Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

РЕФОРМАЦИЯ XVI в. — ПРОТЕСТАНТИЗМ

Протестантизм — обобщающее название ряда религиозных сообществ и деноминаций, которые откололись от католицизма в результате рефор- мационного движения в середине XVI столетия. Однако еще в XI-XIV вв. в Южной Франции и Северной Италии (современная область Южный Тироль) начинают возникать религиозно-политические движения, которые выступают против католического христианства с позиций дуалистической религиозной мысли. В настоящее время они известны под именем катаров или альбигойской ереси. Пик религиозных войн между альбигойцами и католиками приходится на 1240-1244 гг., когда после длительной осады пал один из оплотов катаров замок Монсегюр. Катаризм не являлся принципиально новым мировоззрением, возникшим в Средние века. Богословские воззрения, впоследствии характерные для катаризма, можно найти также у первых учителей христианства, испытавших влияние гностицизма и неоплатонизма (например, сочинения Оригена Александрийского).

В самый разгар движения за духовную реформу в XI в. во многих регионах Западной Европы появляются духовные движения, организованные в монашеские общины, опирающиеся на Евангелие, отрицающие легитимность иерархии Римской церкви, ряд ее догматов (например, о человеческой природе Христа) и таинств (брак, Евхаристия). Поскольку эти движения практиковали еще и крещение через возложение рук, характерное для катаров, историки считают их протокатарами.

«Согласно историку XI в. Раулю Глабера, около 1000 г. вели свою деятельность проповедники Леутард и Вильгард, учение которых было осуждено церковными властями в 1022 г.»[1]. Ранние историки, занимавшиеся историей этих движений, искали корни катарского вероучения в восточных влияниях, особенно в зороастризме и манихействе, проводя прямую линию происхождения катаров от Мани, через болгарских пав- ликиан и богомилов. Соответственно, катаризм считался изначально нехристианским феноменом, утвердившимся на почве европейского христианства. Однако современные исследователи Ж. Дювернуа, А. Бренон, А. Казенаве, И. Хагманн и др. считают катаризм одним из многочисленных, однако уникальных христианских движений, выявившихся одновременно в Западной и Восточной Европе. Катаризм известен по трем категориям исторических источников. Прежде всего, это писания самих катаров. Они должны были быть очень многочисленны, однако в годы преследований почти все материалы были уничтожены инквизицией. Тем не менее до наших дней сохранились два богословских трактата и три «ритуала».

Один из этих трактатов — сохранившаяся во Флоренции Книга о двух Началах. Этот латинский манускрипт, датированный ок. 1260 г., представляет собой резюме фундаментального труда, написанного катарским доктором Джованни де Луджио из Бергамо ок. 1230 г. Другой трактат, обнаруженный в Праге в 1939 г., является латинской копией анонимного манускрипта, первоначально написанного на окситанском языке в начале XIII столетия, автором которого был, очевидно, «совершенный» Бартомью из Каркассона. Оба эти документа служат основным источником современных сведений о катарской теологии. Материал для изучения катарской литургии дают Латинский Ритуал из Флоренции, Провансальский Ритуал, сохранившийся в Лионе и содержащий полный перевод Нового Завета на окситан*, и еще один Ритуал на окситан, находящийся в Дублине. Каждый из этих документов датируется приблизительно 1250 г. Источником сведений о катаризме служат также полемические работы католических теологов, анализирующие и пытающиеся опровергнуть катаризм. Известно более 30 таких произведений, написанных в конце XII—XIII вв., правда, не все они имеют одинаковую ценность и важность. Священным Писанием в катаризме признавался Новый Завет, составлявший основу вероучения катаров, в особенности Евангелие от Иоанна. Большое значение также придавалось Посланиям ап. Павла.

Отношение катаров к Ветхому Завету было в целом критическим. Значительную часть ветхозаветных писаний они отвергали. Ветхозаветный Бог в их представлении — не кто иной, как бог гнева, «бог века сего или князь мира сего», злое начало. Чтобы вернее ввести людей в заблуждение и отвратить от спасительного пути, он заставил их поклоняться себе. Доводом в пользу того, что Ветхий Завет инспирирован «князем мира сего», катары считали изобилие в нем жестокости и чрезмерное внимание к плотской стороне бытия.

Напротив, некоторые книги пророков пользовались у катаров большим почитанием, именно те, которые явно говорят не о мстительном и ревнивом Боге Израиля, а о Боге благом и духовном, которого и должен был явить людям Христос.

