Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Английская реформация

В Англии дело реформации в свои руки удалось взять королевской власти. В 1534 г. король Генрих VIII из династии Тюдоров издал свой знаменитый Акт о суперматии (верховенстве власти короля над английской церковью). Вероучение Церкви Англии и ее организационные формы в основном оставались католическими. Первоначально не были закрыты даже монастыри, у них отбирались лишь земельные владения. Так возникло Англиканство — самое своеобразное направление внутри протестантских церквей. В 1549 г. в правление короля Эдуарда IV английский богослов и проповедник Томас Кранмер издал Книгу общественного Богослужения (Book of Common Prayer) из 29 статей, в которой изложил основные принципы английской реформации. В 1571 г. в царствование королевы Елизаветы I были изданы так называемые 39 статей исповедание веры. В отличие от книги Кранмера 39 статей были приближены к кальвинистскому учению. Отметим, что это было ответом на правление королевы Марии I Кровавой (1553-1558 гг.), которая пыталась восстановить католицизм в Англии при активной поддержке своего супруга Испанского короля Филиппа II и на многочисленные восстания католиков, которые происходили в Англии между 1558 и 1570 г. Во время Английской революции 1640-1660 гг. Церковь Англии была упразднена, но после восстановления в 1660 г. королевской власти была восстановлена королем Карлом II Стюартом. Во всей Европе реформация была движением снизу, в Англии это было движение сверху, которое означало собой компромисс между королем, аристократами, мелким и средним дворянством, нарождавшейся буржуазией, зажиточными слоями города и деревни и духовенством. Именно этот компромисс до сих пор является основой общественно-политического устройства Соединенного Королевства. Главой Англиканской церкви является король (королева) Великобритании. Англиканская церковь сохраняет пышный религиозный культ, епископальное устройство, поэтому в США она именуется Епископальной церковью, и некоторые положения католической догматики. Например, в Англиканской церкви сочетаются положение протестантизма об оправдании верой и положение, одинаково близкое как католичеству, так и православию, — положение о спасающей силе Церкви Христовой. В области догматики и обрядности примечательно разделение на два течения — «Высокое», тяготеющее к католицизму, и «Низкое», протестантское. Эта особенность позволяет англиканской церкви вступать в экуменические контакты как с католической церковью, так и с протестантскими течениями. Существует еще понятие так называемой «Широкой» Церкви, которая стремится к экуменизму.

В отличие от всех других протестантов англикане, хотя и не признавали священство таинством, но все же до последнего времени сохраняли епископальный строй и апостольское преемство иерархии. Разрушилось это только в конце XX в., когда они постепенно стали вводить женское священство. Англикане отвергли индульгенции и учение о чистилище. Священное Писание они признают единственным источником веры, но в то же время принимают три древних символа: Никео-Цареградский и еще два, которые в православии известны, но литургически не употребляются, так называемые Афанасьевский символ (Афанасия Александрийского) и Апостольский символ веры.

От католицизма в англиканстве осталось признание исхождения Святого Духа от Отца и Сына. По традиции они употребляют filioque, считая его частным богословским мнением. Кроме этого, от католицизма достался сам строй службы. Богослужение англикан в значительной мере восходит к католическому. Евхаристическое богослужение напоминает мессу, хотя служится на английском языке (рис. 172).

От протестантов к англиканам перешло признание только двух таинств — Крещения и Евхаристии. В их богослужебной практике удержались и брак, и священство, и конфирмация, и соборование, но они не называют их таинствами, употребляя термин «священнодействие». Иногда их называют «малыми таинствами». В учении о Евхаристии отвергнуто Пресуществление, однако признается присутствие Тела и Крови Христовых. Отвергается жертвенный характер евхаристического богослужения, отвергаются молитвы святым, почитание мощей и икон. Однако и это они делают менее радикально. От основной массы англикан откалывались некоторые сообщества. В XVI в. возникло течение, которое называло себя нонконформисты, т.е. не согласные, или пуритане (от слова purus — чистый), не согласившиеся принять даже малейшие элементы католицизма. Они хотели чисто протестантского устройства, отказывались признавать королевское главенство в церкви и епископов. Их называют индепендентами, они есть в Англии, но больше их в США, где они очень подходят самому духу общества. Именно восстание индепендентов в 1642 г. положило начало Английской буржуазной революции 1642-

Собор в Кентрберри — кафедральный собор Англиканской церкви (Великобритания)

Рис. 172. Собор в Кентрберри — кафедральный собор Англиканской церкви (Великобритания)

