Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ДЖАЙНИЗМ

Джайнизм (Фг, jaina jina, «победитель») — древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX—VI вв. до н.э. Основателем (согласно другим версиям — известным рассказчиком более старых традиций) учения считается кшатрий Вардхамана, или Джина Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Философия и практика джайнизма основаны в первую очередь на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны, называется джиной. В древних текстах джайнизм часто приравнивается к джайн дхарме и шраман дхарме. В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 5-6 млн приверженцев в Индии. Джайнизм утверждает, что любое существо (джива, ^) является индивидуальной и вечной душой. Когда душа полностью освобождается от сансары (достигает мокши), она может достичь всеведения (божественного сознания). Но для этого необходимо быть аскетом, а не мирянином, поэтому в религиозных установлениях придается большое значение аскетизму. Как отмечает Н.Р. Гусева: «Высшее звание в джайнизме — джина — “победитель”. Этот титул присваивают наиболее почитаемым религиозным учителям, достигшим дхармы и освободившимся от сансары. Практикующие джайны следуют учениям двадцати четырех особых джин, которые известны как тиртханкары (“создатели переправы”, “те, кто нашел и показал путь к спасению”). Традиционно считается, что двадцать четвертым и последним тиртханкаром был Шри Махавира (“великий герой”, считающийся основателем современного джайнизма), живший с 599 по 527 г. до н.э. Двадцать третьим тиртханкаром был Шри Парсва, живший с 872 по 772 г. до н.э. Первым же тиртханкаром был великий царь Ри- шабха, живший во времена, когда люди еще не умели писать и считать...»[1]. Согласно джайнистским преданиям родоначальник этого учения, Махавира, встречался с Гаутамой Шакьямуни (Буддой) и дискутировал с ним о путях достижения нирваны. В джайнизме в большей степени, чем в индуизме, присутствует принцип отречения от социально-этических сторон жизни общества. Высшим слоем в общине джайнов считаются монахи-аскеты, которые полностью порывают с нормальной общественной жизнью. Однако из-за того, что монахи-джайны были вынуждены полностью отгораживаться от мира, они много времени проводили не только в медитации, но и в научных изысканиях. Фактически, «...усилиями джайнов в Средневековой Индии развивались наука, искусство, литература...»[2]. Существует пять основных этических принципов — обетов, которые должны выполнять джайны. Степень того, насколько строго должны выполняться эти обеты, зависит от того, кем является джайн — монахом или мирянином.

Это:

  • 1. Не причинять вреда живому (Ахимса).
  • 2. Быть искренним и благочестивым (Сатья).
  • 3. Не красть (Астейя).
  • 4. Не прелюбодействовать (Брахмачарья).
  • 5. Не стяжать (Апариграха).

Обычно первый принцип Ахимса трактуют как не убий, но на деле это понятие гораздо шире. «Община джайнов немногочисленна (около 0,5% в Индии), но играет значительную роль в политической, экономической и культурной жизни...». Этические нормы джайнизма велят своим последователям быть правдивыми, честными, воздержанными в делах, словах и помыслах, стремиться к полному отречению от земных интересов. На ранних этапах возникновения джайнизма произошло разделение последователей на мирян и монахов. Мирянам предписывается соблюдать лишь нормы морали. Монахи же стремятся к идеалу сурового аскетизма, причем аскетизм в джайнизме — один из самых резких и принципиальных из всех религий Индии. Джайнский монах не должен подолгу жить на одном месте. Монах должен бродить по стране в простой одежде или совсем обнаженный. Монахам запрещается носить волосы, причем их нужно не просто выбривать, а вырывать с корнем. Величайший грех для джайна — химса — причинение вреда живым существам. Ортодоксальный джайн процеживает питьевую воду, чтобы там случайно не оказались живые существа, специальной метелкой подметает себе дорогу, дабы не раздавить муравья или червяка. Джайну строго запрещается передвигаться или что-то делать ночью, ведь в темноте можно неконтролируемо нанести вред живому существу. Такая крайне аскетичная практика была одной из причин слабого распространения этой религии в первые века ее существования. Джайны верят, что истинное знание (дхарма) угасало и вновь появлялось циклически на протяжении всей истории. Тех, кто вновь открывает дхарму, называют тир- тханкарами. Буквально тиртханкара означает «создатель переправы». Джайны, как и буддисты, сравнивают процесс очищения человека с пересечением бурной реки — с испытанием, требующим терпения и осторожности. «Создатели переправы» уже пересекли реку и поэтому могут направлять других. Их также называют «победителями» (джина), потому что они достигли свободы своими собственными усилиями. Как и в буддизме, основной целью джайнской дхармы является избавление от негативных влияний кармы через умственное и физическое очищение. Этот процесс, ведущий к свободе, сопровождается приобретением внутреннего мира. Очистив душу, титханкары становятся всезнающими и образцом для подражания. Их причисляют к богам и называют Бхагава- нами (например, Бхагаван Ришабха, Бхагаван Паршва и т.д.). Последние двое титханкаров — Паршва и Махавира — являлись реальными историческими персонажами: факты их существования были зафиксированы письменно.