Священное Писание катары переводили на народный язык, хотя в молитвенной практике преобладала латынь. Катаризм — религия спасения, основанная на Откровении. Катары использовали христианское предание о падении ангелов и Люцифере, а также о битве между архангелом и злобным драконом, для подтверждения евангельского дуализма, противопоставлявшего Бога милосердия и любви реалиям этого мира. В Святом Писании они видели предпочтение постулата о милосердии Божьем постулату о Его всемогуществе. Они видели в человеческих душах падших ангелов, заключенных в телесные тюрьмы в мире, который во зле лежит и который не от Бога. Их дуализм был основан на противопоставлении невидимого мира света Божьего и этого мира, обреченного на разрушение и смерть злым творцом, которого они называли Люцифером или каким- нибудь другим именем дьявола. Одновременно с катарами во Франции возникает еще одно религиозное еретическое, с точки зрения католицизма, учение — вальденсы (С^ рис. 93).

Лионский купец Пьер Вальдо заказал для себя перевод с латинского некоторых мест из Библии, изучение которых привело его к мысли о необходимости раздать имущество нищим, чтобы добровольной бедностью восстановить первоначальную чистоту христианских нравов. С группой единомышленников он отправился проповедовать Евангелие. Так как его последователи отвергали собственность, то получили название «pauperes de Lugduno» («лионские нищие», а также «леонисты»). «Ломбардские вальденсы (pauperes italici) слились в Милане с существовавшими уже там раньше гумилиатами («нищими духом»), названными так за свое смирение»[2]. Вальденсы не выступали против Католической церкви, однако вошли с ней в конфликт, поскольку провозглашали право мирян свободно читать Библию и проповедовать, а позднее также подвергли сомнению католическое учение о таинствах. В 1179 г. они отправились в Рим, чтобы получить благословение папы римского Александра III, однако он запретил им проповедовать свое учение. Его преемник, папа Луций III, окончательно отлучил их от церкви на соборе в Вероне (1184 г.), а Иннокентий III подтвердил это отлучение на Латеранском соборе в 1215 г. В 1211 г. более 80 вальденсов было сожжено на кострах в Страсбурге по обвинению в ереси; с этого момента ведут свой отсчет многовековые гонения на последователей этого учения. Несмотря на свои евангелические правила, чистоту нравов и жизнь, основанную преимущественно на Нагорной проповеди, вальденсы повсюду подвергались жестоким гонениям, вплоть до XVIII в. Папа Сикст IV даже объявил против них крестовый поход. Именно к этой эпохе принадлежит самое выдающееся литературное произведение вальденсов — дидактическое стихотворение «Nobla Leycon». Надо отметить, что вальденсам повезло больше, нежели катарам. Несмотря на гонения, они дожили до начала Реформации. Во время Реформации многие вальденсы приняли новое учение. На Шанфоранском синоде (1532 г.), вальденсы заключили союз со Швейцарской реформатской церковью и предложили Оливетану, двоюродному брату Кальвина, подготовить новый французский перевод Библии. Этот перевод был опубликован в 1535 г. с двумя предисловиями Кальвина. Преследования вальденсов продолжались. Так, в 1545 г. только в провинции Дофинэ были убиты примерно 4 тыс. последователей учения вальденсов. В 1685 г. французские и итальянские войска убили около 3 тыс. верующих, взяли в плен около 10 тыс. и распределили около 3 тыс. детей по католическим местностям. Однако эти преследования вызывали не только ответную реакцию, но и активную моральную поддержку вальденсов со стороны протестантских государств. Так, массовые убийства 1655 г. подвигли выдающегося английского поэта Джона Мильтона написать знаменитый сонет «На недавнюю резню в Пьемонте» («Отмсти, Господи, за Твоих убиенных святых») и вызвали поток пожертвований, а также дипломатическое вмешательство лорда протектора Англии Оливера Кромвеля. Король Пьемонта и Сардинии Карл Альберт I своим указом от 17 февраля 1848 г. даровал вальденсам религиозную и церковную свободу и гражданские права. В настоящее время общины валь- денсов существуют как в Италии, так и в США, где они находятся в близком общении с пресвитерианскими (кальвинистскими) церквями. В 1975 г. Итальянская вальденсианская церковь объединилась с местной Итальянской методистской церковью, сформировав Chiesa Evangelica Valdese (Вальденсианскую Евангельскую церковь) и Союз вальденсиан- ских и методистских церквей, входящий во Всемирный Совет Церквей. Около 40 конгрегаций и 15 тыс. последователей ныне имеет вальденсианская церковь в Аргентине и Уругвае, основанная в 1865 г. итальянскими мигрантами (рис. 135).