1660 гг. Внутреннее устройство англиканской церкви со времени законодательства 1689 г. изменилось лишь в некоторых пунктах. Епископы заседают в палате лордов в качестве баронов королевства. Во главе их стоит архиепископ Кентерберийский как примас всей Англии и первый пэр королевства. Вторым в иерархии Англиканства стоит архиепископ Йоркский. После восстановления в 1660 г. королевской власти короли из династии Стюартов пытались приблизить англиканскую церковь к католической. Этим новым попыткам Стюартов сделать страну католическою, а правление неограниченным положила конец вторая революция, 1688 г. В договоре, который был заключен парламентом с новым королем Вильгельмом Оранским в 1689 г., католическая линия королевского дома была объявлена навсегда лишенною прав престолонаследия и установлено устройство государства и государственной церкви. Изданный парламентом в 1673 г. Testakte, на основании которого всякий, кто не признает королевской власти над церковью и не принимает святого причастия в епископальной церкви, не допускается ни к каким общественным должностям, был изменен в пользу протестантов и остался в силе против одних католиков. В англиканстве существует несколько самостоятельных Церквей в Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии, Канаде, Австралии. Формально они автономны друг от друга, но с 1867 г. в резиденции архиепископа Кентерберрийского — Ламбетском дворце проходят так называемые Ламбетские конференции. Фактически, они образуют Союз Англиканских и Епископальных церквей. Часть консервативно настроенных прихожан, священнослужителей и епископов выступают против женского священства и епископата. Папа римский учредил специальный ординат для англикан, принадлежащих к Высокой Церкви, для того, чтобы они могли постепенно переходить в католичество. В последнее время внутри англиканства стали возрождаться монашеские ордена. Они именуются англиканскими религиозными орденами. В основном это движение внутри Высокой Церкви. Это общины мирян и (или) клириков Англиканского Сообщества, живущие в соответствии с монашескими уставами. Члены религиозных орденов принимаю обеты бедности, целомудрия и смирения и ведут общинную жизнь в труде и молитве. Члены этих орденов называют себя монахами и монахинями (monks and nuns). В частности, в конце XIX столетия было широко известно общество сестер милосердия, основанное национальной героиней Великобритании Флоренс Найтингейл (1820-1910 гг.) в октябре 1854 г. в разгар Крымской войны. Эта община и ее деятельность были очень похожи на «институт диаконис из Кай- зерсверта (Германия), который она посетила в 1849 г. Справедливости ради надо сказать, что деятельность Флоренс Найтингейл опиралась также и на русский опыт. Хотя Крестовоздвиженская община сестер милосердия появилась в России 5 ноября 1854 г. по инициативе Великой княгини Елены Павловны, женская община сестер милосердия Флоренс Найтингейл появилась на фронте в Крыму в начале 1855 года. Известный русский общественный деятель, сенатор А.Ф. Кони писал: «...в этом

Россия имеет полное право гордиться своим почином. Тут не было обычного заимствования „последнего слова“с Запада — наоборот, Англия стала подражать нам, прислав под Севастополь мисс Найтингель со своим отрядом»[1]. В России англиканство появилось, скорее всего, в царствование Ивана Грозного (1533-1584 гг.).

В 1553 г. Иван Грозный разрешил в Москве неправославное Богослужение на Английском дворе. Довольно долгое время англикане использовали Лютеранскую церковь св. Михаила в Немецкой слободе. После 1812 г. британцы стали арендовать небольшую часть дома княгини Анны Александровны Голициной на Тверской в центре Москвы, который был построен во второй половине XVIII в.

В 1882 г. по проекту архитектора Б.В. Фрейденберга началось строительство новой церкви. Церковное здание было завершено к 1884 г., а первая служба прошла 2 сентября. Епископ Титкомб, который прибыл из Лондона, освятил церковь 13 января 1885 г. Она была освящена в честь святого апостола Андрея, святого покровителя Шотландии, и это не удивительно, так как шотландцы были наиболее уважаемыми и богатыми членами британской общины в Москве. В числе известных англикан, живших в России и бывших русскими подданными, можно отметить адмирала российского флота Самуила Грейга, основателя города Юзовка (современный Донецк) предпринимателя Джона Джеймса Юза (Хьюза), архитектора Чарльза Камерона, «фарфорового короля», основателя фарфорового производства в Вербилках Франца Гарднера. В их числе и предок великого русского поэта Георг Лермонт (рис. 173-175).

Одним из тех, кто стал заниматься искусственным орошением полей в Самарской губернии, был Иван Бутлеров, который носил титул лорда, и настоящее его имя — лорд Джонстон Бутлер. Директор первой женской

Адмирал Самуил Грейг

Рис. 173. Адмирал Самуил Грейг

Джон Джемс Юз (Хьюз) — основатель г. Донецка

Рис. 174. Джон Джемс Юз (Хьюз) — основатель г. Донецка

Архитектор Чарльз Камерон

Рис. 175. Архитектор Чарльз Камерон (Charles Cameron. 1743-1812) гимназии в Костроме, выпускница Смольного института Софья Андреевна Шкотт также была англиканкой по вероисповеданию. Матерью самарского городского головы С.Н. Постникова, была фрейлина королевы Виктории Мери Джейн Веллингс, которая вышла замуж за основателя российской методики кумысолечения Н.В. Постникова. Все эти факты говорят нам о том, что англикане в России были достаточно заметны и активны к началу XX в. Особенности догматики и Богослужебной практики Англиканской Церкви позволяют в настоящее время многим современным историкам религии выделять эту церковь в самостоятельное направление Христианства и не связывать его с протестантизмом. Отметим, что развитие протестантизма не ограничилось названными деноминациями. В самый ранний период Реформации возникло множество направлений так называемой народной реформации, такие как анабаптизм, мен- нониты, социниане, моравские братья, баптисты, квакеры, методисты и многие другие. Об их роли в развитии европейского и российского протестантизма пойдет речь в разделе учебника «Новые религиозные движения».

  • [1] Ермакова 3. Великая княгиня Елена Павловна // Московский журнал. 2007. № 5. С. 9.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>