Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Дзен-буддизм в Японии

В Японии школа чань именуется дзеном, и это весьма заметное направление в японском буддизме. Около 25% всех буддийских храмов Японии принадлежит этому направлению. Как отмечает Дюмулен, «В 653 г. монах из Японии Досё прибыл в Китай для изучения философии Йогачары у мастера Сюань-цзяна. Под влиянием Сюань-цзяна Досё стал адептом дзэн-буддизма и, вернувшись в Японию, возродил школу Хоссё, адепты которой тоже начали исповедовать дзэн. Первым медитационным залом школы стал зал в храме Нары...»[1]. Вследствие поддержки школы императорской властью дзэн серьезно укрепил свое положение в Японии. Дзэнбуддистами стали многие члены фактически правящего самурайского рода Ходзё. Сёгун Ходзё Токиёори (1227-1263 гг.) помог приехать в Японию многим чаньским учителям и, как считается, достиг окончательного сатори. Сёгун Ходзё Токимунэ (1251-1284 гг.) привлек на должность настоятеля храма Энгакудзи знаменитого учителя чань Согэна Магаку, который впоследствии помог ему «обрести силы в дзэн», чтобы справиться с монгольским вторжением. Дзэнская школа продолжала успешно развиваться и в эпоху Муроками*. Усиливалось влияние старых дзэнских храмов на культуру и религию, строилось множество новых храмов. К числу последних относился храм Дайтокудзи (рис. 194), построенный императором Го-Дайго в 1324 г. и занимавший особое положение среди других храмов. Другими известными новыми храмами стали храмы Мьё- синдзи и Тэнрюдзи. Последний храм возглавил Сосэки (Мусё Кокуси, 1275-1351 гг.), являвшийся наиболее известным буддийским учителем того времени. В современной Японии практики дзэн-буддизма используют многие околорелигиозные и псевдобуддийские секты, например, печально известная секта аум-синрикё. Существует также правонационалистическая японская партия Сокко-гоккай, которая использует в своей программе дзэн-буддийские религиозные практики. Согласно официальным японским хроникам, буддийское учение впервые было принесено в Японию в 552 г. корейскими проповедниками из Пэкче, но современные исследователи склоняются к более ранней дате — 538 г. Новая вера нашла в Японии и страстных приверженцев (род Cora), и отчаянных противников (род Мононобэ). После ожесточенной борьбы Cora удалось одержать победу, и буддизм получил официальное признание. Популярности буддизма способствовало благосклонное отношение к нему известного государственного деятеля — принца Сётоку (574-622 гг.), который составил комментарии к трем сутрам и принимал активное участие в распространении буддизма. При его содействии были построены первые буддийские храмы и монастыри, в том числе знаменитый монастырь Хорю-дзи в городе Нара (рис. 195). При императоре Сёму (правил в 724- 749 гг.) буддизм был признан государственной религией. По официальному декрету (731 г.) в каждой провинции был основан монастырь (коку- бундзи), а в столичном храме Тодай-дзи была воздвигнута гигантская

Храм Дайтокудзи в Киото (Япония) 1324 г

Рис. 194. Храм Дайтокудзи в Киото (Япония) 1324 г.

Монастырь Хорюдзи г. Нара (Япония)

Рис. 195. Монастырь Хорюдзи г. Нара (Япония)

статуя Большого Будды (дайбуцу) (рис. 196, 197). Как отмечает Дюмулен, «Многочисленные японские искусства или “пути” (до), рожденные в дзэ- нских монастырях, активно развивались в период Муромати. В начале периода наиболее значимой фигурой, воплощающей в себе дзэнские искусства, стал искусный художник, каллиграф и садовод Мусе. В последнем искусстве Мусе, используя новый стиль гармонизации, достиг выдающихся успехов, так как его сады стали считаться “самыми красивыми в Японии” и сильно повлияли на все ландшафтное искусство Японии»163. С практиками дзэн-буддизма связаны следующие пути (до):

  • • Кадо (путь цветка, связан с искусством икебаны).
  • • Кодо (путь благовоний).
  • • Ногаку-до (путь театра но).
  • • Сёдо (путь каллиграфии).
  • • Тядо (путь чая, связан с чайной церемонией).
  • • Хотёдо (путь кухонного ножа в виде художественной разделки рыбы).
  • • Айкидо (путь энергии и гармонии).
  • • Дзюдо (мягкий путь).
  • • Каратэ-до (путь пустой руки).
  • • Кэндо (путь меча).
  • • Кюдо (путь лука).
  • • Тхэквондо (путь ноги и кулака).