Согласно учению джайнов все живое, каждая вещь обладают душой:

  • 1. Каждая душа священна и обладает врожденным бесконечным знанием, восприятием, силой и счастьем (скрытых в ее карме).
  • 2. Следует относиться ко всему живому как к себе, никому не вредить и нести добро.
  • 3. Каждая душа ответственна за свою жизнь в настоящем и будущем.
  • 4. Когда душа освобождается от кармы, она становится свободной и приобретает божественное (чистое) сознание, бесконечное знание, восприятие и счастье.
  • 5. Совершенное воззрение, Совершенное знание и Совершенное поведение («три драгоценности джайнизма») открывают путь к идеалу. В джайнизме нет понятия высшего божественного создателя, спасителя или уничтожителя. Вселенная саморегулируется, и каждая душа потенциально может достичь божественного сознания (сиддха) собственными усилиями.
  • 6. Основной молитвой в джайнизме является мантра Навокар. Ее можно петь в любое время дня.
  • 7. Сознание души, а не сознание тела является основой совершенного воззрения, условием совершенного знания и основой совершенного поведения. Оно ведет к состоянию отрешения от земных вещей, а значит, к непредвзятости, ненасилию, что означает сострадание, прощение в мыслях, словах и действиях в отношении к другим существам, а также к уважению взглядов других (неабсолютизму).
  • 8. Джайнизм особенно подчеркивает важность контроля чувств, так как привязанность к земному, зависимость от материального мира, боязнь утрат могут удалить человека от настоящей природы его души и завести в темный туннель невежества, ненависти и насилия.
  • 9. Цель джайнизма — освобождение души от негативных эффектов, вызванных неправильными действиями, мыслями и речами. Эта цель может быть достигнута через очищение кармы.
  • 10. Основными божествами в джайнизме являются Джины, Ариханты и Тиртханкары, которые побороли внутренние страсти и приобрели божественное (чистое) сознание.

Джайнизм признает, что существуют якши и якшини. Якши и якшини относятся к категории божеств, называемой «вьянтара» («блуждающие»), и обладают рядом сверхъестественных сил, включая способность изменять размер и форму. По джайнской легенде, царь богов Индра повелел якшам и якшиням следить за благополучием тиртханкаров: по этой причине они и окружают каждого джину во время его земной жизни. Эта вера нашла свое отражение и в джайнском искусстве: их изображения присутствуют в каждом храме и рядом с любой статуей джины. Они неизменно изображаются в паре. Даже несмотря на то что они наделены высшими силами, якши и якшини также блуждают в цикле рождений и смертей, как и большинство обыкновенных душ. В ранние века джайнской истории их рассматривали просто как преданных джиннов, но с течением времени люди начали поклоняться и им (Г^Л рис. 101).

  • [1] Соловьев К.А. Религиоведение. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 276.
  • [2] Пушнова Ю.Б. История мировых религий. М.: Владос-пресс, 2005. С. 48.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>