Полная версия

Главная arrow Культурология arrow История религий

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ

Конфуцианство

Конфуцианство распространено, главным образом, в Китае, Вьетнаме и Корее. Распространено мнение, что конфуцианство — это не религия, а свод моральных и нравственных принципов, на основах которых функционирует государственный аппарат и социальная система государства. Это учение, которое возникло в Китае на основе философской системы, которая приписывается ученому-философу Конфуцию, жившему с 551 по 479 г. до н.э. Конфуцианство считается как своеобразной религией, так и этико-философским учением. Основным в этом учении является положение о том, что все в мире обязано занимать предопределенное положение — «чжэн мин». Люди должны тщательно соблюдать установленные в обществе нормы поведения — «ли». Обязательное условие — почитание старших не только по возрасту, но и по положению — «жэнь». В более широком смысле человек должен проявлять гуманность в отношении близких и вообще всех людей, с кем он находится в общении. Конфуцианство как господствующая идеология сложилась на рубеже I в. до н.э. — I в. н.э. Постепенно оно включило в себя многие элементы древних культов, в частности погребальные культы древних китайцев, культ предков и героев. После смерти Конфуция в конфуцианстве постепенно оформился и культ Конфуция как учителя. Божественным началом в конфуцианстве признается Небо — именно поэтому китайский император и именовался Сыном Неба (тяньцзы). В конфуцианстве сохраняется представление о жертвоприношении как важном элементе Богослужения. В эпоху династии Тан (618-907 гг. н.э.), в честь Конфуция стали воздвигать храмы. Конфуцианство являлось основой китайского национализма, так называемого великоханьского шовинизма. Часто конфуцианство сочетается с буддизмом и даосизмом. В Китае есть даже термин, которым определяют эту синкретическую религиозную систему, — «саньцзяо» — три религии. Однако центральное положение в этой системе все-таки принадлежит конфуцианству. Как отмечает В.И. Гараджа, «Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в период Чуньцю (722 до н.э. — 481 до н.э.) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае»[1]. Конфуцианская традиция представлена обширным рядом первоисточников, которые позволяют реконструировать собственно учение, а также выявить способы функционирования традиции в различных формах жизни китайской цивилизации.

Конфуцианский канон складывался постепенно и подразделяется на два набора текстов: «Пятикнижие» и «Четверокнижие». Второй набор окончательно стал каноническим уже в рамках неоконфуцианства в XII в. Иногда эти тексты рассматриваются в комплексе ( ((ИШЗЦх» Sishu Wujlng). С конца XII в. стало публиковаться и «Тринадцатикнижие» ( ((+ Н|х» shisanjlng). Термин «Пять канонов» («Пятиканоние») появился в правление ханьского императора У-ди 140-87 гг. до н.э.). к тому

времени большинство аутентичных текстов было утрачено, а реконструированные по устной передаче тексты были записаны «уставным письмом» CfJieTishu), введенным Цинь Шихуанди.

Если обратиться к собственно конфуцианскому канону, то выяснится, что основных категорий мы можем выделить 22 (в качестве вариантов перевода указываются лишь самые распространенные в отечественной литературе значения и толкования):

(гёп) — Жэнь, человеколюбие, гуманность, достойный, гуманный человек, ядро плода, сердцевина.

Ш (yi) — И, долг/справедливость, должная справедливость, чувство долга, смысл, значение, суть, дружеские отношения.

Й! (И) — Ли, церемония, поклонение, этикет, приличия, культурность как основа конфуцианского мировоззрения, подношение, подарок.

зЁ (dao) — Дао, Дао-путь, Путь, истина, способ, метод, правило, обычай, мораль, нравственность.

Ш (de) — Дэ, благая сила, мана (по Е.А. Торчинову), моральная справедливость, гуманность, честность, сила души, достоинство, милость, благодеяние.

  • (zhi) — Чжи, мудрость, ум, знание, стратагема, умудренность, понимание.
  • (xin) — Синь, искренность, вера, доверие, верный, подлинный, действительный.
  • (cai) — Цай, способности, талант, талантливый человек, природа человека, материал, заготовка, древесина, характер, натура, гроб.

^ (xiao) — принцип сяо, почитание родителей, усердное служение родителям, усердное исполнение воли предков, усердное исполнение сыновнего (дочернего) долга, траур, траурная одежда.

Hf5 (ti) — Ти, уважение к старшим братьям, почтительное отношение к старшим, уважение, любовь младшего брата к старшему.

М (yong) — Юн, храбрость, отвага, мужество, солдат, воин, ополченец.

(zhong) — Чжун, верность, преданность, искренность, чистосердечие, быть внимательным, быть осмотрительным, служить верой и правдой.

Щ (shun) — Шунь, послушный, покорный, благонамеренный, следовать по... повиноваться, ладиться, по душе, по нраву, благополучный, в ряд, подходящий, приятный, упорядочивать, имитировать, копировать, приносить жертву (кому-либо).

fP (he) — Хэ, гармония, мир, согласие, мирный, спокойный, безмятежный, соответствующий, подходящий, умеренный, гармонировать с окружающим, вторить, подпевать, умиротворять, итог, сумма. По Л.С. Переломову: «единство через разномыслие».

ЕЙ (wuchang) — Учан, Пять постоянств (iZ, Ц, iji§, Ц?, (Ж). В качестве синонима может использоваться: 31 fra (wulun) — Улунь, нормы человеческих взаимоотношений (между государем и министром, отцом и сыном, старшим и младшим братьями, мужем и женой, между друзьями). Также может использоваться вместо 31 fr (wuxing) — Усин, Пять добродетелей, Пять стихий (в космогонии: земля, дерево, металл, огонь, вода).

(sangang) — Саньган, Три устоя (абсолютная власть государя над подданным, отца над сыном, мужа над женой). Дун Чжун-шу, как мы увидим далее, ввел понятие НЙРЗЗЙ (sangangwhchang) — Саньга- нучан, «Три устоя и пять незыблемых правил» (подчинение подданного государю, подчинение сына отцу и жены — мужу, гуманность, справедливость, вежливость, разумность и верность).

Ш (junzi) — Цзюньцзы, благородный муж, совершенный человек, человек высших моральных качеств, мудрый и абсолютно добродетельный человек, не делающий ошибок. В древности: «сыновья правителей», в эпоху Мин — почтительное обозначение восьми деятелей школы Дунлинь (Ж*Ш)2.

Ф A (xiaoren) — Сяожэнь, низкий человек, подлый люд, маленький человек, антипод цзюнь-цзы, простой народ, малодушный, неблагородный человек. Позднее стало использоваться в качестве уничижительного синонима местоимения «я» при обращении к старшим (властям или родителям).

ФШ (zhongyong) — Чжунъюн, золотая середина, «Срединное и неизменное» (как заглавие соответствующего канона), посредственный, средний, заурядный.

Ж [ц] (datong) — Датун, Великое Единение, согласованность, полная гармония, полное тождество, общество времен Яо (Й) и Шуня (Й).

ФШ (xiaokang) — Сяокан, небольшой (средний) достаток, состояние общества, в котором изначальное Дао утрачено, среднезажиточное общество.

IE?i (zhengmmg) — «Исправление имен», приводить названия в соответствие с сущностью вещей и явлений.

В оригинальном названии конфуцианского учения отсутствует указание на имя его создателя, что соответствует исходной установке Конфуция — «передавать, а не создавать самому».

«Является ли конфуцианство религией? Этот вопрос был также поставлен первыми европейскими китаеведами XVI в., являвшимися монахами Ордена иезуитов, специально созданного для борьбы с ересями и обращения в христианство всех народов земного шара. Ради успешного обращения миссионеры пытались интерпретировать господствующую идеологию, т.е. неоконфуцианство, как религию, причем в христианских категориях, которые единственно были им знакомы. Ряд религиоведов относят конфуцианство к религии, высшим божеством в которой считалось строгое и ориентированное на добродетель Небо, а в качестве великого пророка выступал не вероучитель, возглашающий истину данного ему божественного откровения, подобно Будде или Иисусу, а мудрец Конфуций (рис. 181), предлагающий моральное усовершенствование в рамках строго фиксированных, освященных авторитетом древности этических норм; главным же объектом конфуцианского культа были духи предков. В виде церемониальных норм конфуцианство проникало в качестве эквивалента религиозного ритуала в жизнь каждого китайца»135. Интересное определение конфуцианства оставил выдающийся русский китаевед Никита Яковлевич Бичурин (в монашестве архимандрит Иакинф)

Конфуций

Рис. 181. Конфуций

Никита Яковлевич Бичурин (отец Иакинф) — российский китаевист

Рис. 182. Никита Яковлевич Бичурин (отец Иакинф) — российский китаевист

(рис. 182). Конфуцианство Н.Я. Бичурин определял как «религию ученых», поскольку идея Бога в Китае лишена трансцендентного смысла: «Истина, (чэн), в понятии китайцев, есть действительность вещи или предмета. Сим определением истины они доказывают бытие Бога со всеми свойствами ему приписываемыми. Сущность китайского Бога — внутримировая, а не внемировая, надлунная или супранатуральная действительность. Этот бог во- человечен не в одном, а в целой плеяде богочело- веков, иначе называемых премудрыми или святыми (шэн). Синонимизация премудрости и святости сама по себе достаточно показательна: понимание святости как функции мудрости противоположно религиозному пониманию мудрости как функции святости»[2].

  • [1] Гараджа В.И. Религиоведение: учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведенийи преп. ср. школы. Гл. II. 2-е изд., доп. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 351
  • [2] Гараджа В.И. Указ. соч. С. 351. Соловьев К.А. Религиоведение. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 285.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>