Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Лютеране

Основные положения лютеранского вероисповедания изложены не только в Аугсбургском вероисповедании, но и в так нзываемой Книге согласия, в которую входят три исторических символа веры — Апостольский, Никео-Цареградский и Афанасьевский, Аугсбургское вероисповедание, Апология Аугсбургского вероисповедания (1531 г.), Малый и Большой Катехизисы Лютера (1529 г.), Формула согласия (1577 г.) и Шмалькальденские статьи, принятые во время заключения Шмалькаль- денской унии, которые заключают резкую критику католицизма. Лютеране помимо догмата об оправдании верой признают учение о Святой Троице, о двойной природе Иисуса Христа, веруют в Его искупительную жертву, в Его Воскресение и Вознесение. Лютеране считают, что оправдание человека перед Богом возможно только по Милости Божьей, а не в результате каких-то заслуг, праведной жизни или творении добрых дел. Правда, они считают, что люди обязаны совершать добрые дела, но это является исключительно плодом веры человека. Лютеране признают два таинства — крещение и причащение. Считается, что только эти два таинства имеют прообраз в Ветхом Завете (обрезание и агнец Божий). Крещение бывает как через полное погружение, так и окроплением и совершается над христианином в детском возрасте. Лютеране веруют в то, что во время Причастия в хлебе и вине реально присутствие Христа, но отказываются от понятия Пресуществления Святых Даров, когда хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христову, как веруют католики и православные христиане. Причастие происходит в некоторых лютеранских церквях только раз в год в Великую Пятницу, в других церквях Причастие совершается каждый воскресный день. В XVI-XVII вв. таинство исповеди признавалось лютеранами, но сейчас они рассматривают его просто как обряд. Обрядами они считают также конфирмацию, рукоположение пресвитеров, брак и соборование. Лютеране сохранили в своем Богослужении некоторые католические обычаи. Например, возжигаются свечи, происходит каждение, крест является официальным символом, сохраняется алтарь. Пасторы имеют церковные облачения. Ранее они были черного цвета, в настоящий момент облачения во время службы белые литургические, так назывемая альба, сверху на него надевают еще одно облачение, которое в разных странах может различаться по цвету. Богослужение совершается на национальных языках, большое внимание занимает проповедь. Священство, как веруют лютеране, устновлено самим Христом, поэтому оно признается у лютеран. Пасторы избираются общинами и остаются в сане пожизненно. В большинстве лютеранских церквей утрачено понятие апостольского преемства, но в таких странах, как Дания, Швеция, Исландия, Норвегия, Финляндия оно сохранилось, так как в этих странах реформацию проводила королевская власть и там сохранился институт епископата. В последнее десятилетие во многих лютеранских церквях стало практиковаться рукоположение женщин и разрешены браки между людьми нетрадиционной ориентации. Это приводит часто к внутренним расколам внутри лютеранских церквей и к общему кризису лютеранства как это имеет, например, быть в современной Германии. В ФРГ не существует единой лютеранской церковной организации, поэтому каждая земельная Церковь автономна. В разных землях могут существовать разные структуры, возглавляемые епископами, интендантами, суперинтендантами, президентами. Например, на севере Германии в городе Оснабрюк на протяжении 400 лет фактически по наследству передовался титул генерального суперинтенданта местной лютеранской церкви в знатной и исторической северо-немецкой семье ван (фон) Крохманн (рис. 150).

Карл Крохманн — суперинтендант в г. Оснабрюк, 1792-1854 гг

Рис. 150. Карл Крохманн — суперинтендант в г. Оснабрюк, 1792-1854 гг.

Лютеранский кафедральный собор в г. Рейкьявик (Исландия)

Рис. 150.1 Лютеранский кафедральный собор в г. Рейкьявик (Исландия)

Лютеранский Собор Христа Спасителя, г. Виндхук (Республика Намибия)

Рис. 151. Лютеранский Собор Христа Спасителя, г. Виндхук (Республика Намибия)

В настоящее время большинство лютеран проживает в ФРГ, Швеции, Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии. В Финляндии, Дании, Норвегии, Исландии лютеранские церкви имеют статус государственных (рис. 150.1). Единственной страной Африки, где практически 100% населения исповедует лютеранство, является Республика Намибия, которая долгое время была колонией Германской Империи (рис. 151). В России протестанты появляются в эпоху царствования Великого князя Василия III около 1526-1533 гг., когда повелением Великого князя предписывалось принимать Москве ремесленников, художников, врачей, аптекарей лютерова закона, которые «через это страдают от папистов». По договору 1524 г. прибыли в Россию и шведские купцы, получившие право беспошлинной торговли. При Иване Грозном протестантам было позволено строить свои храмы в отличие от католиков, которым это запрещалось. Иван Грозный, будучи человеком широких и энциклопедических знаний, часто вступал в полемику с протестантскими пасторами, уважал их как людей ученых, однако это не мешало Царю опровергать учение Лютера в спорах с пасторами, прибывавшими в Москву. Немецкий пастор и автор сочинений о жизни Ивана Грозного Павел Одерборн свидетельствует, что «царю нравились проповеди пастора Бак- горна, что он смотрел на учение Лютера как близкое к истине, любил пасторов как людей ученых. В 1552 г. датский король по просьбе Ивана IV вместе с художниками и типографами прислал ему Аугсбургское исповедание и Катехизис Лютера в русском переводе, с тем чтобы привезшие их типографы напечатали их в тысячах экземпляров. И вероятно, не случайно Иван Грозный именно за лютеранина, датского герцога Магнуса, выдал одну из дочерей своего двоюродного брата Владимира Старицкого»[1]. В то же время в послании одному из лютеранских проповедников чеху Яну Роките царь писал: «...поистине Лютер лютым называется, люто это, люто, если к краеугольному камню — Христу прижаться, и его божественные уставы разорять, и божественное его учение и апостольские проповеди рассекать, и святых отцов уставы извращать, и всяческие козни строить, неистинное писание исповедуя. Подобно тому, как Сатанаил отвержен был Небесами и вместо ангела света — тьмой и обманом нарекся, а ангелы его — бесами. Так и вы, подобно тому, как начальник бесов зовется Сатана, так и вашему начальнику имя Лютер, как его же ангелы именуются бесами, так и вы — кознодеями»[2]. Однако в Московском государстве ни при Иване Грозном, ни в царствование его сына Фёдора Иоанновича гонений на лютеран не было, и они спокойно жили в Москве и в других городах. Так, во время Ливонской войны 1558- 1583 гг. взятые в плен немцы и шотландцы — пресвитериане расселены были в разные города с правом свободного вероисповедания. В 1575 г. лифляндские дворяне, находившиеся на русской службе, построили на свои средства в Немецкой слободе на Кукуе кирху — лютеранскую церковь. В царствование Бориса Годунова, в 1598-1605 гг., в Москву приезжало много лютеран на службу. В 1601 г. сын шведского короля Эриха XIV Густав получил от царя Бориса разрешение воздвигнуть в Москве новый, просторный храм в Белом городе, у Покровских ворот. Деньги на строительство храма предоставил сам принц, а также немецкие врачи, служившие у Годунова. В Москве был воздвигнут и еще один лютеранский храм — построить его предложил сам царь, прямо в Кремле, а проповедники для этого прихода были вызваны из Германии. При церкви Борис повелел на свои деньги построить деревянную колокольню и повесить на ней три колокола. Историки лютеранской церкви считают годы правления Бориса Годунова высшей точкой подъема лютеранства в допетровской России. В XVII в. цари из династии Романовых также благоволили к протестантам. Например, при Царе Михаиле Фёдоровиче (1613-1645 гг.) разрешили построить новую лютеранскую церковь у Красных ворот. Благове

Лютеранский собор Св. Михаила Малеина в Москве — Лефортово (взорван в 1935 г.)

