РЕЛИГИИ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ЗАПАДНОЙ АЗИИ

ИНДУИЗМ

Индуизм — наиболее распространенная религия в Индии. Существует несколько терминов, которые определяют характер и обозначение этой веры: дхарма, хинду, хиндутва, хиндупан, хиндумат.

В настоящее время специалисты-индологи выделяют три этапа в развитии индуизма. Но основой индуизма можно считать брахманизм.

Первым этапом развития раннеиндийской религии можно считать ведический период. Он относится ко II тысячелетию до н.э. В этот период происходит возникновение кастового и классового общества. В этот же период возникает и священная литература — четыре священные книги, признаваемые индуизмом, — Ригведа (веда гимнов), Самаведа (веда песен), Яджурведа (веда жертвенных формул) и Атхарваведа (веда заклинаний и магии).

Вторым этапом развития индуизма можно считать период брахманизма. Он охватывает период I тысячелетия до н.э. и I тысячелетия н.э.

Часть историков-религиоведов рассматривает брахманизм как отдельную религию, из недр которой уже рождается современный нам индуизм. В отличие от верований предыдущего периода брахманизму присущи уже очень сложные религиозные представления, утверждающие иллюзорность и преходящий характер всего сущего. В священных книгах — Махабхарате, Брахманах, Упанишадах, Араньяках и др. — было разработано учение о брахмане — безличной, бестелесной и бескачест- венной субстанции, которая лежит в основе всего существующего. Проявлением заложенных в брахмане творческих начал является периодическое возрождение и гибель мира, который уходит в брахмана для того, чтобы затем снова возродиться из него. Наряду с этими идеями в брахманизме сохранились и первобытные аниминистические представления, например, о переселении душ, которые, однако, с разложением общинных отношений стали переосмысливаться на новой идеологической основе, в связи с законом кармы, утверждающим посмертные воздаяния человеку за его поступки при жизни. Если человек хорошо исполнял «дхарму» — порядок жизни, определяющий его общественное положение, — величайшая добродетель жизнь, его душа попадала в царство богов, если недобродетельную — в ад. После этого в соответствии с законом кармы душа человека должна была возродиться или в теле человека более высокого общественного положения или более низкого, или даже животного. Причиной угнетенного положения труженика объявлялось только его дурное поведение; столь же оправданным оказывалось привилегированное положение знатных и богатых. Спасением души считалось ее освобождение (мокша) — избавление от дальнейших возрождений, соединение ее с брахманом. Добиться этого можно было, лишь овладев совер- шенным знанием божественной сущности брахмана, при сосредоточенности мыслительных способностей и при полной отрешенности от внешнего мира. Последнее считалось достижимым посредством умерщвления плоти (тапас). Этим объясняется та большая роль, которую играли в брахманизме отшельничество и аскетизм. В брахманизме имеются различные направления: монотеизм, пантеизм и даже атеизм. Как мировоззрение брахманизм представляет собой эволюционизм*: мир создается Брахмой из несотворимого и непреходящего первовещества (пракрити) и в вечном круговороте снова превращается в эту первома- терию. Брахманизм включает в себя шесть ортодоксальных систем: миманса, веданта, санхья, йога, вайшешика, ньяя. Несмотря на основное требование брахманизма — соблюдать и уважать принцип кастовости, и в особенности высокого положения касты брахманов, для него характерна терпимость по отношению к иным политическим и теоретическим убеждениям. В этот период складываются новые священные книги — трактаты Брахманы (мифы и предания) и возникает особая ритуальная практика, которая отражается в упанишадах и араньяках.