Кроме того, к дзэнским искусствам относят создание сада камней и дзэнского сада, хайку, рэнга («совместное поэтическое творчество»), и литературу годзан бунгаку, оригами. Помимо этого, искусство рисования тушью суми-е, искусство и практику «духового дзэн» суйдзэн, стиль оформления жилых помещений сёин-дзукури, боевые искусства кэндзюцу (искусство меча), иайдзюцу (искусство мгновенного обнажения меча), ушу (китайские боевые искусства), джиу-джитсу (искусство мягкости)

и другие искусства. На момент встречи дзэн и христианства из-за социальных и политических проблем Японии, сильно повлиявших на умень-

Статуя Великого Будды Вайрочана в храме Тодайдзи(Япония)

Рис. 196. Статуя Великого Будды Вайрочана в храме Тодайдзи(Япония)

Дюмулен Г. Указ. соч. С. 152-157.

Дюмулен Г. Указ. Соч. С. 217-222.

Рис. 197. Монастырь Тодайдзи г. Нара (Япония) самый древний деревянный храм в мире 750 г. н.э.

шение дисциплины, дзэнская школа пришла в застой. Христианские проповедники, увидев школу в таком состоянии, в котором среди монахов был распространен гомосексуализм, сделали вывод о дзэн как о нигилистическом и атеистическом учении. Как пишет Демулен, «Тем не менее в начальный период между дзэн и христианством существовало дружелюбие»[2]. Португальский миссионер Франсис Хавьер, находившийся в Японии с 1549 по 1551 г., в своем письме указывал, что подружился с известным настоятелем Нинсицу («Сердце истины»), также Хавьер познакомился и с другими бонзами. Другие христианские проповедники, следуя примеру Хавьера, также начали дружить с некоторыми дзэнскими настоятелями. Дружба привела к тому, что некоторые дзэнские последователи приняли христианство. В числе таких был старый монах из Дайтокудзи, а также дзэн-мастер Кэссю, что в последнем случае не осталось незамеченными. В то же время между дзэн и христианством появлялись трения и конфликты. В дальнейшем конфликты разрослись, а наиболее импульсивные последователи христианства и дзэн начали поджигать чужие храмы и церкви. В некоторых случаях конфликты никак не повлияли на дружбу сторонников разных учений. Главными темами обсуждений данного периода стали вопросы о Боге и душе. Дзэн-буддисты отрицали последнее и принимали христианскую концепцию о принципе — источнике всех вещей, но считали данным принципом пустоту. Валигнано, глава христианской миссии, с целью уточнения полемики написал катехизис, представлявший собой сборник вопросов и ответов, который стал основой для последующих христианских книг, в которых доказывалась ложность учения Будды и ложность дзэнского учения в частности. В итоге дзэн стал определяться у миссионеров как «наиболее противоречащая Закону Божьему японская школа» и связываться с «оплотом Сатаны»165. Дзэн способен хорошо адаптироваться к культуре других стран, что стало причиной появления дзэн на Западе. Е.С. Сафонова отмечает, что «...через некоторое время после прихода дзэн на Запад уже многие тысячи дзэн-буддистов стали объединяться в группы медитации под руководством западных и восточных наставников дзэн. В 70-х и 80-х гг. XX в. почти каждый западный университет, изучающий религию, создал факультет либо группу по изучению дзэн в теории и на практике...»166. Помимо Японии, дзэн-буддизм получил свое распространение в Корее (школа сон) и во Вьетнаме (школа тхиен). В конце VI в. во Вьетнам прибыл Винитаручи, ученик Сэн-цаня, и основал первую школу тхиен. Дальнейшее развитие вьетнамского тхиен связывают со школой Во Нгон Тхонга, бывшего учеником Хуай-хая, и школой Тхао Дьюнга. Последняя школа была основана императором Ли Тхань Тонгом. Чуть ранее, в 968 г., тхиен стал государственной идеологией Вьетнама и в дальнейшем сыграл важную роль в его истории. Позднее во Вьетнаме появилась школа Чуклам, основанная императором Чан Нян-тонгом и не имевшая аналогов в Китае, школа Нгуен Тхиеу, близкая к школе Обаку, и школа Лиеу Куана, близкая к школе Линьцзи. Центром вьетнамского дзэн-буддизма является монастырь Трук Лам («Бамбуковая Роща») (рис. 198), (С^ рис. 105.1).

Дзен-буддийский монастырь Трук Лам. Вьетнам

Рис. 198. Дзен-буддийский монастырь Трук Лам. Вьетнам

166

Соловьев К.А. Религиоведение. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 302.

  • [1] Дюмулен Г. История дзен-буддизма. М.: Центрополиграф, 2003. С. 152-157.
  • [2] Дюмулен Г. История дзен-буддизма. М.: Центрополиграф, 2003. С. 200, 201.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>