Рис. 152. Лютеранский собор Св. Михаила Малеина в Москве — Лефортово (взорван в 1935 г.)

дарные лютеране освятили храм во имя Св. Михаила Малеина — небесного покровителя русского царя (рис. 152). Отметим, что Лютеранство в России широко распространилось в землях, отошедших к Швеции по Столбовскому договору 1617 г.: в Ингрии (Ижора, ныне Ленинградская обл.), Карелии. Финские приходы Ингрии — одни из самых старых лютеранских приходов в России, например, приход в Колтушах был основан в 1628 г., в Скворицах — в 1640 г.

При царе Алексее Михайловиче в конце Тридцатилетней войны между 1645 и 1648 г. в Россию приехало около 30 тысяч лютеран и людей других протестантских вероисповеданий (рис. 152.2). И хотя царь запрещал строить в городе ропаты — лютеранские кирхи, было позволение строить их в Немецкой слободе. Шведам разрешили строить свои подворья в Москве, Белгороде, Новгороде, Пскове, Переславле. В немецкую слободу Москвы была перенесена и церковь Св. Михаила, которая простояла на этом новом месте до 1928 г. Кальвинисты также построили два храма — голландский и английский. В 1662 г. в Москву прибыли протестанты, саксонцы, которые построили свою церковь служить, в которой стал пастор Иоаганн Грегори, которого можно с полным основанием называть отцом русского театра. В 1672 г. к рождению в царской семье царевича Петра Алексеевича Грегори поставил в Кремле первую театральную постановку — пьесу «Эсфирь или Артаксерксово действо», известное в Европе драматическое произведение. Для постановки специально в Кремле была выстроена театральная храмина. Спектакль на библейский сюжет имел

Царь Алексей Михайлович успех на Москве. Алексей Михайлович все 10 часов пока шел спектакль смотрел его не вставая с трона

Рис. 152.2. Царь Алексей Михайлович успех на Москве. Алексей Михайлович все 10 часов пока шел спектакль смотрел его не вставая с трона.

Пастор Иоганн Грегори

Рис. 152.1 Пастор Иоганн Грегори

Царь наградил Грегори 42 соболями и позволил ему варить пиво беспошлинно (рис. 152.1).

В правление царевны Софьи Алексеевне между 1683 и 1688 г. на русскую службу были приняты французские эмигранты — гугеноты. Такое благоволение к протестантам вызывало и ответную реакцию. Появилось много антилютеранских книг, например, можно отметить произведение известного богослова и полемиста, протопопа Ивана Наседки «Изложение известно от Божественных писаний на злоименные Лютеры» где подробно объяснялось различие между православием и лютеранством. Протестанты никогда не скрывали своих убеждений и стремились проповедовать свою веру. Летописцы отмечают, что среди них было много образованных и умных проповедников. Лютеранские убеждения находили живой отклик у православной паствы, ибо, как и Русская Церковь, содержали резкую критику католичества. Первые жалобы на успехи лютеранской проповеди в России появились еще в середине XVI в. Лютеранство настолько сильно влияло на умы ищущих людей, что им оказывались «заражены» писания и людей православных. Так, в 1627 г. властям пришлось запретить Катехизис, изданный тиражом в несколько тысяч экземпляров, поскольку в нем усмотрели влияние протестантской пропаганды. Вообще, XVII в. становится веком активной полемики лютеранских и православных авторов. Богословский диалог двух Церквей был решительно прерван царем Алексеем Михайловичем, который в своем Уложении ввел смертную казнь за совращение из православия.

В правление царя Петра Великого отношение к лютеранам и другим протестантам резко меняется. Увеличивается наплыв иностранцев в Русское государство. Однако, несмотря на то, что Петра считают поклонником всего европейского, он оставил в силе Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., по которому за совращение в протестантизм полагалась смертная казнь. По идее царя в новой столице, Санкт-Петербурге, должны были быть воздвигнуты храмы всех конфессий, которые существовали на тот момент в Российской империи. Однако при его жизни не удалось полностью воплотить это в жизнь. Но постепенно этот указ царя был практически выполнен. Многие лютеране верой и правдой служили России — своей новой родине. Среди них адмирал, барон Иван Фёдорович Крузенштерн, выдающийся мореплаватель, первооткрыватель Арктики, адмирал, барон Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, командующий Балтийским флотом адмирал Николай Оттович фон Эссен, генерал-фельдмаршал, светлейший князь Барклай де Толли, автор толкового словаря, этнограф барон В.И. фон Даль (предок выдающегося русского и советского артиста театра и кино Олега Ивановича фон Даля), друг А.С. Пушкина, поэт, барон А. А. фон Дельвиг, известный исследователь русской литературы и стихосложения Александр — Вольдемар фон Остенек (А.Х. Востоков) — профессор, академик Российской академии наук и многие другие (рис. 153-159).

В настоящее время в Российской Федерации действуют несколько Евангелическо-Лютеранских церквей: Союз Евангелическо-Лютеранских церквей России с центром в Санкт-Петербурге при кафедральном соборе Св. Ann. Петра и Павла.

Барон И.Ф. Крузенштерн

Рис. 153. Барон И.Ф. Крузенштерн

Барон Ф.Ф. Беллинсгаузен

Рис. 154. Барон Ф.Ф. Беллинсгаузен

Адмирал Н.О. фон Эссен

Рис. 155. Адмирал Н.О. фон Эссен

Генерал-фельдмаршал князь М.Б. Барклай де Толли

Рис. 156. Генерал-фельдмаршал князь М.Б. Барклай де Толли

Барон В.И. фон Даль

Рис. 157. Барон В.И. фон Даль

Барон А. А. Дельвиг

Рис. 158. Барон А. А. Дельвиг

Союз включает в себя семь регионльных церквей:

• Евангелическо-лютеранская церковь Европейской части России (ЕЛЦЕР).

Рис. 159.

А.Х. Востоков — барон фон Остенек

  • • Евангелическо-лютеранская Церковь Урала, Сибири и Дальнего Востока (ЕЛЦУСДВ).
  • • Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь Украины (НЕЛЦУ).
  • • Евангелическо-Лютеранская Церковь в Республике Казахстан (ЕЛЦРК).
  • • Евангелическо-Лютеранская Церковь в Киргизской Республике.
  • • Евангелическо-Лютеранская Церковь Узбекистана.
  • • Союз евангелическо-лютеранских общин в Республике Беларусь.

В Москве кафедральным храмом является собор Апостолов Петра

и Павла в Старосадском переулке (рис. 129).

Канцелярия Архиепископа и Центральное Церковное Управление ЕЛЦ расположены в Церкви Святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге. Архиепископ ЕЛЦ и Епископы региональных церквей, а также их заместители образуют Епископский совет. Верховное духовное руководство в ЕЛЦ осуществляет Архиепископ. Высшим руководящим органом ЕЛЦ является Генеральный Синод, созываемый каждые 5 лет. Высшим руководящим органом соответствующей региональной церкви является Синод этой Церкви, созываемый ежегодно. Текущее руководство осуществляется Консисторией, в состав которой входят члены Президиума Генерального Синода, два члена Епископского совета, Архиепископ ЕЛЦ, а также Главный управляющий делами ЕЛЦ. Председателем Консистории является Архиепископ. Заседания Консистории проводятся не реже 2 раз в год. Богослужения проходят на немецком и русском языках. ЕЛЦ имеет свою Теологическую Семинарию в деревне Новосаратовка недалеко от Санкт-Петербурга.