Церковь Вальденской Евангелической Церкви в коммуне Торре — Пеличе, провинция Пьемонт (Италия)

Рис. 135. Церковь Вальденской Евангелической Церкви в коммуне Торре — Пеличе, провинция Пьемонт (Италия)

В Англии в XIV-XV вв. активно проповедовали лолларды — бедные священники. Они проповедовали учение профессора Оксфордского университета Джона Уиклефа (Виклефа — 1320-1384 гг.), который выступал за то, чтобы Церковь в гражданских делах подчинялась королевской власти. Кроме этого, Виклеф выступал против того, что Римская курия получает большие доходы со своих английских церковных владений. Кроме того, он выступал против материального характера Пресуществления Святых Даров и считал, что оно должно восприниматься как аллегория или историческая память. Кроме того, Виклеф выступал резко против продажи индульгенций и считал, что Таинство Исповеди не нужно, так как христианин оправдывается верой. Помимо этого, учение Виклефа настаивало на том, что источником вероучения может быть только Церковное Писание, а Предание Церкви — это человеческое видение. Джон Виклеф пользовался огромным влиянием и уважением в университетской среде. Под сильным впечатлением от его трудов парламент принял, а король утвердил ряд законов о Церкви и Государстве. Джон Виклеф пользовался защитой короля и парламента вплоть до восстания лоллардов*, позднее король санционировал судебное разбирательство против Виклефа, но он умер, не дожив до начала судебных слушаний.

Идеи Джона Виклефа оказали огромное влияние на учение и взгляды профессора Карлова университета в Праге Яна Гуса и в значительной степени оказали влияние на новгородскую ересь стригольников, которая в этот период получила широкое распространение в Великом Новгороде.

Стригольники отделились от официальной церкви вследствие того, что не хотели признавать истинными пастырями современных им епископов и священников, как ведущих жизнь, недостойную пастырей.

Ян Гус

Рис. 136. Ян Гус

Первое упоминание о стригольниках содержится в житии архиепископа Новгородского Моисея, который управлял епархией до 1359 г. и в это время боролся против стригольников и языческих обычаев. Под 1375- 1376 гг. летописи сообщают, что в Новгороде предали казни трех «развратников христианские веры»: Никиту диакона, Карпа — по одним летописям диакона, по другим — «простца» (мирянина) и третьего неизвестного человека — «простца». Никоновская летопись сообщает: «Того же лета Новгородцы ввергоша в воду, в Волхов, стригольников еретиков, глаго- люще: „Писано есть в Евангелии: аще кто соблазнит единого от малых сих, лутчи есть ему, да обвесится камень жерновный на выи его и потоплен будет в море”»134. Главным из них летописи называют Карпа, который был стригольник, или парикмахер. От его профессии и произошло название «стригольники». Более поздний свидетель, Иосиф Волоцкий, сообщает, что стригольники появились впервые в Пскове. В своей книге «Просветитель» он пишет: «Так, был некий человек, исполненный гнусных и скверных дел, по имени Карп, по ремеслу стригольник (парикмахер), живший во Пскове. Он, окаянный, стал родоначальником скверной и мерзкой ереси. Как известно, многие из православных христиан, слабые и неразумные, были последователями этой ереси, пока архиепископ Дионисий Суздальский не отправился по поводу ее в Константинополь и не принес послание от Вселенского патриарха Антония во Псков, к посадникам, чтобы они позаботились о православии и уничтожили еретиков»135. Среди части российских исследователей существует точка зрения, что движение стригольников стало ответом части низшего православного духовенства и мирян на происходившие в государстве и в Церкви изменения. Автор книги «Русское богоискательство», профессор СПбХУ Марина Каретникова отмечает: «...стригольники (возглавляемые низшим православным духовенством) призывали вернуться к простоте первохристи- анства. Таким образом, это движение близко по своему духу к начавшейся почти двумя столетиями позднее европейской Реформации»136.