Последний, третий, период развития индийской религии начинается с середины I тысячелетия н.э. Именно в это время происходит выделение двух основных направлений шиваизма и вишнуизма, которые и составляют основу современного нам индуизма. Как отмечает Джон Боукер: «Историческое название индуизма на санскрите — санатана-дхарма (ччш щд, sanatana dharma), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон»14 . Ю.Б. Пушнова считает, что «...структурно индуизм сходен с буддизмом, но ориентирован на конкретные условия кастового характера индийского общества»[1] [2]. По числу приверженцев индуизм — одна из самых распространенных религий в мире. Ее можно было бы считать мировой религиозной системой, но историки-религиоведы определяют ее как народно-национальную*, так как ее исповедует 80% населения Индии. В конце XX в. индуизм стал популярен в странах Европы, Америки и в СССР, но распространенные там индуистские секты в самом индуизме не признаются, так как индуистом может быть человек, рожденный в одной из каст. Индуизм — это не только религия, но и социально-философская система. Как уже отмечалось выше индуизм восходит к ведическому периоду и к эпохе брахманизма. В ведический период и в период брахманский еще сохранялись человеческие жертвоприношения, однако уже к I тысячелетию н.э. они были вытеснены богослужением без человеческих жертв. Во-вторых, начинается массовое строительство храмов и сооружение статуй богов. Боги индуизма антропоморфны, более того, существуют адепты того или иного бога, которые поклоняются только ему одному. Индуизм — политеистическая религия (многобожие). Очень часто в христианской и исламской среде можно встретить определение индуизма как языческой религиозной системы, но это не совсем так, так как в индуизме сохраняется представление и «духовное присутствие» Единого Бога, хотя представления о Нем весьма размыты. Существует огромный пантеон индуистских божеств, однако внутри него выделяется Тримурти (Троица) богов, которая считается воплощением Бога-Творца. Первым из этой триады считается Брама (Брахма), который и есть Бог — Творец Всего Сущего. В современном индуизме это божество практически не является объектом почитания. Второе лицо триады — Бог Вишну — бог охранитель всего сущего. И третьим лицом этой триады считается Шива — бог созидатель и разрушитель. Эти два лица Бога-Творца в современном индуизме являются главными объектами поклонения. Существуют даже два направления современного индуизма: шиваизм и вишнуизм. Единым для этих направлений является непреложный закон почитания Вед и ведической традиции, учение о дхарме (долге) — совокупности обязанностей которые человек обязан выполнять в зависимости от его социального происхождения, учение о карме — воздаяние за проступки и грехи в потустороннем мире и учение о сансаре (космосе) — реинкарнации душ и об их постоянном путешествии в космическом пространстве. Таким образом, можно говорить о том, что в индуизме ярко выражена дуалистическая система мира, где Вишну выступает богом-созидателем, богом — охранителем мира, а Шива выступает как бог-разрушитель, гроза демонов, бог жизненной силы и мужского начала. Важной частью индуизма является мифология, которая выражена в эпических сказаниях — Рамаяне и Махабхарате. Ма- хабхарата — это эпическое сказание о битвах богов и героев, а Рамаяна — это любимая поэма индусов. Она повествует о подвигах царевича Рамы, который является аватаром — воплощением бога Вишну. В этой поэме Рама выступает как мужественный воин, герой, борец, великий монарх и добропорядочный семьянин — муж и отец. В то же время в индуизме сохраняется много пережитков более ранних анимистических и зооморфических верований. Объектами почитания в индуизме являются священные животные: коровы, змеи, обезьяны. В индуистском культе присутствует обожествление водных источников, камней, священных рощ, гор, а также отдельных растений, например лотоса. Помимо этого, в индуизме почитаются многочисленные боги, богини, эпические герои, духи, что является явным признаком сохранения анимистических верований. В современном индуизме особое место занимает и культ предков. Индуизм имеет священные места для отправления культа. Прежде всего, это храмы, священные рощи, священные реки, где на берегах может совершаться Богослужение, священные пещеры, а также домашние алтари и общественные алтари в деревнях и небольших городах. Индуистское жречество неоднородно и тесно связано с кастовой системой индийского общества. В северной Индии особым уважением пользуются брахманы — высшая категория жрецов. На юге Индии большим уважением пользуются жрецы из так называемых небрахманских каст — ваннияры, пандарамы. Сторонники вишнуизма почитают Вишну в двух реинкарнациях — Рамы и Кришны, поэтому современные нам кришнаиты, которые воспринимают Кришну как самостоятельного бога, в индуизме считаются раскольниками и еретиками. Существуют отличительные знаки сторонников вишнуизма, обычно они рисуют белой или красной краской на лбу трезубец — символ Вишну. Интересно, что этот трезубец является точной копией родового знака Рюриковичей, который в настоящее время многие воспринимают как герб Украинской Республики. Сторонники Шивы — шиваисты подразделяются на ряд сект, в частности, лингаяры выступают против кастового устройства индийского общества и почитают Шиву в форме мужского начала (фаллоса). Вторая крупная секта шиваистов — шактисты почитают женское начало в виде богини Деви. Индийская культура и религия оказали огромное влияние на развитие всего Индо-Китая. Тайландский, Камбоджийский, Бирманский буддизм имеют сильные индуистские заимствования. Например, «...при королевском дворе Тайланда сохранились специальные служители — брахманы, которые занимаются вопросами королевских церемоний...»148 (рис. 177).

