главное святилище Тэннонизма (императорского культа), Япония нага (1534-1582 гг.) объявлял себя богом и требовал божественного поклонения. Диктатор Тоётоми Хидэёси (1536-1598 гг.) также провозгласил себя «ками» — божеством, а основатель династии сёгунов * Такугава — Такугава Иэясу (1542-1616 гг.) повелел построить несколько храмов специально для поклонения своей духовной сущности. Как отмечает И.Н. Яблоков, «В период правления династии Токугава (1603-1867 гг.) различные течения конфуцианства обогащали синто этическими идеями, создавая широкую основу для активизации синто — конфуцианского синкретизма...»[1]. Таким образом, мы можем говорить, что в этот период синтоизм все более взаимодействовал с проникавшими в Японию течениями китайского конфуцианства и дзэн-буддизма и превращался в синкретическую религию. Заметим, что и в настоящее время религиозное сознание японцев достаточно синкретично. Обычно все что связано с культом почитания предков берет на себя синтоистский храм, все что связано с рождением и смертью, буддийский, но очень часто японцы заходят молиться и в христианские церкви. Религиозный синкретизм привел к тому, что в самом начале Нового времени, как консервативный ответ на данную тенденцию, в Японии стало возникать множество направлений синтоизма и начал возрождаться так называемый фукко синто — древний синтоизм. Все это привело к возрождению культа Императора, и если до этого времени, еще с конца XII в., императоры были отстранены от реальной политической власти, то с эпохи сёгуната Токугава идея защиты императорской власти стали основой оппозиционного движения, которое выступало за возврат политической роли императора в жизни японского общества и государства. Это привело, в конце концов, к революции Мейдзи 1867- 1868 гг. и к свержению военно-феодальной власти сёгуна. Именно с этого времени «фукко синто» становится официальной религиозно-политической системой духовного воспитания всего японского общества. Однако религиозный синкретизм не сдавал своих позиций, вследствие чего к началу XX столетия в Японии возрождается такое своеобразное религиозное направление, как «рёбу синто».

  • [1] 1б/ Яблоков И.Н., Никонов К.И., Борунков Ю.Ф. Основы религиоведения: учебник. М.:Высшая школа, 2006. С. 146.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>