Ян Гус (1371-1415 гг.) — один из выдающихся проповедников, предваривших своими выступлениями реформационное движение. Он также под-

ПСРЛ. VIII Летописный сборник. СПБ.: Типография И.Н. Скороходова, 1897. Т. 11. С. 24.

Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель. Слово 16. С. 3.

Каретникова М.С. Русское Богоискательство. Национальные корни евангельско-баптистского движения // Альманах по истории русского баптизма. СПб.: Библия для всех, 1997. С. 29.

держивал учение Джона Виклефа, но дополнил его критикой духовенства и отрицанием церковных традиций (рис. 136). Успеху проповеди Яна Гуса способствовал тот факт, что в этот период времени внутри католической церкви не было единства и существовали два понтификата — Римский и Авиньонский. Это была эпоха так называемого Авиньонского пленения пап, которое продолжалось формально с 1309 по 1378 г., но фактически продолжалось в форме Великого западного раскола, который длился до 1417 г., когда в Католической Церкви могло быть сразу по три папы. Популярность Яна Гуса была огромной, но чешскому королю приходилось лавировать между различными политическими партиями в своем государстве, поэтому король отправил Гуса на Собор в город Констанц, где, несмотря на охранную грамоту Императора Сигизмунда, Ян Гус был сожжен на костре как еретик в 1415 г.

Казнь Гуса привела к гражданской войне, которая продолжалась 20 лет и была с большим трудом подавлена Римом. Можно сказать, что это была первая гражданская война в Европе, которая проходила под знаменами реформации церковной, общественной и политической жизни. С 1420 по 1431 г. против гуситов папы направляли пять крестовых походов, и все они потерпели полное поражение. Около 1432 г. гуситское движение раскололось на умеренных (чашников) и радикалов (таборитов). 30 ноября 1433 г. Собор в городе Базель заключил соглашение с чашниками, разрешив им Богослужение на чешском языке и Причащение под обоими видами — хлебом и вином. Тем самым папе удалось расколоть гуситское движение. Чашники проповедовали секуляризацию церковных владений в пользу государства, зажиточных землевладельцев и дворян. Требование держаться Евангельской чистоты они трактовали как сохранение всего того в церковной обрядности, что не противоречило Писанию. Радикалы (табориты), которые называли себя так по имени города Табор (Фавор), отвергали почти все догматы католической церкви, догмат о Пресуществлении Святых Даров, догмат о чистилище, отвергали почитание мощей и святых икон, учение о заступничестве святых и отвергали молитвы им. В 1434 г. состоялась битва, в которой объединенное войско католиков и чашников нанесло поражение таборитам. Однако гуситское движение не прошло даром. В XVI в. возникли общины так называемых моравских братьев, из которых в 1920 г. образовалась Чехословацкая Церковь. В 1924 г. внутренние процессы привели к тому, что из новой религиозной организации выросла Чехословацкая Православная Церковь, однако после второй мировой войны внутри части Чехословацкой Церкви стало заметно стремление к протестантизму. В 1971 г. церковь приняла название Чехословацкой гуситской церкви, а в 1994 г. подписала Лейенбергское соглашение, объединяющее европейские протестантские церкви. В настоящее время существует как Чехословацкая Гуситская Церковь (С^2>рис. 94,95,95.1), которая близка по своему Богослужению к реформатским церквам кальвинистского направления, так и возрожденная после 1945 г. Православная Церковь Чешских земель и Словакии (рис. 137,138).

Николаевский Кафедральный собор Чешской Гуситской Церкви в Праге

Рис. 137. Николаевский Кафедральный собор Чешской Гуситской Церкви в Праге

Православный Кафедральный Собор Св. Кирилла и Мефодия в Праге (Чехия)

Рис. 138. Православный Кафедральный Собор Св. Кирилла и Мефодия в Праге (Чехия)

