Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Даосизм

Даосизм возникает в Китае в первых веках нашей эры и связан с учением древнекитайского философа Лаоцзы. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Желтого Императора Хуанди. К началу V в. н.э. была разработана религиозная практика и богословие даосизма.

Основным догматом даосизма является учение о бессмертии души. Можно сказать, что даосизм призывает к пассивному сопротивлению и отрицает принцип борьбы. Первоначально в даосизме не было особого культа, но постепенно сложился пантеон божеств, куда были включены сам Лаоцзы и некоторые его ученики-философы. По преданию Лаоцзы родился в 604 г. до н.э., однако история его личности вызывает сомнения (рис. 184). Даоские мыслители Лаоцзы и Чжуанцзы выступали против каких-либо законов и правил, ограничивавших деятельность человека.

Лаоцзы (род. 604 г. н.э.) — китайский философ, основатель даосизма

Рис. 184. Лаоцзы (род. 604 г. н.э.) — китайский философ, основатель даосизма

Они считали, что конфуцианские правила и нормы морали, так же, как и легистские законы, имеют целью насилие над человеческой личностью. Люди должны следовать законам, свойственным самой природе.

Проповедуя отказ от достижений цивилизации с ее «фальшивыми» ценностями, идеологи даосизма воспевали чистый мир природы и агитировали человека следовать естественности первых людей.

К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао — это невидимый вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо.

В соответствии с Дао взаимодействуют два противоположных начала — инь и ян, достигая своего предела, они переходят друг в друга. Во II в. даосизм оформляется организационно, начало ему положила школа «Путь небесных наставников», основанная полулегендарным Чжан Даолином. В начале V в. оформляются ритуал и вероучение, даосизм становится государственной религией, затем распадается на множество сект и направлений. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил оригинальную концепцию наилучшего государственного управления — недеяния: если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся. И так же, как и другие философские учения, даосизм осуждает войну. Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н.э., практически одновременно с учением Конфуция. Оформление религиозного даосизма произошло во время поздней династии Хань: Чжан Даолин (34-156 гг.) основал в провинции Сычуань школу Пять Ковшей Риса (позже — Небесных Наставников 3^;)Щ) и стал ее первым патриархом. Во второй половине II в. предпосылкой популярности даосизма стало Восстание Желтых повязок 184—204: Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию Ханьчжун (пров. Шэньси), примыкающую к горам провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в 215 г. и прекратило свое существование, тем не менее Цао Цао даровал наставнику привилегии и привлек ко двору, отчего школа распространилась по широкой территории, в том числе на севере Китая. В эпоху Шести династий школа стала известна как Школа Небесных Наставников. Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV— III вв. до н.э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао — многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

Существуют несколько категорий даосизма, к которым относятся:

Дао (зЁ) — буквально «путь», в даосизме — бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой соответствует порядок всех вещей в мире.

Дэ (Ш) — буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным.

У-вэй (^^) — буквально «недеяние» — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать.

Пу — буквально «необработанный кусок дерева», олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, если проще, то простоту души, душу пу.

В даосизме существует пантеон божеств, который состоит из триады: Лаоцзы, который ассоциируется с дао, Юйхуан Шанди — Высшее небесное Существо «Нефритовый император, Паньгу — Творец мира. Как уже отмечалось, в даосизме сильно влияние древних китайских верований, значительное место занимают пышные ритуалы, жертвоприношения, церемонии. Догмат о бессмертии приводит к тому, что в даосизме значительное место уделяется соблюдению здорового образа жизни и достижению долголетия. Даосы имеют места поклонения — храмы. Надо также отметить, что на основе даосизма в Китае возникало много тайных обществ. В настоящее время тайные общества практически прекратили свое существование. В основном это стало следствием буржуазной революции 1911 г.

В даосизме существуют жреческие коллегии. В основном даосское жречество подразделяется на две категории: высшее жречество — маги, низшее — гадатели, врачеватели.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>