Второй крупной Евангелическо-Лютеранской Церковью в России является Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (фин. Inkerin Evankelis-Luterilainen Kirkko) (Церковь Ингрии, ЕЛЦИ). Это российская лютеранская церковь скандинавской традиции. Большинство приходов расположены на территории Ленинградской области и Карелии. Юридически создана в 1992 г., однако свою историю отсчитывает с 1611 г. (года основания одного из старейших лютеранских приходов на территории Ингерманландии). Всего в Церкви Ингрии 75 приходов и 13-15 тыс. прихожан. Таким образом, ЕЛЦИ является второй по количеству верующих лютеранской Церковью в России. Административно ЕЛЦИ представляет собой одну епархию, окормляемую епископом. Приходы объединены в семь пробств по территориальному принципу. Кафедральным собором Церкви Ингрии является церковь св. Марии в Санкт-Петербурге, на

Большой Конюшенной улице (cf^ рис. 98). Там же расположена Центральная канцелярия церкви. В Москве главным храмом ЕЛЦИ является храм Св. Архангела Михаила на Немецком (Введенском) кладбище (рис. 160). Теологический институт Церкви Ингрии расположен в деревне Колбино Всеволожского района Ленинградской области. Основной структурной единицей церкви является приход, возглавляемый настоятелем в сане пастора или, при необходимости, и. о. настоятеля (сроком до 2 лет) в сане диакона. Высшим органом управления прихода является общее приходское собрание. В период между общими собраниями мирскими делами прихода от его имени управляет выборный совет уполномоченных во главе с председателем из числа прихожан. Для исполнения принятых решений и управления текущими делами прихода совет уполномоченных избирает приходской совет, председателем которого по должности является настоятель. Под патронажем Церкви Ингрии действует благотворительный фонд «Дикони» (в Выборге). Основное направление деятельности фонда — помощь сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В Церкви Ингрии существует три степени духовного (священнического) служения:

  • • Епископ (глава епархии).
  • • Пресвитер (часто называемый — пастор).
  • • Диакон (помощник епископа и пресвитеров).

ЕЛЦИ исповедует христианскую веру, которая основывается на свидетельстве Ветхого и Нового Заветов. Эта вера отражена в трех исторических символах веры (Апостольском, Никео-Цареградском и Афанасьевском) и в лютеранских вероисповедных книгах. Церковь следует принципу открытой конфессиональности, провозглашая неизменное и неизменяемое учение языком, близким и понятным нашим современникам. Историческое вероисповедание в документах церкви поставлено выше решений нынешней церковно-канонической власти. ЕЛЦИ придержива-

Лютеранский храм Св

Рис. 160. Лютеранский храм Св. Михаила на Немецком кладбище в Москве ется традиционных взглядов на семью. В своих документах церковь зафиксировала, что брак — это благословленный Богом союз мужчины и женщины. Гомосексуализм называется грехом и не поощряется. Церковь Ингрии отрицает, что позднейшая традиция ординации женщин и допущения их совершению публичного служения Слова и Таинства имеет под собой библейское основание: «Мы верим, проповедуем, свидетельствуем и учим, что Церковная проповедь Слова неотделима от Святых Таинств, и что проповедническое служение, согласно установлениям Священного Писания и Апостольской Церкви, должно совершаться только мужчинами. Мы с горечью вынуждены признать, что развитие института женского священства в российском лютеранстве, независимо от того, используется ли при этом самонаименование пастор или более скромно проповедница, разрушает лютеранскую самоидентификацию и не только не способствует сближению наших Церквей, но и лишает постановку вопроса о единстве всякого реального содержания»[3].

Этапы развития лютеранства в Ингерманландии можно рассматривать начиная с первого ее захвата шведами в конце 1500 г.

В 1581 г. Понтий де ла Кардье завоевал многие западно-ингерманланд- ские крепости. В них, вместе со шведско-финским гарнизоном, были так же и военные пасторы. Известно также и имя одного военного пастора в Каприо. Каприо возвратили назад русским в 1590 г. Хотя в некоторых книгах говорится, что Каприо был старейшим приходом Ингерманландии, поскольку лютеранские военные пасторы были там уже в 1590-х гг., но, по- существу, там еще не могло возникнуть никакого лютеранского прихода.

Вся Ингерманландия попала под шведское владычество в 1617 г. после подписания Столбовского мирного договора, в результате которого территории Ингерманландии отходили к Швеции. На обезлюдевшие в ходе войны области еще до Столбовского мира стало переселяться лютеранское население из Восточной Финляндии. После подписания мирного договора этот процесс еще более усилился. Ингерманландия привлекала финских переселенцев прежде всего тем, что жители завоеванной провинции освобождались центральной властью от несения военной службы. Таким образом, Ингерманландия предоставляла дополнительные земли и новые возможности для получения средств к существованию финским переселенцам. В 1640 г. они составляли уже около трети всего населения. Но положение коренного населения становилось все более трудным: оно было задавлено невыносимыми налогами, ему запрещалось отправление православных церковных обрядов. Поэтому неудивительно, что православные крестьяне большими группами уходили в Россию. Однако постепенно положение русских в Шведском королевстве становилось более узаконенным и свободным. До сих пор в Шведском рыцарском собрании существует немалое количество русско-шведских дворянских фамилий, которые остались служить шведской короне после 1617 г. В их числе можно отметить существующие ныне русско-шведские дворянские роды: Пересветофф — Мурат, изначально происходивший из дмитровских бояр и известный с XV в. в г. Дмитрове, род графов и баронов Аминофф, дворянский род Опалёвых (Апалёвых), графов Барановых. В настоящее время одним из известнейших шведских филологов является профессор Сток- гольского королевского университета, доктор филологии Александр Пе- ресветофф-Мурат, одним из основоположников шведского детективного жанра являлся шведский писатель, полковник шведского гренадерского полка граф Иван Теннес Эдвард Аминофф (8 мая 1868 г., Стокгольм, Швеция — 4 апреля 1928 г., Евле, Швеция) (рис. 161).

Граф Иван Теннес Эдвард Аминофф

Рис. 161. Граф Иван Теннес Эдвард Аминофф

Шведский Король Густав II Адольф

Рис. 161.1. Шведский Король Густав II Адольф

В 1656-1658 гг. между Швецией и Россией вспыхнула еще одна война, которая значительно опустошила недавно заселенные территории. Но на опустошенные земли вновь прибыли переселенцы из Финляндии: доля лютеран во второй половине столетия выросла примерно с 40 до 70%. Самым древним приходом, возникшим в Ингерманландии принято считать Лемболово, старое название Куй- вози. По дошедшим упоминаниям он возник в 1611 г. После заключения Столбовского мира с 1618 г. сохранилось упоминание об одном пасторе, который служил с начала в крепости Орешек и затем перешел оттуда настоятелем в приход Токсово и объединенный с ним приход Колтуши. Возможно, что эти приходы уже образовались до Столбовского мира или сразу после него. Шведский Король Густав II Адольф (рис. 161.1) захотел упрочить шведское владычество обращением русских людей и ингерманладцев в лютеранство. Он в 1623 г. издал указ, что в каждом ингерманланд- ском погосте должна быть построена лютеранская церковь.

Но этот план в таком виде не осуществился, поскольку основывались приходы и строились церкви по мере прибытия переселенцев из Финляндии. В 1630 г. в Ингерманландии было шесть священников и восемь приходов. Этими приходами были в области Крепости Орешек уже упомянутые Лемболово, Токсово, Колтуши и Инкере, а также в области Капорье: Скворицы, Катлы, Клопитцы (этот приход затем перестал существовать) и Сойккола. Крепостные приходы не входили в их число, поскольку в них в качестве церкви была только отдельная комната в крепости. Такими приходами при крепостях были Ивангород, Каприо и Крепость Орешек, где в каждом из них был пастор. Нарва — это отдельный случай, поскольку в ранее средневековье она принадлежала Дании, затем Ливонскому ордену, затем перешла к России и, наконец, к Швеции, после чего она административно была присоединена к Ингерманландии. В Нарве был как немецкий, так и шведско-финский приход.