Надо отметить, что религиозные события XI-XV вв. направленные против католицизма были тесно связаны с общественными, политическими и общекультурными процессами развития европейской цивилизации. Прежде всего, существовал глубочайший кризис папства и католицизма, который явился порождением политических и финансовых амбиций римских первосвященников. Помимо этого, описываемый период характеризовался в Европе новой эпохой, которую сейчас принято называть Возрождением. В этот период общественное сознание и сознание отдельных людей претерпело огромную эволюцию. Именно в этот период в Европе возникает университетское высшее образование, что привело к разрушению интеллектуальной монополии церкви. Поэтому именно в XIV-XVI вв. начинается развитие идей «ренессансного гуманизма», который, не порывая еще с католической церковью, подвергал резкой критике царящие в Церкви нравы. Можно вспомнить таких выдающихся ученых-гуманистов того времени, как Л. Вал, М. Фичино, Эразм Роттердамский. В XV в. в Европе было изобретено книгопечатание, которое сделало возможным большой обмен информацией. Великие геор- гафические открытия 1492-1519 гг. также сильно повлияли на общественное развитие и изменили привычные представления об устройстве мира. Происходили постепенная трансформация феодального строя и становление нового экономического и политического уклада. К концу XV столетия во всех странах Европы, в том числе и в России, за исключением Германии и Италии, завершается эпоха централизации власти. Это приводит к усилению королевской власти, возникает понятие абсолютизма. Многие европейские правители начинают тяготиться своей судебной и политической зависимостью от папской власти. Все это привело к тому, что в начале XVI в. в Европе начинают возникать новые религиозно-политические движения, направленные на коренное исправление Церкви. Отметим, что и внутри самой католической церкви происходили подобные процессы. Свидетельство тому — проповедь во Флоренции доминиканского монаха Джироламо Савонароллы, который с 1490 по 1498 г.

проповедовал нестяжательство, а с 1494 г. фактически являлся Подеста — главой Флорентийской республики. Надо отметить что одним из последователей Савонароллы в то время являлся студент падуанского университета Михаил Тиволис, известный впоследствии в России как святой преподобный Максим Грек, который был одним из сподвижников Преп. Нила Сорского в его проповеди нестяжания.

Мартин Лютер

Рис. 139. Мартин Лютер

В начале XVI столетия центром религиозной реформы стала Германия. Первым, кто стал выступать против пороков Католической Церкви, стал Мартин Лютер (1483-1546 гг.) (рис. 139), который родился в Тюрингии в городе Эйслебене и в 1505 г. вступил в орден августинцев. В 1512 г. он получил степень доктора богословия. Изучая Священное писание, молодой человек пришел к выводу, что сам человек даже через исповедь не может преодолеть свою греховность, поэтому он должен абсолютно уверовать в то, что Христос есть искупитель его грехов. На этом учении об оправдании верой основана вся протестантская теологическая мысль. 31 октября 1517 г. Лютер на вратах Виттенбергской замковой церкви вывесил 95 своих тезисов, направленных против продажи индульгенций. Изначально сам Лютер не стремился выступать против католицизма, он лишь выступал против церковной симонии и против идеи того, что за исповедь можно брать деньги. Но неожиданно его тезисы стали широко известны в Европе. Папа Лев X в 1520 г. осудил Лютера, а в 1521 г. отлучил его от Церкви. В 1521 г. в городе Вормсе состоялся Рейсхтаг, на котором Император Карл V признал Лютера виновным в противодействии Церкви, и тогда Саксонский курфюрст Фридрих тайно спрятал Лютера в своем замке Вартбург. Так началась эпоха Реформации. За время своего «заточения» Мартин Лютер перевел на немецкий язык Новый Завет с греческого и с древнееврейского языка. Выступая против института монашества, Лютер приветствовал, когда монахи или монахини оставляли монастыри и вступали в брак, однако он резко выступал против насильственных действий против католиков, против разрушения католических храмов и монастырей, против уничтожения икон и мощей святых. За это «цвиккаус- ские пророки» — радикальное движение внутри реформации, говорили, что взгляды Лютера недостаточны, что необходимо устроение «Царства Божьего» на Земле. Лидером этого движения стал Томас Мюнцер, который нашел поддержку в основном среди городской бедноты и крестьян и фактически стал одним из основателей нового течения внутри реформации — течения анабаптизма.

Несмотря на это и на последующие разделения внутри протестантов, можно говорить о том, что существует несколько фундаментальных принципов, на которых основано протестансткое вероучение:

1. Существует общность происхождения протестантских церквей.