Особый интерес в индуизме вызывает его отношение к человеку. Образ человека в индуизме складывается на основе ведического знания. Веды (знание), вне всякого сомнения, имеют мифологическую основу. Как отмечает П. С. Гуревич: «В этом произведении действуют древнейшие

Индуистский храм Шивы на острове Ява(Индонезия)

Рис. 177. Индуистский храм Шивы на острове Ява(Индонезия)

148 Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1980. С. 30, 31.

дравидские боги, которым поклонялись еще до прихода в Индию ариев: Вишну — бог Солнца, Шива — бог плодородия, Брахма — верховный бог и присоединившиеся к ним боги арийских племен во главе с Индрой — богом-громовержцем... Ведийская литература подразделяются на четыре части. Самая древняя Ригведа (веда Гимнов). Гимны пелись во время жертвоприношений, чтобы умилостивить богов и природу...»14 . По учению индуизма первое жертвоприношение совершил первый вселенский человек Пуруша, от которого происходят вся Вселенная и Сансар (космос). В переводе с санскрита это слово так и звучит: «человек». Индуизм считает, что именно Пуруша положил начало социальной структуре общества и отдельные части его тела положили начало кастам. Так, каста брахманов возникла из уст Пуруши, воины (кшатрии) созданы из его рук, вайшьи (ремесленники, торговцы, крестьяне) возникли из бедер Пуруши, а шудры (слуги, рабы) из его стоп. Некоторые индуистские богословы склонны считать, что образ Пуруши расчленяется во имя людей сродни учению Христа. Однако это не так, так как жертвоприношение Пуруши во имя людей — это акт создания человека и мира, а не спасения. П.С. Гуревич приводит такое определение человека в индуизме, как: «...человек — это все то что есть, и все то, что будет; управляя бессмертием, он и все то, что произрастает. Таково его величие...»[3] [4].

Согласно учению индуизма в каждом человеке есть и божественная сущность — атман. Некий индивидуальный дух человека. Гегель в свое время считал, что в индийском сознании нет места человеку как личности, так как человек есть временная оболочка, а значит, человек в этой религии не имеет ни особости, ни самоценности. Однако это не совсем так. Безусловно, по учению индуизма человек не возвышается над природой, он находится в некоей единой цепи с животным миром, но в ведических текстах часто можно встретить указания на то, что человек сопоставляется с богом Индрой в мире живых существ. По учению индуизма существует неразрывная связь человека с богами. Боги наделили человека правом совершать жетвоприношения и Богослужения. М.Т. Степанянц пишет, что «Неслучайно один из наиболее распространенных синонимов слова “человек” — манушья — есть производное от глагола думать»[5]. То есть человек отличается от животных тем, что он способен мыслить. Интересно, что в Индии существовало представление о нескольких стадиях развития, которые человек должен пройти.

Всего этих стадий четыре:

  • • Ученик, который изучает Веды.
  • • Глава семьи, который может совершать жертвоприношения предкам

и богам на домашнем алтаре.

  • • Отшельник, который соблюдает пост (отсюда идет индуистская традиция монашества, которая у них существует).
  • • Аскет, у которого нет дома, семьи и собственности, но есть стремление к слиянию с Богом.

Как раз этим стадиям развития соответствуют различные части Вед: Гимны, Брахманы, Араньяки (от слова аранья — лес, тексты для отшельников) и Упанишады — тексты для аскетических размышлений. Поэтому в Упанишадах почти нет текстов богослужебного плана, в основном это тексты философских размышлений. По учению индуизма будущее человека зависит от его кармы. Душа его не умирает, но воплощается в другом человеке или животном. Наглядно индуизм это представляет в виде колеса жизни — сансары (космическое колесо). Таким образом, можно видеть в индуизме некое стремление к осмыслению роли человека в вечности, что можно трактовать как нечто большее, чем достижение человеком нирваны — вечного блаженства (по учению буддизма). Так как человек смертен, то индуизм стремится представить его. Особенно ярко это выражено в Упанишадах как часть или тождество с Единым Богом (рис. 178), ( Ангкор-Ват (Камбоджа)

Рис. 178. Ангкор-Ват (Камбоджа)

  • [1] Боукер Д. Полный Оксфордский словарь мировых религий. Oxford University Press, 2000. 600 р.
  • [2] 14/ Пушнова Ю.Б. История мировых религий. М.: Владос-пресс, 2005. С. 46.
  • [3] Гуревич П.С. Религиоведение: учеб, пособие. М. — Воронеж: Изд-во Московскогопсихолого-социального института, 2007. С. 325.
  • [4] Гуревич П.С. Указ. соч. С. 326.
  • [5] Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. С. 36.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >