Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

СИКХИЗМ

Сикхизм — по-санскритски означает «ученик, религия североиндийского происхождения». Основателем ее считается гуру (учитель) Нанак живший в 1469-1538 гг. Таким образом, эту религию можно считать самой молодой религией Индии, возникшей в Новое время. Проповедники сикхизма выступали против кастовой системы общества и феодальных повинностей, что привлекло к ним множество народа, в основном крестьян, ремесленников, торговцев и жителей городов (обывателей). В основе вероучения сикхизма лежит принцип Единобожия. Это очень важный момент так как он опровергает теории о том, что индусам не был знаком сам принцип монотеизма (единобожия). Сикхизм имеет свою Священную книгу «Гуру Грантх Сахиб» (did dIH'dfa, guru granth sahib), или «Ади Грантх» — основной священный текст сикхов, написанный в период сикхских гуру с 1469 по 1708 год. Он представляет собой коллекцию религиозных гимнов, описывающих качества Бога и говорящих о необходимости медитации на имена Бога. Гобинд Сингх (1666—1708 гг.), десятый в линии сикхских гуру, объявил текст «Ади Грантха» своим преемником. Тем самым он положил конец линии человеческих гуру и вознес текст «Ади Грантха» до статуса «Гуру Грантх Сахиба». С тех пор текст является священным писанием сикхов, которые почитают его как живое воплощение десяти гуру сикхизма.

Изначально «Ади Грантх» был составлен пятым сикхским гуру Арджан Девом (1563—1606), который собрал вместе как гимны сикхских гуру до него, так и произведения других великих святых индуизма и ислама. Сикхи признают равенство всех людей перед Богом, и поэтому женщина в учении сикхов равноправна в отличие от индуизма и ислама. Религиоведы считают, что на учение сикхов оказали сильное влияние суфизм и шиитские секты ислама. Гуру-наставники пользуются у сикхов огромным уважением. Всего, вместе с первым гуру Нанаком, их десять. Сикхизм пережил эпоху реформирования. Десятый гуру, Гобинд Сингх, реформировал сикхизм и превратил его не столько в религиозную организацию, сколько в военную. С другой стороны, он ввел демократические начала в управление сикхской общиной (хальсой) и установил пять символов внешней принадлежности к общине. Прежде всего, это короткие штаны, железный браслет на правой руке, сабля, гребень, длинные волосы. Этот же гуру, Гобинд Сингх (с 1675 до 1708 г.), упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 г. он был казнен в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (объединений воинов).

Сикхи также вели длительные войны против Империи Великих Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 г. самостоятельного государства сикхов. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей (автономных областей), возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в обычных феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 1820-м годам глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх подчинил своей власти весь Пенджаб.

Сикхский князь Далип (Дхулин) Сингх (1843-1849)

Рис. 179. Сикхский князь Далип (Дхулин) Сингх (1843-1849)

К 1849 г. сикхи потерпели поражение в войнах с англичанами, которые аннексировали Пенджаб. Последний сикхский князь, Далип (Дхулин) Сингх (1843-1849 гг.) (рис. 179), был смещен ими с престола и получал пенсию. Бог рассматривается в двух аспектах — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего — ни рая, ни ада, ни трех миров — только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашел свое выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде, и распространяется во всех направлениях, как Любовь.

Форма поклонения Богу в сикхизме — медитация. Никакие другие божества, демоны, духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения. Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают «неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах, карме и новых перерождениях. Учение о воздаянии в будущей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, поста, целомудрия и «благих дел» — все это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. Посты и обеты не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда — просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как все сущее. Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех — манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие — это отвратительное проявление эгоизма. Человек не начинает свою жизнь с пустого места — он уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья, в которой он родился, и его народ определяют его индивидуальность. Но помимо всего, ему дается еще собственная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. Он может своей волей полностью изменить свой характер и нейтрализовать все свое прошлое. По учению сикхов Бог дает нам всем силы и энергию, но не освобождает нас от ответственности. В наше время сикхизм далеко ушел от ортодоксального и реформированного. Это выражается в возрождении кастового характера общества, хотя это не так выражено, как у индуистов. В сикхских храмах появились священнослужители — маханты, кроме этого в храмах стала появляться своеобразная сикхская религиозная живопись — танджор (С^2> рис. 102), которая возникла еще в конце XIX — начале XX в. Кроме этого в некоторых храмах можно встретить индуистские изваяния. Все это вызывает противодействие среди части сикхов. В молодежной среде популярны идеи возвращения к традиционному изначальному сикхизму. Такой возврат проповедуют сикхские секты: удаси, садху, намдхари, диване, нирмале и многие другие. Центром сикхского религиозного культа является Золотой Храм в пенджабском городе Амритсаре, где хранится Священная Книга сикхов «Ади Грантх» (рис. 180). Внутри храма существует особая молельня, именуемая «гурдвар», где и проходят моления Богу. Тот факт, что сикхи с 1767 по 1849 г. имели собственное независимое государство, сохраняется в исторической памяти этого народа, поэтому Пенджабский национализм — движение за создание независимого государства является, наряду с Кашмирским национализмом, наиболее заметным сепаратистским движением Индии.

Золотой Храм сикхов в пенджабском г. Амритсаре

Рис. 180. Золотой Храм сикхов в пенджабском г. Амритсаре

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>