Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Источники вероучения католической церкви и ее конфессиональные и догматические особенности

В 1054 г. н.э. произошло историческое событие — раскол между восточной и западной частями христианской церкви. Исторически первым нововведением в западно-христианскую догматику стал догмат о фи- лиокве — об Исхождении Святого Духа от Отца и Сына. В 589 г. на Поместном Соборе в Толедо этот догмат был утвержден. Рим тогда не принял этого нововведения. Однако постепенно это дополнение в Символ Веры становится общепринятым. В 1014 г. папа Бенедикт VIII официально внес в Никео-Цареградский символ Веры это прибавление. Особый интерес вызывает и система Богородичных (мариологических) догматов. Так, в 1854 г. был принят новый догмат о Непорочном зачатии Девы Марии. Он состоит в том, что «Преблагословенная Дева Мария в первом мгновении Своего зачатия, по особенной благодати Всемогущего Бога и особому преимуществу, ради будущих заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, была сохранена свободной от всякой скверны первородной вины» (Булла папы Пия IX о новом догмате). Другими словами, Божия Матерь при самом зачатии была сохранена от первородного греха и бла- годатию же Божией была поставлена в невозможность иметь личные грехи. Впрочем, члены Римской церкви далеко не все соглашались с новым учением. Разделились во мнениях западные Богословы. Фома Аквинат и Бернард Клервосский решительно порицали его, в то время как Дунс Скотт его защищал. От учителей разделение перешло к их ученикам: латинские монахи и доминиканцы за своим учителем Фомой Аквинатом проповедовали против учения о непорочном зачатии, а последователи Дунса Скотта — францисканцы старались его всюду насадить. Православные считают этот догмат еретическим, так как он может восприниматься косвенно как уничижение почитания Девы Марии. Православные христиане считают, что никто из древних святых отцов не говорит, что Бог чудесным образом еще в утробе очистил Деву Марию, а многие прямо указывают, что Дева Мария, как и все люди, претерпела борьбу с греховностью, но явилась победительницей над соблазнами и спасена Своим Божественным Сыном. Православная Церковь, высоко превознося Богородицу в своих хвалебных песнях, не дерзает приписывать Ей то, что не сообщено о Ней Священным Писанием или Преданием. «Истина чужда всех преувеличений и умалений: она всему дает подобающую меру и подобающее место» (Еп. Игнатий Брянчанинов). Прославляя непорочность Девы Марии и мужественное перенесение скорбей в Ея земной жизни, отцы Церкви отвергают, однако же, мысль, что Она явилась посредницей между Богом и людьми в смысле совместного искупления Богородицей и Иисусом Христом человеческого рода. Говоря о готовности Ея умереть вместе с Сыном Ея и с Ним вместе страдать ради общего спасения, знаменитый отец Западной Церкви святой Амвросий, епископ Медиоланский добавляет: «Но страдание Христово не нуждалось в помощи, как Сам Господь предсказал о том задолго раньше: “и воззрех, и не бе помощника, и помыслих, и никто же заступи, и избави я мышца Моя” (Ис. 63, 5)» (св. Амвросий. «О воспитании Девы и приснодевстве св. Марии», гл. 7). Заметим, что еще в VIII—IX вв. н.э. праздник Зачатия Пресвятой Богородицы широко отмечался в западно-христианских общинах и епархиях. Однако тогда многие богословы опасались, что может быть поставлена под сомнение Искупительная жертва Иисуса Христа. В 1950 г. папа Пий XII объявил новый догмат о телесном Вознесении Девы Марии. Католики веруют в то, что после своей смерти ангелы вознесли тело Богородицы на Небо, где Она царствует вместе со Христом. (Подробнее о католическом догмате и православной критике можно прочесть в статье Святителя Иоанна (Максимовича) «ИЗВРАЩЕНИЕ ЛАТИНЯНАМИ В НОВОИЗМЫШ- ЛЕННОМ ДОГМАТЕ «НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ» ИСТИННОГО ПОЧИТАНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. http://www.pravoslavie.ru/38392.html).

