Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Основные направления буддизма

Хинаяна (узкий путь спасения, малая колесница) — это изначальный буддизм, его еще называют философским буддизмом. Для этого направления характерно учение о том, что любой человек может достичь нирваны только путем личного совершенствования, без участия небесных сил. Мудрость, согласно этому учению, есть ключ добродетели. Человек, который достиг высшей стадии совершенства в этом направлении буддизма, называется архат (достойный). Поэтому хинаяна придает большое значение монашеской жизни. В основе богословия хинаяны лежит принцип первенства религиозного учения. Понятия «душа», «бессмертие души», «божественное начало» отодвинуты на второй план. Сторонники хинаяны уверены в историчности личности Будды и в том, что он не имеет божественной силы, а скорее, выступает как высший образец для людей. В хинаяне есть несколько школ: тхераварда, вайбхашика, саунт- рантика. В настоящее время хинаяну часто именуют учением старейших (тхеварда). В хинаяне присутствует обряд поклонения реликвиям, связанным с именем Будды, почитание святых мест и постепенно можно говорить о зарождении культа почитания самого Будды. В настоящее время много сторонников хинаяны в Лаосе, Камбодже, Таиланде, Мьянме (Бирме).

Махаяна (большая колесница, широкий путь спасения) — одно из направлений буддизма. В IV в. до н.э. от первоначального буддизма откололась секта махасангихов — секта большой общины, и из среды этой секты в I в. н.э. возникло самостоятельное направление в буддизме — махаяна. По преданию в I в. н.э. при кушанском царе Канишке был созван буддийский собор, который установил, что махаяна является официальным учением буддизма в Кушанском царстве. Предание считает, что основателем этого направления буддизма был монах-аскет, проповедник и буддийский философ Нагарджуна. Махаяна представляет тот тип буддизма, где была предпринята попытка ослабить различия между буддистами — мирянами и буддистами — монахами. Махаяна — буддизм, в котором есть пышный религиозный культ. Будда выступает как Спаситель (Майдари), поэтому в этом направлении буддизма особо почитается именно воплощение Будды — Майдари, он даже изображен сидящим на троне и спустившим уже одну ногу как бы в знак того, что он скоро придет в мир. В махаяне в отличие от хинаяны главное место занимает не архат (достойный человек, достигающий нирваны), а бодисатва (просветленный, тот чья сущность просветлена). Бодхисатва — это ступень к достижению нирваны. Как отмечает Г.А. Шпажников, «Впоследствии сложился культ и пантеон бодхисатв (рис. 191). Религиозное спасение наступит тогда, когда все достигнут нирваны...Ключом добродетели является сострадание (каруна)...»[1]. Надо отметить что махаяна — это буддизм миссионерский, именно поэтому он распространялся среди народов, в которых господствовали шаманизм, языческие анимистические верования или тенгрианство. Как уже отмечалось, в ма- хаяне особо почитаются бодхисатвы, т.е. там основа в достижении не личностной нирваны, а все-таки учение о спасении и достижении нирваны другими людьми. В V в. н.э. на основе махаяны возникает учение ваджраяна, которое мы именуем ламаизмом.

Бодхисатва Авалокитешвара

Рис. 191. Бодхисатва Авалокитешвара

  • [1] Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1980. С. 22, 23.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>