Ингерманландские лютеранские приходы в 1618 г. подчинили вновь образованной Выборгской епархии, но в 1641 г. образовали в самостоятельную епархию, которой управлял живущий в Нарве суперинтентент, у которого была в подчинении консистория.

В 2006 г. в России возникла новая лютеранская организация — Евангелическо-Лютеранская церковь Аугсбургского исповедания (ЕЛЦАИ), лютеранская деноминация (получила официальную регистрацию в 2007 г.). Позиционирует себя как наднациональная церковь.

В 1997 г. от Евангелическо-Лютеранской церкви Ингрии откололась Карельская евангелическо-лютеранская церковь — карельская лютеранская община. Центр находится в городе Сортавала. Епископ — Раймо Яккинен. Одной из причин возникновения новой деноминации стали разногласия на этнической почве между финнами и карелами. В церкви практикуются богослужения на карельском языке. Община насчитывает 2 тыс. прихожан, объединенных в 15 приходов. Еще одной лютеранской церковью является Евангелическо-лютеранская церковь «Согласие» — одна из пяти официально зарегистрированных лютеранских церквей на территории Российской Федерации. Образовалась при содействии американских миссионеров в конце XX в. Является конфессиональной (консервативной) лютеранской церковью и входит в международную конференцию конфессиональных лютеранских церквей (CELC). Сейчас в церкви имеется четыре прихода и две миссии, служат два российских пастора и два пастора-миссионера. Председатель Синода — Алексей Евгеньевич Ферингер. Организационно эта церковь входит в Висконсинский евангелический лютеранский синод (WELS) — лютеранскую церковь в США. Основана в 1850 г. в штате Висконсин. По данным на начало 2005 г., насчитывает около 398 тыс. членов и более чем 1200 приходов, во всех 50 штатах США, а также 24 странах мира. Третья по величине лютеранская деноминация в Соединенных Штатах Америки, после Американской лютеранской церкви (ELCA) и Миссурийского синода (LCMS). Считает, что служителем любого уровня в церкви может быть только мужчина и что все церковные посты установлены Богом. Отрицает практику однополых браков. Наиболее консервативная часть церкви считает, что для молитвенного общения, а также для общения кафедры и алтаря необходимо полное тождество веры. Именно поэтому в России лютеранскую церковь «Согласие» часто именуют Американской. И наконец, в России действует еще одна лютеранская организация — Сибирская Евангелическо-Лютеранская Церковь (СЕЛЦ) — автокефальная лютеранская Церковь, приходы которой находятся в основном на территории азиатской части России. В мае 2003 г. Церковь получила автокефалию от Эстонской Евангелическо-Лютеранской Церкви. Хотя приходы канонически являлись приходами ЭЕЛЦ, они никогда не были «этническими» приходами. Богослужения проходят на русском языке. В Новосибирске учреждена семинария для подготовки кадров на 12 человек, а также действуют две библейские школы для мирян. Развитие Церкви началось в нескольких городах и поселках Сибири и Урала почти одновременно и независимо друг от друга. 6 мая 2007 г. в Кафедральном Домском Соборе св. Девы Марии в Таллине состоялось поставление первого епископа Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви Всеволода Лыткина. Эстонская Церковь оказала большую помощь (прежде всего, каноническую) лютеранам в России. СЕЛЦ в учении и практике придерживается традиций «конфессионального» лютеранства. Это означает, что в Церкви недопустима ординация женщин, а вероисповедание строго соответствует библейским принципам, изложенным во времена Реформации в Книге Согласия.

Второй крупнейшей протестантской организацией в мире является Кальвинизм ((?}> рис. 98.1).

Кальвинизм, или реформатское вероисповедание, — направление в протестантизме, основателем которого был Жан Кальвин. Однако начало этому движению положило реформационное движение в Швейцарии в городе Цюрихе и которое по имени его идеолога Ульриха Цвингли получило название цвинглианство или цвинглианской реформации. Ульрих Цвингли родился в 1484 г. в городе Вильдхаус кантона Сент- Галлен. Находился под влиянием философии стоиков и платонизма эпохи Возрождения (особенно под влиянием Фичино). Согласно его мировоззрению, Бог — «высшее благо»; через провидение он манифестирует себя всегда и всюду. Потерянность человека заключается в его греховности и в его трагическом положении на земле, но, несмотря на это, он все же является связующим звеном между землей и небом. Получил высшее образование в Венском и Базельском университетах; живо интересовался классической литературой и усердно читал Священное Писание, для лучшего уразумения которого изучил и древнееврейский язык. Находясь под влиянием базельского богослова Виттенбаха и поддерживая деятельные сношения с гуманистами, в том числе и с Эразмом Роттердамским, Цвингли вступил на путь свободного исследования Священного Писания. Цвингли резко выступал против продажи людей. Дело в том, что в это время Швейцария была страной, которая официально продавала своих молодых людей в армии разных государств Европы, и часто случалось, что родственники, родные братья, двоюродные братья, земляки могли сражаться друг против друга в армиях различных стран. Сам Цвингли «познакомился» с этим фактом, когда в1512и1515г. сопровождал в качестве полкового священника отряд кантона Гларус в итальянских походах. К развращающей нравы прихожан торговле людьми он отнесся с большим протестом, что также приводило Цвингли к мнению о необходимости проведения реформ в обществе. В 1516 г. Цвингли занял место капеллана в Эйнзидельне, продолжая выступать с проповедью против различных суеверий и церковных злоупотреблений. В 1518 г. занял должность священника в Цюрихском соборе и здесь в основу своих проповедей положил Евангелие, стремясь к реформе церкви и государства, вооружаясь против торговли индульгенциями настолько успешно, что доминиканцу Самсону, торговавшему ими в Швейцарии, закрыт был доступ в Цюрих. 29 января 1523 г. в Цюрихе состоялся публичный диспут, основанием для которого были 67 тезисов учения Цвингли о Священном Писании как высшем авторитете в религиозных вопросах, о Христе как о единственном истинном посреднике между Богом и людьми, о вере как единственном средстве спасения, о церкви как союзе всех верующих и т.д. Диспут этот, устроенный городским советом Цюриха, окончился торжеством Цвингли над его противником Фабером, викарием констанцского епископа: цюрихский городской совет принял учение Цвингли и стал самостоятельно распоряжаться церковными делами кантона вместо констанцского епископа. Католическая месса и поклонение иконам были устранены, богослужение упрощено; латинский язык заменен немецким; причастие давалось под обоими видами; монастыри обращены были в школы, приюты и госпитали, монастырское имущество секуляризовано; безбрачие духовенства упразднено, и в 1522 г. сам Цвингли тайно женился на Анне Рейнхардт, брак оставался тайным до 1524 г. В 1525 г. он издал свое исповедание веры под названием «De vera et falsa religione», в большей части пунктов сходное с учением Лютера, за исключением вопроса о причащении. Чуждый мистицизма, Цвингли смотрел на евхаристию не как на таинство, а как на воспоминание об искупительной жертве Христа. Кроме того, Лютер сохранял те догматы и обряды, которые не стояли в противоречии с Священным Писанием, тогда как Цвингли устранял все то, что не находило в нем прямого подтверждения. Наконец, по вопросу о церковной организации Цвингли, будучи, как швейцарец, носителем республиканского начала, проводил начала пресвитерианского управления, а Лютер, как поборник княжеской власти, установил консисториальную систему управления церковью.