Вызывает также интерес и католическое учение о спасении.

Как и православные, католики признают, что спасение возможно только через посредство Церкви и через совершение добрых дел. Однако католики считают, что христианин совершает добрые дела не только для того чтобы получить какие-то заслуги, но для того, чтобы избежать наказаний в загробном мире. В католической церкви также существует учение о так называемых сверхдолжных делах и заслугах, совокупность которых называется «сокровищница добрых дел» — thesaurus meritorum. Это учение к настоящему времени превратилось в догмат, который был утвержден папой Павлом VI в специальной Апостольской конституции, которая называется «Indulgentiarum doctrina» — учение об индульгенции. Интересно, что учение об индульгенциях возникает еще в Средние века, и это учение является важным доктринальным отличием католицизма от православия. По католической традиции это учение о том, что перед грешником может открываться сокровище заслуг Христа. Это может делать только Церковь. Грешник, посредством специальной папской грамоты, получает отпущение временной кары за совершенные им грехи. До середины XVI столетия практиковалась продажа индульгенций, что пополняло папскую казну. Существовал даже определенный прейскурант на грехи, которые отпускались посредством покупки папской грамоты, своеобразные денежные эквиваленты каждого греха. Это нанесло огромный моральный и духовный ущерб влиянию Католической церкви в Европе и во многом способствовало реформационному движению. В конце XVI в. продажа индульгенций была запрещена, однако до настоящего времени в Польше существуют так называемые священные годы, в которые человек может, приходя в храм, получать отпущение своих грехов, если они были не особо тяжкими, не прибегая к личной и подробной исповеди. Скорее всего, это напоминает так называемую форму общей исповеди, которая в настоящее время все реже практикуется в православии. Интересно, что в Польше это отпущение грехов до сих пор именуется indulgentianorum — индульгенция. В других католических странах и диоцезах (епархиях) такой практики не существует. Важным отличием католического учения о спасении является наличие особого догмата о чистилище. Это как бы третье состояние души человека после смерти. Души праведников пребывают в Раю, души грешников предназначены аду, но души, которые не отягчены тяжкими грехами и полностью подготовленные к смерти, по учению католической церкви, направляются в чистилище. Этот догмат был утвержден на Флорентийском соборе в 1439 г. В то же время у католиков отсутсвует ясное понимание того, что это за «особое место пребывания души», как долго она там может пребывать. Отсутствуют и подробные описания чистилища. В новом катехизисе католической церкви присутсвует мысль о том, что чистилище — это некое состояние души после смерти. Можно сказать, что в православной традиции есть благочестивое предание о воздушных мытарствах, которые может проходить душа человека после смерти, однако это не учение Церкви и не догмат. Многие святые отцы Церкви отмечают, что мытарства в некотором смысле — это проявление свободной воли человека, который по смерти уже не в состоянии исправить свои неисповеданные грехи, но через упование на Господа может пройти личностный суд. Поэтому мы можем предполагать, что мытарства — это есть одна из форм личностного суда, о котором говорит Апостол Павел: «Надлежит человеку однажды умереть, а потом суд...». (Евр. 9, 27.)

Важной стороной католической догматики является догмат о непогрешимости папы в делах веры и его главенстве над всеми христианами. Догмат этот был утвержден на Первом Ватиканском соборе 1869-1870 гг. и подтвержден на Втором Ватиканском соборе 1962-1965 гг. Этот догмат утвержает, что «...когда папа говорит ex cathedra, он своей верховной апостольской властью определяет учение в области веры и нравов обязательное для всей Церкви...»[1]. Иными словами, папа римский здесь выступает не от своего имени, а от имени Божественного Искупителя. Этот догмат является важным богословским аспектом разделения католической и православной церкви, так как православные не могут согласиться с тем, что римский епископ единолично имеет непогрешимое суждение о вере в Церкви, так как этим нарушается Соборное единство. Неслучайно деяния всех Поместных и Вселенских соборов, а также Архиерейских соборов и даже епархиальных собраний начинаются формулой «Изволися Святому Духу и нам».