  • 2. Все протестантские церкви отвергают авторитет Священного Предания и считают его собранием человеческих размышлений о вере.
  • 3. Протестанты придерживаются учения об оправдании верой. Католическая, Православная и Восточные (Дохалкидонские) Церкви учат, что для спасения души необходимо и веровать в Господа и свершать добрые дела. Вера без дел мертва есть. Протестанты полагают, что после грехопадения человек так далеко ушел от Бога, что добрые дела для его спасения бесполезны. Спасение возможно только уверовав в спасительную миссию Христа. Справедливости ради надо сказать, что этот догмат в настоящее время не исполняется многими протестантами, которые на свои средства содержат больницы, социальные центры, молодежные организации, тем самым фактически происходит признание того, что творение добрых дел важно для личного спасения.
  • 4. Протестанты отвергают институт священства. Считается, что никаких посредников между человеком и Богом не нужно. Неслучайно одна из радикальных протестантских сект «лейденские братья» и один из первых русских протестантов Феодосий Косой считали народ Божий — сообществом святых. Все верующие во Христа составляют священство. Поэтому с точки зрения католиков и православных — протестанты потеряли Апостольское преемство. Пасторы — протестанстские проповедники считаются не священниками, а лишь наставниками, обучающими людей основам веры и проводящими Богослужение. Надо, однако, отметить что ряд протестантских церквей сохраняют это Апостольское преемство. Это те церкви, которые возникли в результате реформации, которую проводила государственная власть. В Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии церковную реформу проводили короли, поэтому в Лютеранских церквях этих стран сохраняется трехчинная иерархия и особое отношение к таинству Евхаристии (причастия).
  • 5. Большинство протестантов, отказавшись от института священства и епископата, отказались и от учения о таинствах. Из семи таинств у многих протестантов остается лишь два — крещение и причащение. Часть протестантов считают эти таинства лишь символическими действиями. Отметим, что в настоящее время многие германские земельные лютеранские церкви начинают признавать браковенчание как таинство Церкви и признают таинство миропомазания.
  • 6. У протестантов отсутствует институт монашества. Церковь ориентирует мирян на следование божественным заповедям в миру.

Однако в протестантизме сохраняются институт женского диаконата и отдельные сестричества. В настоящее время в Конфедерации Евангелическо-Лютеранских церквей Германии наблюдается тенденция к возрождению монашеской жизни. Это можно видеть на примере одного из крупнейших евангелических монастырей ФРГ — монастыря Ленин. В 1180 г. недалеко от Потсдама было основано цистерцианское аббатство, которое в 1542 г. было национализировано в период Реформации. В этом монастыре находится родовая усыпальница маркграфов Бранденбургской марки из рода Асканиев ((?} рис. 96), (рис. 140).

Аббатство Ленин — первый лютеранский монастырь Германии, основан в 1911 г

Рис. 140. Аббатство Ленин — первый лютеранский монастырь Германии, основан в 1911 г.

Император Германии Фридрих III

Рис. 141. Император Германии Фридрих III

Владелец усадьбы Kloster — Lechnin Роберт фон Лёбелль (1815— 1905 гг.), проживавший на территории монастыря в 1846-1870 гг., воспользовался своими связями с королевской фамилией, и в частности, с кронпринцем Фридрихом Вильгельмом (будущий Император Фридрих III (рис. 141)), чтобы найти финансовые средства для сохранения этого памятника культуры. В конце концов, реставрация церкви началась в 1871 г. и закончилась в 1877 г. В 1911 г. монастырские сооружения были выкуплены евангелической церковью, и после долгого перерыва в монастыре появилось духовенство: в Ленине был основано учебное заведение по подготовке лютеранских сестер милосердия — диаконис. После многочисленных реконструкций зданий и формирования различных церковных благотворительных и лечебных учреждений в 1936 г. в Ленине работало 128 диаконис и послушниц. В 1993 г. в Ленине открылась реабилитационная клиника по проблемам гериатрии с домом престарелых. В настоящее время в лечебном учреждении занято около 400 человек, работает клиника внутренней и паллиативной медицины, хоспис, школа сестринского дела, диа- коническая станция и детский сад. Монастырь носит имя Луизы — Генриетты Оранской — первой супруги Прусского курфюрста Фридриха — Вильгельма I, которая умерла в 1667 г.

  • 7. Протестанты отвергли культ Богородицы, считая, что воздавать Ей какие-то особые почести, это умаление Христа, хотя они относятся к Ее имени с большим почтением.
  • 8. Протестанты отвергают культ святых мощей, считая, что, кроме Бога, невозможно еще к кому-то обращаться с молитвой.
  • 9. Протестанты запрещают поклонение Иконам. При этом они ссылаются на Ветхозаветные тексты, где можно встретить запреты на поклонение идольским изображениям. Однако католики и православные считают, что это относится только к запрету на поклонение языческим изображениям.