Учение Цвингли и реформация в Швейцарии развивались одновременно с учением Лютера, но совершенно независимо от него. В 1528 г. Цвингли писал: «я узнал слово Божие не от Лютера, а из учения Христа». По вопросу о причащении между Цвингли и Лютером происходила полемика, в которой первый обнаружил больше сдержанности и умеренности, чем последний. Желая примирить оба евангелических учения, ландграф гессенский Филипп устроил в 1529 г. в Марбурге встречу Лютера и Цвингли. Первый явился в сопровождении Меланхтона, Цвингли — с своим другом и последователем Эколампадием; состоявшийся марбургский диспут не привел к соглашению по вопросу о причащении. Учение Цвингли из Цюриха распространилось в Берне, Базеле, Шаффхаузене, Санкт-Галлене, Гларусе и во многих вольных имперских городах Германии. Лесные кантоны — Швиц, Ури, Унтервальден, Люцерн — остались верны католицизму. В 1529 г. борьба была отсрочена заключением в Каппеле договора, по которому каждому кантону предоставлялось право устраивать церковные дела по своему усмотрению. Однако вскоре вспыхнула междоусобная война. 11 октября 1531 г. между цюрихцами и отрядами католических кантонов произошло сражение на Каппельской равнине: цюрихцы были разбиты наголову, сам Цвингли убит. Дело его продолжал и упрочил его друг Буллингер, редактировавший в 1536 г. первое гельветское (швейцарское) исповедание. После гибели Ульриха Цвингли развитие реформации в Швейцарии связывается с именем Жана Кальвина, которого многие именовали женевским папой. Жан Кальвин родился во Франции в 1509 г. и под влиянием учения Лютера стал сколняться к протестантизму. В 1533 г. он принял новое вероисповедание. В 1534 г. он бежал в кантон Базель, где вышло его главное сочинение «Наставление в Христианской вере». Однако первоначально реформацию в Швейцарии возглавил не Кальвин, а Гийом Фарель, который еще в начале 20-х гг. был вынужден из-за своих взглядов эмигрировать из Франции (рис. 162). Здесь он активно занимался реформаторской деятельностью, помогал Цвингли, Эколампадию, Буцеру, принимал участие в налаживании контактов с вальденсами. В 1532 г. Фарель проповедовал в Женеве. Своей проповедью он привлек множество сторонников, однако вызвал своими речами недовольство руководства города и был изгнан. Однако при помощи властей Берна, который оказывал Женеве военную помощь, ему удалось вернуться в город. В 1536 г. городской совет Женевы принял решение об установлении в городе реформированного богослужения. Летом того же 1536 г. через Женеву по дороге в Германию проезжал Жан Кальвин. Уже знакомый с его «Institutio religionis christianae», Фарель сразу оценил его как организатора и упросил его остаться в Женеве и заняться устройством церкви. Кальвин согласился и вместе с Фарелем предложил городскому совету свой проект — так называемые Articles de 1537. Вслед за тем были составлены катехизис и исповедание. Хотя Фарель и высказывал в исповедании свой умеренный взгляд на отлучение, но в общем он подчинился ригористическим стремлениям Кальвина и его учению о независимости церкви от государства. Применение программы Кальвина вызвало в Женеве оппозицию, и после победы партии «либертинов» на выборах 1538 г. дело дошло до изгнания обоих реформаторов. В 1540 г. приверженцы Кальвина и Фареля, гиллермены (Guillermins, от имени Фа- реля, Guillaume), призвали Кальвина обратно. После долгой борьбы в 1542 г. реформаторам удалось настоять на организации церкви в духе Кальвина. Были определены четыре класса служителей в Церкви: пасторы (в их задачу входила проповедь и поддержание дисциплины), учителя (обучение основам вероучения), диаконы (благотворительная работа), а над всеми ними находилась Консистория из пресвитеров, которая

Гийом Фарель — один из основателей Реформатской церкви должна была надзирать за богословием и моральными устоями общества и при необходимости прибегать даже к отлучению от Церкви

Рис. 162. Гийом Фарель — один из основателей Реформатской церкви должна была надзирать за богословием и моральными устоями общества и при необходимости прибегать даже к отлучению от Церкви. Надо отметить, что сам Жан Кальвин был бескомпромиссен в делах веры даже в отношении протестантов других направлений. Он считал, что для большей эффективности проповеди нового учения необходимо использовать государственный аппарат, чтобы приводить в исполнение более суровые наказания за вероотступничество. Заметим, что наказания оказались чересчур жестокими — так, в 1546 г. 58 человек было казнено и 76 сослано. В 1553 г. власти города Женевы вследствие решения Консистории сожгли на костре известного испанского ученого и проповедника Мигеля Сер- вета, который проповедовал антитринитарное учение* (рис. 163).

Мигель Сервет(1511- 1553 гг.) — испанский врач, первооткрыватель кровообращения, один из лидеров антитринитарного учения

Рис. 163. Мигель Сервет(1511- 1553 гг.) — испанский врач, первооткрыватель кровообращения, один из лидеров антитринитарного учения

В результате напряженного труда Кальвина, Фареля и их единомышленников Женева стала новым центром Реформации. В 1549 г. Кальвином и Буллингером было подписано цюрихское соглашение, в результате которого произошло объединение кальвинистов и последователей Цвингли.

В 1559 г. была создана Женевская академия, занявшаяся подготовкой кадров для новой конфессии. Из Женевы учение реформатов распространилось в многие страны Европы: Францию, Шотландию,

Венгрию, Польшу, Нидерланды и даже Германию.

В настоящее время реформаты являются одной из крупнейших протестантских деноминаций. Сам Кальвин умер в 1564 г., а его преемником стал Теодор Беза, ректор Академии. Одной из основ кальвинизма является интерпретация Библии в том смысле, что она есть Слово Божье, записанное людьми по наитию Святого Духа, и посему Библия есть Откровение, которое ниспослано Богом падшему человечеству. Библия считается в кальвинизме единственным и непогрешимым стандартом веры и нравственной жизни. Кальвинисты также исповедуют принцип Божественного невмешательства в закономерность мира и веруют в догмат об абсолютном предопределении. То есть Господь еще до сотворения мира определил одних людей к вечной жизни, а других — к погибели, и этот приговор абсолютно неизменен. В основе проповеди кальвинизма лежит также так называемый мирской аскетизм, который выражается в стремлении к простоте жизни и накоплении богатства. Поэтому так часто упоминаемая «протестантская этика» относится именно к учению Кальвина, нежели к учению Лютера. Английский пуританин Бакстер говорил: «Если Бог вам показывает путь, на котором вы без вреда для души вашей законным путем можете зарабатывать больше, чем на другом пути, и вы это отвергнете и изберете менее доходный путь, тогда вы вычеркиваете одну из целей вашего призвания, вы отказываетесь быть управляющими Бога и принимать Его дары, чтобы иметь возможность употребить их для Него, если Он того захочет. Конечно, не в целях плотского удовольствия или греха, но для Бога должны вы работать, чтобы разбогатеть» (цит. из Вебера по изд.: Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х т. М.: Наука, 1993. Т. 2. С. 358). Русский философ С.Н. Булгаков констатирует: «Таким образом, складывалось воззрение, что Бог благословляет торговлю. Ветхозаветный склад духа, вообще свойственный пуританизму, связывался и с древнееврейским воззрением относительно награды за добродетель в этой жизни. Недаром пуританизм часто называли английским еврейством, имея в виду это усвоение им ветхозаветного духа с его самоправед- ностью и трезвой легальностью. В пуританизме с грандиозной силой пробудилась характерная для еврейского мессианизма вера, что англосаксы — избранный народ Божий, призванный властвовать над другими народами ради спасения и просвещения их же самих. Мысль о существовании обязанностей у человека пред вверенным ему имуществом, которому он подчинен как служащий-управитель или как машина для приобретения, всей своей охлаждающей тяжестью ложится на жизнь; чем больше имущество, тем тяжелее чувство ответственности за него, чтобы сохранить его во славу Божию и еще увеличить его безостановочной работой. Мало-помалу вырабатывается, знакомый нам теперь, капиталистический фетишизм. Мирской протестантский аскетизм, действуя со всей силой против беспечного пользования имуществом и связывая потребление, особенно же предметов роскоши, освобождает накопление от препятствий со стороны традиционной этики, он разрывает аскетические путы во имя же аскетизма, не только легализуя стремление к обогащению, но и рассматривая его прямо как дело богоугодное» (Там же, с. 358, 359). Булгаков говорит, что те люди, которые ранее давали монашеству своих лучших представителей, в кальвинизме остаются в миру и деятельно проявляют себя. Проблема в том, что если монашество — это аскетизм для Бога, то кальвинизм — это мирской аскетизм для мирского бога — бога торговли. Монашество — аскетизм для спасения, для обожения мира и человека. Кальвинизм — аскетизм не для спасения, но как его знак, его цель — не обо- жение материи и человека, но их рациональное преобразование во имя рациональных же, мирских целей: повышение благосостояния и т.д. Современный человекообразный зомби «общества потребления» — это типичный продукт кальвинистской «трудовой этики», у которого самоконтроль и рационализм подавили и религиозность, и собственно человеческие начала[4].