В отличие от Православной Церкви в Католической Церкви есть определенные особенности и в Богослужении. Главным видом Богослужения в католицизме является Святая Месса (Литургия), которая состоит из двух частей — литургии слова и литургии верных. Кроме этого, могут совершаться Богослужения, приуроченные к различным периодам суточного цикла, так называемые мессы часов. Кроме того, выделяются литании — особые просительные молитвы. Довольно долгое время после реформ Второго Ватиканского собора месса на латинском языке вытеснялась из Богослужения. Более того, священник во время мессы обязан был стоять лицом к народу, а не лицом к алтарю. Была упрощена практика соблюдения постов, и в настоящее время католики фактически постятся в Пепельную среду и Страстную пятницу. В некоторых католических приходах алтарь мог быть вынесен в центр храма из алтарной абсиды, как это часто практикуют протестанты. Богослужения переводились на национальные языки. При папе Бенедикте XVI и при нынешнем папе Франциске I начались осторожные попытки вернуться к традиционным формам Богослужения. Вновь стали практиковаться Григорианские распевы, разрешено служение Тридентской мессы на латинском языке так, как это было до решений Второго Ватиканского собора. Римская курия подчеркивает, что соблюдение Адвента (Рождественского поста) и Великого поста на всем их протяжении остается на произволение постящегося, однако это время необходимо больше посвящать молитве и своему духовному и нравственному совершенствованию. Эти изменения и переосмысления реформ Второго Ватиканского собора связаны прежде всего со стремлением папства наладить диалог с отколовшимися от католицизма после 1965 г. общинами католиков — традиционалистов, которые отказались признавать решения этого собора, и также со стремлением вернуть в лоно Церкви хотя бы отдельные общины протестантов. Отметим, что в этом католичество имеет успехи. В Великобритании, в связи с решением Англиканской церкви утвердить женское священство и разрешить благословение однополых браков, усилилось стремление части англикан — традиционалистов к возвращению в католицизм, а также проявляется интерес к соединению с православием. В Голландии кризис реформатских церквей привел сейчас к возникновению сильных фламандскоязычных православных общин, а в Германии общий кризис протестантизма приводит молодежь в ислам, православие и в католичество. Если сравнивать посещаемость католических служб и протестантских собраний в традиционно протестанстких областях Северной Германии, то католические храмы в основном заполнены молодыми людьми. Как и в православии, в католичестве используются священнические облачения и предметы культа — ризы, стихари, митры, свечи, кадила, дароносицы, иконы. Отличие состоит в том, что во время службы верующие могут сидеть, вставать они должны при чтении Евангелия и при Вознесении Святых Даров. Канонизация святых в католицизме с 1983 г. значительно упрощена. Считается что в Западной Христианской Церкви канонизация впервые состоялась в 993 г. н.э., т.е. еще в эпоху Единой Церкви, когда папа Иоанн XV (985- 996 гг.) причислил к лику святых епископа Ульриха Аугсбургского, умершего в 973 г. н.э. До этого года, видимо, отдельных канонизаций на Западе не проводилось. Обычно перед канонизацией происходит беатификация, т.е. причисление человека к сонму блаженных. Например, в настоящее время ведется работа по подготовке к беатификации (прославление в лике блаженных) членов так называемого монархического кружка Гловацкого. Среди них — Леонии Антоновны Пронской — Леонович (в замужестве Елизаровой (рис. 127)), которая с 1911 г., проживая в городе Киеве, являлась прихожанкой католического собора Святителя Николая. 26 августа

Леония Антоновна Елизарова (расстреляна 23.09.1937 г. в Киеве). Фото 1909 г. Село Подчёрково Дмитровского уезда

Рис. 127.Леония Антоновна Елизарова (расстреляна 23.09.1937 г. в Киеве). Фото 1909 г. Село Подчёрково Дмитровского уезда