Данный запрет в настоящее время также часто нарушается. Например, в Вестминстерском аббатстве — соборе, где по традиции совершается коронование королей Великобритании, можно видеть репродукции русских икон, в частности иконы Богоматери и Спасителя. В кафедральном лютеранском соборе города Брауншвейга после серьезной научной реставрации были раскрыты уникальные фрески XI столетия, выполненные в позднероманском духе. Фрески были забелены как раз в эпоху реформации в середине XVI в., когда собор был передан лютеранской общине.

Реформация очень скоро пошла не по тому пути, который ей предлагал сам Лютер. С 1525 г. фактически разгорается крестьянская война, которая длилась до 1581 г. и продолжалась в рамках уже Тридцателетней войны между католическими и протестантскими государствами Европы до 1648 г. Сам Мартин Лютер резко выступает против борьбы народных масс за социальные изменения. Лютер считал, что светская государственная власть обязана силой меча сохранять правопорядок. В 1524-1526 гг. известны послания Лютера, где он требует расправы над восстававшими крестьянами и восстановления крепостного состояния. Заметим, что благодаря Мартину Лютеру были заложены те нормы немецкого литературного языка, которые сохраняются и до настоящего времени, поэтому его почитают в Германии не только как религиозного проповедника, но и как реформатора образования и ученого-лингвиста. В почитании Лютера после его смерти его приверженцами выразилась как раз крайняя форма почитания святости, хотя формально протестанты выступают против этого. Паломники, приходившие в келью Мартина Лютера в замке Варт- бург, разобрали на кусочки стол, за которым он работал. Считалось, что эти щепочки помогают от зубной боли.

Помимо Мартина Лютера, видными вождями протестантизма были Томас Мюнцер, Меланхтон, Ульрих Цвингли, Джон Нокс, шведский епископ Лаурентий Петри, Жан Кальвин (рис. 142-147).

В землях Западной Руси (современная Республика Беларусь) учение кальвинизма распространял проповедник Симеон Будный (рис. 148,149). До начала 20-х гг. XVI в. протестантские организации были едиными. Например, Томас Мюнцер был поставлен Лютером проповедником в город Цвиккау, однако уже в 1522 г. Мюнцер окончательно порвал с Мартином Лютером и стал вождем крайней крестьянской реформации. Когда мы говорим об исламском фундаментализме братьев мусульман в Египте, ваххабитов на Северном Кавказе или салафитов в Центральной Азии, Сирии, Ираке, Афганистане и Пакистане, то надо иметь в виду, что через подобное прошли и реформаты-христиане, и можно говорить об определенном «христианском фундаментализме» времен Реформации. Томас Мюнцер писал: «Тех, кто противится Божественному откровению, следует убивать без всякого милосердия, ибо иначе христианская Церковь не

Томас Мюнцер — вождь народной реформации в Германии

Рис. 142. Томас Мюнцер — вождь народной реформации в Германии

Филипп Меланхтон — переводчик катехизиса Лютера на русский язык

Рис. 143. Филипп Меланхтон — переводчик катехизиса Лютера на русский язык

Ульрих Цвингли

Рис. 144. Ульрих Цвингли

Джон Нокс — основатель Шотландской Пресвитерианской Церкви

Рис. 145. Джон Нокс — основатель Шотландской Пресвитерианской Церкви

Олаус Петри — основатель Шведской лютеранской церкви

Рис. 146. Олаус Петри — основатель Шведской лютеранской церкви

Жан Кальвин — основатель кальвинизма или реформатства

Рис. 147. Жан Кальвин — основатель кальвинизма или реформатства

Симеон Будный — белорусский просветитель и проповедник кальвинизма

Рис. 148. Симеон Будный — белорусский просветитель и проповедник кальвинизма

Катехизис, переведенный на русский язык Симеоном Будным

Рис. 149. Катехизис, переведенный на русский язык Симеоном Будным

сможет вернуться к своим исконным началам. С наступлением жатвы следует вырвать плевелы из вертограда Божьего. Господь сказал — не жалейте безбожников, разбейте их алтари, разбейте и сожгите идолов их, чтобы гнев Мой не обрушился на Вас...»15 .