В настоящее время внутри кальвинизма существует несколько направлений. Прежде всего, это Гельветическое вероисповедание — Реформатство (от лат. reformo — преобразовываю, исправляю) — группа возникших в результате Реформации XVI в. кальвинистских церквей континентально-европейского происхождения, преимущественно французских, нидерландских и швейцарских. Во Франции приверженцы реформатства назвались гугенотами. В Великобритании к реформатам наиболее близки пресвитериане, которых от них отличает лишь отсутствие литургии. Пытаясь ответить на вопрос «Почему при всеобщей любви Божией к людям одни получают от Него дар веры, а другие нет?», Кальвин в своем вероучении заимствовал у Августина Блаженного понятие «двойного предопределения», т.е. предвечного избрания Богом одних людей ко спасению, а других — к погибели, независимо от чего бы то ни было в самом человеке. Противоречия идеологии реформатов и католической церкви привели к длительным религиозным войнам. По Вестфальскому мирному договору 1648 г. реформатская церковь добилась официального признания. В XX в. многие реформатские церкви эволюционировали к более умеренным позициям, сближаясь или объединяясь с лютеранскими, евангелическими и другими протестантскими церквями. В настоящее время реформатские церкви имеются практически во всех странах Европы, а также в США, ЮАР, некоторых странах Латинской Америки и Азии. Кальвинизм традиционно исповедовало большинство населения Шотландии, Нидерландов и Швейцарии, а также миллионы потомков британцев, живущих в США, Канаде и Австралии. Реформаты объединены во Всемирный альянс реформатских церквей. Издается печатный орган — журнал «Реформатский и пресвитерианский мир». В России первая община реформатской церкви появилась в 1629 г. в Москве. Вторая кальвинистская община в России возникла в 1669 г. в Архангельске, затем в 1689 г. кальвинистские общины были созданы в Вологде и Ярославле. Реформатские приходы формировались, прежде всего, из англичан и нидерландцев, приглашенных на службу в России. После основания Санкт- Петербурга в городе были образованы три реформатские общины — французская, немецкая и нидерландская. Апостольская община и кальвинистские церкви существовали в Российской империи до 1917 г.

Немецкая реформатская церковь в г. Санкт-Петербурге

Рис. 164. Немецкая реформатская церковь в г. Санкт-Петербурге

(рис. 164), ((f^pnc. 99).

Второе направление — Пресвитерианство (от греч. 7ip?o(3i)T?po<; — «старший») — одно из направлений протестантской конфессии и особенная форма церковной организации. Пресвитерианство опирается на учение Жана Кальвина и, таким образом, рассматривается как одна из ветвей кальвинизма и, в более широком понимании, реформатской церкви.

Организационная основа пресвитерианской церкви была заложена в период Реформации в Шотландии протестантскими реформаторами Джоном Ноксом и Эндрю Мелвиллом. Пресвитерианская доктрина базируется на вере в верховную власть Бога, в том числе и в вопросе спасения, божественном предопределении, непогрешимости Святого Писания, а также на догмате о том, что для ниспослания божественной благодати необходима исключительно вера. Пресвитерианство отрицает необходимость участия духовенства в вопросе спасения, в связи с этим в пресвитерианских церквях отсутствует епископальное устройство, а церковная организация представляет собой совокупность приходов, управляемых пасторами и пресвитерами, избираемыми прихожанами. В настоящее время пресвитерианство распространено, прежде всего, в Шотландии, США, Канаде и Австралии. Существенное значение имеют также пресвитерианские церкви Англии и Северной Ирландии. Пресвитерианство также развито в бывших английских колониях Африки. Пресвитерианство очень сильно развито в Республике Корея (Южная Корея). Пресвитерианство часто называют Национальной церковью Шотландии. В результате протестантской революции 1559-1560 гг. это направление протестантизма стало доминировать в этой стране. Его возникновение связано с деятельностью Джона Нокса, радикального протестанта и ученика Жана Кальвина. Победа протестантов в 1560 г. позволила им приступить к созданию новой церковной организации, основанной на отказе от необходимости посредничества духовенства в отношениях человека с Богом. Доктрина пресвитерианства («пресвитерианский символ веры») была утверждена в 1560 г. шотландским парламентом. Одновременно началось создание новой церковной организации, в основу которой были положены автономные церковные приходы, подчиняющиеся десяти назначаемым государством суперинтендантам, которые должны были прийти на смену епископам (полностью не реализовано). Верховным органом пресвитерианской церкви стала генеральная ассамблея шотландского духовенства и мирян. На уровне приходов создавались «конгрегации», в состав которых входили пасторы и наиболее авторитетные прихожане. После свержения Марии Стюарт в 1567 г. пресвитерианство окончательно утвердилось в качестве официальной религии Шотландии.

Эндрю Мелвилл (1545-1622 гг.)

Рис. 165. Эндрю Мелвилл (1545-1622 гг.)

Дальнейшее развитие пресвитерианства связано с именем Эндрю Мелвилла (1545-1622 гг.) (рис. 165), который отстаивал позицию полной независимости церкви от государства и усиления автономии приходских церквей. Под его влиянием была принята новая Книга послушания, в шотландской церкви были созданы пресвитерии — специальные органы церковного самоуправления на уровне приходов, включающие пасторов, богословов и пресвитеров (избираемых пожизненно авторитетных и благочестивых прихожан). Государство было отстранено от участия в назначении духовенства. Борьба между адептами «чистого пресвитерианства» и сторонниками сохранения епископального устройства велась на протяжении конца XVI — первой половины XVII в. и завершилась только после Английской революции ликвидацией епископата. Вестминстерское исповедание, принятое в 1647 г., зафиксировало основные догматы пресвитерианства. После Славной Английской революции 1688 г. Акт о веротерпимости (1690 г.) утвердил пресвитерианство в качестве государственной религии Шотландии. В настоящее время крупнейшая шотландская пресвитерианская организация носит название Церковь Шотландии и насчитывает более миллиона членов. Существует также ряд других, например, Свободная пресвитерианская церковь Шотландии.