1937 г. она была арестована в Киеве по групповому делу католиков-монар- хистов (дело «Гловацкий и др.»). Обвинялась в «антисоветской агитации», 11 сентября обвинение было переквалифицировано на «шпионскую деятельность». 17 сентября 1937 г. приговорена к высшей мере наказания (ПП КНКВД и Пр. СССР). 23 сентября 1937 г.— расстреляна. Таким образом, современная Католическая Церковь в России старается постепенно прославлять мучеников, погибших за веру в 1930-е гг. XX в., как это делает и Русская Православная Церковь.

В Католичестве блаженные — это степень, предваряющая канонизацию. В Православной традиции, как мы знаем, блаженные — это особая степень святости — Святой Блаженный Василий, Святой Блаженный Николай Качанов. По сути, беатификация — это степень местного почитания святого, которая есть и в Православии. Католическая церковь, в отличие от Православной, достаточно свободно относится к «упорядочению» списков своих святых. Так, папа Павел VI приказал пересмотреть список святых — в результате из церковного календаря были убраны имена нескольких сотен святых, в том числе и 23 римских папы. В Православной Церкви такого «упорядочения» мы практически не встретим, можно вспомнить только попытки патриарха Никона в эпоху раскола проводить так называемые деканонизации некоторых святых, в частности была де- канонизована Св. Блг. княгиня Анна Кашинская, почитание которой было восстановлено в 1908 г. Однако в католицизме сохраняются культ почитания святых и тесно связанная с ним практика паломничества. Прежде всего, это, конечно, паломничества в Святую Землю, однако сохраняют свое значения и паломничества к гробницам древних святых, например, к мощам Святого Апостола Иакова в город Сант-Яго де Кампостелло (Испания), в Фатиму (Португалия), Лурд (Франция). До сего дня сохраняется особое почитание дома Пресвятой Богородицы в Лорето (Италия) и паломничества к мощам Святого Франциска Асизсского в городе Ассизи (Италия). С 1981 г. популярными местами паломничества являются места Явления Богоматери в Межигорье (Босния и Герцеговина) и в Кибехо (Руанда). В странах Восточной Европы популярны паломничества в Аглону (Латвия), в монастырь Святой Бригитты в Таллине, который был снова открыт в 1992 г., в Ченстохову (Польша), в город Мстиславль (Белоруссия) и в монастырь Девы Марии на озере Вёртер-Зее, так назывемое аббатство Мария Вёрт в Каринтии (Австрия).

Праздники и памятные дни Католической Церкви с 1969 г. подразделены на четыре группы (рис. 128,129), (С^Л рис. 92).

  • 1. Торжественные праздники: Пасха, Рождество Христово, Богоявление, Вознесение, Пятидесятница, Праздник Тела Христова и Праздник Сердца Христова, Непорочное зачатие Девы Марии, а также все воскресные дни.
  • 2. Festa — обычные праздники: Сретение Господне, Рождество Богородицы, Преображение Господне, Праздник Святого Семейства, День основания Латеранской базилики.
Кибехо (Руанда). Общий вид паломнической церкви на месте Явления Девы Марии

Рис. 128. Кибехо (Руанда). Общий вид паломнической церкви на месте Явления Девы Марии

Аглонская базилика — Латгалия (Латвия)

Рис. 129. Аглонская базилика — Латгалия (Латвия)

  • 3. Обязательные праздники: как правило, это дни почитания Святых. Всего их 62.
  • 4. Необязательные праздники: дни памяти некоторых Святых, например, Игнатия Лойолы, Сердца Девы Марии. Всего таких дней 94.

Католицизм, как и Православие, признает семь таинств. По мнению католиков, таинства — это милость Божия к людям, поэтому существует ряд жестов, слов и знаков, которые эти таинства могут сопровождать.