Необходимо признать, что восстания крестьян, которые происходили после проповедей Мюнцера, способствовали распространению протестантизма и делали это учение заметным в Европе. Например, в 1529 г. Рейхстаг в городе Шпейере по требованию немецких князей-лютеран постановил, что есть право каждого князя избирать в своем государстве веру.

Однако второй Рейхстаг, собравшийся в том же городе в конце 1529 г., отменил это решение. В ответ пять имперских князей и несколько имперских городов внесли в парламент протест — protestantis — публичное доказательство, от чего и произошел сам термин «протестантизм». В 1530 г. в городе Аугсбурге собрался Генеральный Синод, на котором было принято протестантское исповедание веры. Оно именуется Аугсбургским. Этот Символ Веры протестантов разработал друг и сподвижник Лютера теолог Меланхтон. Именно 1530 г. можно считать годом образования особого направления внутри протестантизма — Лютеранства. В 1555 г. в Аугсбурге был подписан так называемый Аугсбургский религиозный мир между католиками и лютеранами, по которому закреплялся принцип «cuius regio, eius religio (чья власть, того и вера). Однако гражданская война крайних протестантов против католиков продолжалась еще практически 90 лет. Например, после Реформации голландские католики были ограничены в правах, а их деятельность, главным образом, проходила в южных провинциях, где они составляли большинство. В 80-х гг. XVI в. католицизм был фактически запрещен в Республике Соединенных про-

13/ Жудинова Е.В. Протестантизм: справочник: Религии Мира. М.: Мир книги, 2006.

С.3-192.

винций — католическое богослужение разрешалось лишь в частных домах, католики были исключены из всех политических и административных структур государства, а также из торговых гильдий. После этого Соединенные провинции были объявлены Святым Престолом миссионерской территорией с канонической принадлежностью к Конгрегации по пропаганде веры. Эта миссионерская структура получила название «Голландская миссия» и управлялась апостольским викарием.

Поскольку католикам в Голландии запрещали открыто совершать Богослужения, и это вызвало к жизни очень интересную традицию голландских тайных католических церквей. Во времена гонений на католиков многие голландцы, в том числе и умеренные протестанты, часто устраивали тайные католические церкви в своих домах. Они были устроены практически в каждом районе Амстердама. Конечно, протестантские власти не могли не знать о существовании тайной церкви. Но предпочитали закрывать на это глаза вплоть до XIX в., когда официально был снят запрет на католическое вероисповедание. Одной из подобных тайных церквей Амстердама является знаменитая Церковь «Господь Наш Милостивый на чердаке».

Церковь Ons’ Lieve Неег («Наш всемилостивый Господь на чердаке») была основана богатым купцом и тайным католиком Яном Хартманом в 1661 г. в ответ на Реформацию, которая запретила католикам Амстердама рассказывать о своей вере в общественных местах. До 1887 г. церковь оставалась приходской, а с 1887 г. эту функцию взяла на себя построенная в это время новая приходская церковь Св. Николая, которая находится напротив, через канал, Центрального вокзала Амстердама. Ons’ Lieve Неег занимает весь верхний этаж дома и к нему можно пройти по очень крутой деревянной лестнице. Длинный узкий неф содержит около 150 мест для верующих. Храм прекрасно оформлен в стиле голландского классицизма, с мраморными колонами, золочеными капителями. Есть здесь и мраморная алъта*с картиной «Крещение Христа» (1716 г.) Якоба де Вита. Секретный приход служил местным католикам на протяжении двух веков. В 1735 г. была проведена масштабная реконструкции церкви, так как она уже не могла вместить всех желающих. После произведенного ремонта количество мест для молящихся прихожан было увеличено благодаря двум дополнительным ярусам. В 1739 г. священник Людовикус Ринеерс выкупил дом, а в 1740 г. перепланировал внутренние лестницы, сделав их более удобными. Теперь церковь могла разместить более двухсот человек. Ординарные католические структуры были вновь восстановлены в Нидерландах только в 1853 г., что стало возможным после принятия в 1848 г. в Нидерландах новой Конституции, гарантировавшей свободу деятельности любых религиозных организаций (

Постепенно организационно оформились различия между разными направлениями протестантизма и возник ряд новых религиозных организаций, которые имеют себя Церквями.

В настоящее время наиболее известными являются следующие направления протестантизма.

  • [1] Соловьев К.А. Религиоведение. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 176.
  • [2] Вальденсы: энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 томах (82 т. и 4 доп.)СПб., 1890-1907. 468 с.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>