Третьим направлением кальвинизма можно считать Конгрециона- лизм, который широко распространен в США. Это форма организации управления христианской церковью, в основу которой положен принцип независимости каждой поместной общины верующих (конгрегации) от светских или церковных властей и полная их самостоятельность. Опираясь на идею присутствия Христа в любом собрании верующих, противники епископальной и пресвитерианской (синодальной) форм правления объявили каждую местную общину (конгрегацию) не зависящей в делах веры от государственных или церковных властей. Внутри самой конгрегации исключаются иерархические отношения между служителями и прочими членами церкви — они различаются лишь исполняемыми функциями. Данная форма церковного правления признает также равенство всех рукоположенных служителей. Каждая конгрегация автономна, своим главой считает непосредственно Иисуса Христа, и сама для себя определяет формы поклонения и Символ веры, выбирает служителей, пастора, принимает и исключает членов, не признавая над собой верховенства пресвитерия, как у пресвитериан. А.В. Третьяков в связи с этим отмечает: «...каждая конкретная конгрегационалистская община согласовывает свои религиозные верования и формы поклонения с другими общинами. Призывая к возрождению раннехристианского строя религиозной жизни, конгрегационалисты первоначально полностью отвергали церковную иерархию, хотя впоследствии для унификации церковной жизни был выработан некий аналог церковной власти. Конгрегационалистами могут считаться кальвинисты, придерживавшиеся Савойского вероисповедания (1658 г.), составленного по образцу пресвитерианского Вестминстерского вероисповедания, но с заменой пресвитерианского церковного устройства конгрегационалистским». Во второй половине XVII в. конгрегационалистские общины создавались в основном в Англии. После основания Плимутской колонии (1620 г.) тысячи приверженцев конгрегационализма отправились в Новую Англию. В Северной Америке поселенцы также ориентировались на организационные формы и дух первоначального христианства. Конгрегационалисты в каждом из поселений объединялись «по договору» в общину для богослужения и изучения Слова Божьего. Расхождения в интерпретации Библии приводили к некоторым различиям в организации церквей. По инициативе трех лидеров колониального конгрегационализма — Д. Коттона из Бостона, Т. Хукера из Хартфорда и Д. Давенпорта из Нью-Хейвена — представители этих церквей собрались на совет в Кеймбридже (колония Массачусетс) в 1646 г.; в дальнейшем эти встречи проводились ежегодно в течение трех лет, чтобы «подвергнуть дискуссии, обсудить и прояснить с опорой на Слово Божье» проблемы церковного управления и дисциплины. Итогом этого совещания стала Платформа церковной дисциплины, в которой были изложены основы организации церковной жизни конгрегационалистов в Америке. В XVIII-XIX вв. конгрегационалисты стали самой многочисленной христианской конфессией в Америке. «В 1891 г. был учрежден Международный конгреционалистский совет (The International Congregational Council) с центром в Лондоне. Одним из выдающихся деятелей этого направления реформационной церкви являлся известный английский писатель и пуританский проповедник Джон Беньян, который во время Английской революции служил в армии индепендентов — противников короля. Позднее был арестован и провел в заключении около 12 лет. В заточении он написал свой знаменитый роман «Странствования паломника», в котором в аллегорической форме показан нелегкий путь христианина в поисках Небесного Града — Иерусалима»[5].

Все реформатские церкви, несмотря на свои местные отличия и свои источники вероучения, признают несколько книг, в которых изложены основы этого вероучения, отличающие их от лютеранства. В их числе Бельгийское исповедание 1561 г. (лат. Confessio Belgica, Nederlandse Geloofsbelijdenis, Confession Beige или Confession de foi) — вероучительный документ, используемый реформатскими церквями Испанских Нидерландов (Paises Bajos Espanoles) и ряда других стран и регионов мира. Полное название на французском языке — Confession de Foy, faicte dun commun accord par les fideles qui conversent es Pays bas, lesquels desirent vivre selon la purete de l’Evangile de nostre Seigneur Jesus Christ.

Бельгийское исповедание состоит из 37 статей, расположенных в том же порядке, что и Галликанское исповедание французских кальвинистов.

Статьи 1-7 посвящены Богу, Божественному Откровению, авторитету Священного Писания, в котором содержится знание, необходимое для спасения. Говорится и о канонических и апокрифических книгах Библии;

Статьи 8-11 говорят о Святой Троице и ее ипостасях;

Статьи 12-17 — о творении, Промысле Божием, о сотворении человека и его падении. Рассматриваются доктрины о первородном грехе, о Божественном избрании и восстановлении падшего человека;

Статьи 18-21 посвящены Иисусу Христу: его воплощению, двум природам и искуплению;

Статьи 22-26 — о праведности веры, об оправдании и освящении грешников, об исполнении закона и о заступничестве Христа за людей перед Богом Отцом;

Статьи 27-35 — о церкви и об обязанностях верующих, об отличительных особенностях истинной церкви, об управлении, о служителях, о церковной дисциплине, о таинствах: Крещении и Вечере Господней;

Статья 36 постулирует признание авторитета гражданских властей;

Статья 37 посвящена Страшному Суду.

Вторым источником вероисповедания является Гейдельбергский катехизис (Catechisis palatina) — исповедание реформатской церкви, составленное в 1563 г. на немецком языке по поручению курфюрста Фридриха III Пфальцского Каспаром Олевианом и Захарией Урсином. Катехизис был опубликован в год окончания Тридентского собора и имеет ярко выраженную антикатолическую направленность (пункт 80 клеймит папскую мессу как идолопоклонство). Всего катехизис содержит 129 вопросов и ответов. В 1618 г. Дордрехтский синод включил этот катехизис в число символических книг реформатской церкви.

Катехизис состоит из трех частей:

  • 1. Первая часть: Наши долги и наше изгнание.
  • 2. Вторая часть: Наше спасение. Апостольский Символ веры (23- 26; 29-58), Провидение (der Fursehung Gottes 27-28), sola fide (61-65), учение о двух таинствах ( Sacramente) как о знаках, как о напоминании (66-82).
  • 3. Третья часть: Благодарение. Толкование 10 заповедей (92-114) и молитвы Отче наш (118-128).

Еще одним источником вероучения является Дордрехтский синод, Дортский синод — экуменический синод Реформатской церкви, созванный по инициативе Генеральных Штатов Нидерландов в связи с подъемом арминианского движения и прошедший в 1618-1619 гг. в г. Дордрехте. В работе синода принимали участие английские, немецкие и швейцарские теологи. Председателем синода был избран пастор Ян Богерман. Абсолютное большинство делегатов были настроены против арминиан, так что их участь уже была предрешена. Синод подтвердил Гейдельбергский катехизис, отверг выдвинутые Якобом Арминием (и его сторонниками критические замечания к церковному учению и сформулировал краткое изложение богословия кальвинизма (Каноны Дордрехтского синода) в виде пяти тезисов, используемых многими церквями реформатского направления до настоящего времени.

В настоящее время Евангелическо-Реформационная церковь возрождается в России. Евангелическо-Реформатская Церковь России является преемственной по отношению к апостольской общине, вере Реформации и кальвинистских Церквей, существовавших в Российской Империи до 1917 г.; исповедует мировоззрение, принципы и идеалы классического европейского кальвинизма, изложенные в его символических книгах. Интересным отличием кальвинистов от других протестантов, католиков и православных является то, что в своем эсхатологическом представлении о конце мира реформаты веруют, что антихрист, кем бы он ни был, не сможет нанести Церкви поражение и к моменту возвращения Христа на земле будет существовать христианская община, пребывающая в силе Духа Святого и поклоняющаяся Господу в соответствии с Его волей. Они также веруют, что в конце мира земля не будет окончательно уничтожена, но преобразится.

Среди верующих-реформатов в России особенно известны имена деятелей эпохи Петра Великого. Можно вспомнить всего лишь несколько имен.

Ф.Я. Лефорт (1655-1699 гг.)

Рис. 166. Ф.Я. Лефорт (1655-1699 гг.)