Структура Католической Церкви отличается от Православия. В Православии существует 15 независимых (автокефальных) церквей, каждая из которых имеет свою собственную структуру и ареал распространения. В католицизме главенствует теократический принцип. Первичное звено — это приход. Каждые десять приходов составляют деканат, следующее звено — это диоцез или епархия. Во главе диоцеза стоит епископ, который обладает всей полнотой власти в диоцезе. Сейчас все диоцезы напрямую подчинены папе. В структуре Католической Церкви важную роль играют титулярные епископы. Это звание соответствует викарным епископам в Православии. Особую роль играет монашество. В Западной Церкви монашество возникает под влиянием Восточного христианства в III—IV вв. н.э. Однако на Западе монашество приобрело ряд специфических черт. Все монахи объединены в конгрегации и духовные ордена. Орден и конгрегация — это объединение монастырей, которые живут по одному уставу. Например, в униатских (греко-католических) церквях также существуют орденские структуры — орден монахов василиан (конгрегация Святого Василия Великого) или орден мхитаристов, который находится в подчинении Армянской католической церкви. В католической церкви наиболее известны ордена капуцинов, доминиканцев, францисканцев, бенедек- тинцев. До сих пор существуют некоторые духовно-рыцарские ордена, такие как Мальтийский орден, орден Крестоносцев, орден Лазаристов и некоторые другие. Монашеские ордена и конгрегации всегда напрямую подчинены папе, а не главе местной епархии. В эпоху крестьянских и религиозных войн XVI-XVII вв. в католической церкви появляется такое движение, как бегинки. Бегинки давали особые обеты служить Церкви, но без принесения монашеских обетов и пострига. Общины бегинок назывались бегинажами. В основном бегинажи являются важными архитек турными доминантами городов южной Фландрии (Бельгии). В основном бегинками становились вдовы и сироты, оставшиеся без родителей. В настоящее время в Бельгии остается 30 бегинок, и большинство сохранившихся бегинажей принадлежат либо монашеским орденам, либо социальным учреждениям. Иногда бегинажи были мужскими общинами. В таком случае братья этих общин именовались беггардами. Наиболее известными бегинажами Бельгии являются бегинаж в городе Брюгге, который в настоящее время является женским бенедектинским монастырем, и бегинаж в городе Кортрейке, в котором сейчас находится социальное учреждение. Конгрегация может отличаться от ордена тем, что члены конгрегаций могут приносить так называемые обычные обеты (временные), которые могут отменяться епископом, или пожизненные обеты, которые может отменить только папа. Монастырь управляется настоятелем — аббатом и может входить в монастырскую провинцию, которой управляет приор. Во главе ордена может стоять генерал ордена, который подчиняется папе. Одним из наиболее значительных орденов является до сих пор орден иезуитов. Во главе Церкви стоит римский епископ, который носит титул папы. Он носит титул Викария Иисуса Христа и является единственным законодателем Церкви. Папа не только глава Церкви, но и глава Государства, которое носит название «Государство-город Ватикан» и в нынешнем виде возникло в 1929 г. в результате заключения Латеранских соглашений между Итальянским королевством и Римским папой. Территория Ватикана 0,44 кв. км в центре города Рима, население — около 1100 человек. С учетом папских базилик и дворцов в окрестностях Рима территория государства в два раза больше. Папское государство в настоящее время — одна из двух сохранившихся в Европе абсолютных монархий (второй является княжество Лихтенштейн). Факт существования Ватикана как суверенного государства дает католической церкви огромные преимущества и возможности, которых нет во многих других религиях. По сути, папа, будучи главой государства и имея дипломатические сношения со многими странами мира, имеет возможность оказывать и политическое влияние, которое необходимо для развития католицизма в этих государствах. Папа опирается в управлении как церковью, так и государством на правительство — Римскую курию, которая состоит из государственного секретариата, трех секретариатов и девяти конгрегаций, которые можно определять как министерства.

  • [1] Волконский А.М. Князь, свящ. Католичество и священное предание Востока. Париж,1933. 433 с.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>