Франсуа Лефорт (Francois Le Fort 1655-1699 гг.). Ближайший сподвижник Петра Великого. В 1678 г. Лефорт поступил на службу в русскую армию в чине капитана. Принимал участие в военных кампаниях России против Турции. В 1697- 1698 гг. Франсуа Лефорт возглавлял Великое Посольство, дипломатическую миссию России в Западную Европу при Петре Великом (рис. 166).

Яков Вилимович Брюс (James Daniel Bruce 1670-1735 гг.)

Рис. 167. Яков Вилимович Брюс (James Daniel Bruce 1670-1735 гг.)

Яков Вилимович Брюс (James Daniel Bruce 1670-1735 гг.), из дворянского клана Брюсов, шотландских пресвитериан. Один из ближайших сподвижников Петра Великого. Как и Лефорт, Брюс воевал в кампаниях России против Оттоманской Турции. Особо отличился Яков Брюс в Северной войне России против Швеции. Был командующим русской артиллерией в битве под Полтавой в 1709 г. Фактически, артиллерию как род войск в России создал именно клан Брюсов. Научный вклад Якова Брюса тоже заметен. Он создал первую обсерваторию в России в 1702 г. при Московской Нави- гацкой школе в Сухаревой башне, и он же был первым директором этой школы. Его личная библиотека стала основой научной библиотеки Российской академии наук (рис. 167).

Корнелиус Крюйс (Cornells Cruys, Kornelis Kruijs 1655-1727 гг.). Норвежец, перебравшийся в молодости в Нидерланды. Петр Великий познакомился с Крюйсом во время Великого Посольства. Царь нанял его на службу в Россию в чине вице-адмирала. Крюйс возглавлял строительство военно- морского флота в России. Его, без преувеличения, можно назвать одним из ведущих создателей военно-морских сил Российской империи. Крюйсом основана первая община Евангелическо-Реформатской Церкви в Санкт-Петербурге (рис. 168). В 1717 г. был возведен деревянный храм Св. Петра, где образовался немецкий реформатский приход. Позднее этот храм много раз перестраивался, и в 1862-1865 гг. на средства немецкой общины был сооружен новый собор по проекту архитектора Г. А. Боссе. Храм с высокой 2-ярусной колокольней был выполнен в псев- дороманском стиле. Молитвенный двусветный зал, рассчитанный на тысячу человек, размещался на 2-м этаже. На 1-м этаже находились школа и квартира пастора. В 1872 г. храм сильно пострадал от пожара, в 1872-1874 г. восстановлен в несколько измененном виде (арх. К.К. Рахау). Около 1900 г. окна были украшены витражами (худ. Э. Тоде). К 1917 г. приход насчитывал около 4 тыс. человек. В 1929 г. церковь закрыта, в 1932-1940 гг. перестроена под ДК работников связи (арх. П.М. Гринберг, Г. С. Райц).

Корнелиус Крюйс (Cornells Cruys, Kornelis Kruijs, 1655-1727)

Рис. 168. Корнелиус Крюйс (Cornells Cruys, Kornelis Kruijs, 1655-1727)

Леонард Эйлер

Рис. 169. Леонард Эйлер

В настоящее время это дом № 58 по Большой Морской улице. Невозможно не упомянуть и огромный вклад реформатов в создание Российской академии наук, учрежденной по указу Петра Великого в 1724 г. Среди основателей РАН были выдающиеся ученые той эпохи, по вероисповеданию принадлежавшие Реформатской Церкви. Это и Леонард Эйлер, и знаменитые братья Бернулли, Николай и Даниил. Конечно, и личный вклад ученых-рефор- матов в развитие науки в России огромен, но куда более значима научная школа, которую они создали в Российской академии наук через своих многочисленных питомцев (рис. 169).

Еще одним малоизвестным протестантским учением в XVII в. было Арминианство, которое в виде политической партии существовало в Голландии.

Арминианство — направление в протестантском богословии, утверждающее решающую роль свободы воли в деле спасения. Название связано с именем голландского богослова Якоба Арминия (рис. 170), который выступил против кальвинистской идеи предопределения. Как особая партия, арминианцы оформились в 1610 г. после смерти Арминия, однако они были осуждены на Дордрехтском синоде 1618 г. за полупелагианство* (мнение Р.К. Спраула) и синергизм*. Однако арминианство существенно повлияло на формирование богословия общих баптистов. Среди представителей ар- минианства были Симон Епископий (1583-1644 гг.), Ян Итенбогарт (1557- 1644 гг.), Ян Олденбарневелт (1549-1619 гг.) и Гуго Гроций. Арминий и его последователи отвергали также типичное для кальвинизма надзирательное служение Церкви и утверждали необходимость религиозной терпимости.

Падение арминианской партии в XVII столетии во многом было обусловлено их республиканскими симпатиями, что вступало в противоречие с политикой властей в целом и штатгальтера* Нидерландов, принца Морица Оранского в частности (рис. 171).

Якоб Арминий — основатель протестантского учения Арминианство

Рис. 170. Якоб Арминий — основатель протестантского учения Арминианство

принц Мориц Оранский- Нассау— Штатгальтер (Наместник) Нидерландов

Рис. 171. принц Мориц Оранский- Нассау— Штатгальтер (Наместник) Нидерландов

Арминиане имели свое богословское обоснование веры, состоявшее из пяти пунктов:

  • • Условное предопределение: Божественный промысел учитывает согласие людей (вера является предметом выбора).
  • • Всеобщее искупление: Христос потенциально искупил грехи всех людей.
  • • Спасительная вера: В основе спасения благодать Святого Духа.
  • • Благодать, которой можно противостоять: Человек способен воспротивиться действию благодати.
  • • Неуверенность в сохранности: Человек способен утратить благодать. Арминиане стремились сгладить очевидные недостатки кальвинизма,

особенно в вопросе о безусловном предопределении. Они считали, что Бог определяет людей к погибели по их собственной вине и по своему справедливому божественному суду.

В 1610 г., вскоре после смерти Арминия, группа арминиан сделала Генеральным штатам Голландии и Западной Фрисландии представление (remonstrantia, откуда пошло другое название течения — ремонстранты), где утверждалось, что Бог до творения мира вечным непреложным установлением благоволил во Христе, ради Христа и через Христа спасти тех, которые благодатью Святого духа веруют в Сына Его, и наоборот, осудить тех, кто не обратился. К религиозному спору примкнули различные политические партии.

В этом споре арминиане, находясь в союзе с республиканской партией, потерпели поражение от гомаристов*, состоявших в союзе с монархической партией. Гомаристы подали в 1611 г. Генеральным штатам «контрремонстрацию». В ней отстаивались догматы ортодоксального кальвинизма. На всеобщем реформатском синоде в Дортрехте (1618-1619 гг.) арминиане были осуждены как еретики и подвергнуты жестоким преследованиям. Этим преследованиям способствовал штатгальтер Нидерландов принц Мориц Оранский. Только в 1625 г., после смерти принца, арминиане получили гражданские права и их преследование прекратилось. К началу XXI в. численность арминиан не превышала 6 тыс. человек. Все они проживают исключительно на территории Голландии.

  • [1] Христианство: энциклопедический словарь. М., 1993. 784 с.
  • [2] Соловьев К.А. Религиоведение. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 189, 190.
  • [3] Жудинова Е.В. Протестантизм: справочник: Религии Мира. М.: Мир книги, 2006.С. 3-192.
  • [4] Матаков К. Замечания о кальвинистской этике (электронный ресурс): http://www.proza.ru/2012/01/13/431 (дата обращения: 13.02.2017).
  • [5] Третьяков А.В. Конгрегационализм // Религиоведение: энциклопедический словарь.М.: Академический проект, 2006.430 с.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>