Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Православное христианство

Прибавка к символу веры «филиокве» окончательно была сформулирована на Толедском соборе 589 г. и была направлена против развития арианской ереси. Она не была осуждена ни на Шестом ни на Седьмом Вселенских соборах. Вопрос вновь возник только в XI в., когда отношения между Римом и Константинополем стали склоняться к разрыву. В середине IX в. возник спор между папой Николаем I (858-867 гг.) и патриархом Фотием (857-866 гг.) из-за разногласий по поводу духовного влияния в Болгарии, но этот спор не привел к расколу. В 1053 г. неожиданно патриарх Михаил Керулларий (1043-1058 гг.) приказал закрыть в Константинополе все церкви, которые служили на латинском языке латинскую мессу. В ответ на это папа Лев IX (1048-1054 гг.) отправил в Византию посольство во главе с легатом, епископом Гумбертом, и указал в своем послании, что Римская Церковь превыше Константинопольской. 15 июля 1054 г. папские послы попытались анафематствовать патриарха Михаила, однако в городе возник мятеж, и 25 июля на соборе, созванном патриархом Михаилом была провозглашена анафема папским легатам и самому Римскому папе. Это событие знаменовало собой разделение Церкви, однако есть несколько обстоятельств которые иногда позволяют современным католическим богословам говорить о том, что раскол не мог состояться. Во- первых, собор 1054 г. прошел без присутствия самого Римского папы, против которого были выдвинуты обвинения (он умер 19 апреля 1054 г.), и, во-вторых, на соборе не присутствовали другие православные патриархи или их полномочные представители. Однако именно с собора 1054 г.) ведут свое начало современное православие и современное католичество (

Термин «православие» — по-гречески «ортодоксия» (правильное мнение) обозначает правильное учение, которое зафиксировано иерархией, соборами и принимаемое общиной верующих в качестве обязательного. Важной чертой православия является то, что Церковь неуклонно следует догматам веры и основным религиозным правилам и признает

Константинопольский патриарх Михаил Керуларий

Рис. 105. Константинопольский патриарх Михаил Керуларий

Римский папа Николай I приоритет определений Семи Вселенских соборов

Рис. 106. Римский папа Николай I приоритет определений Семи Вселенских соборов. Именно на основании этого Православная Церковь считает себя не только преемницей Древней Единой Церкви, но и носительницей непрерывной традиции древнего христианства. В настоящее время около 200 миллионов человек считают себя православными. Православная Церковь формировалась в период раннего Средневековья в стабильной Византийской Империи, поэтому Церковь могла сосредоточиваться на развитии целостного христианского вероучения. В отличие от католичества православие поддерживало государственную власть и заботилось об устроении жизни мирян, однако делала это без излишнего католического формализма. Как известно из истории, католичество часто выступало против усиления государства, особенно в период Раннего Средневековья, и это вызывало длительные периоды противостояния между Королевской, Императорской властью и Папством.

Православное учение о свободной воле привело к тому что пастырское богословие не превратилось в строгую шкалу моральных законов и предписаний. Это в значительной степени можно видеть на примере исповеди. Священник в одной и той же ситуации может дать различные советы разным людям, сообразуясь с их образовательным и интеллектуальным уровнем.

Изначально на территории Византии сформировалось несколько административно-духовных центров православной церкви. Поэтому исторически сложилось так, что в пределах Империи не был создан единый центр. Это привело к возникновению так называемых автокефальных (самоуправляемых) православных церквей — Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Кипрской. В настоящее время в диптихе (перечне) насчитывается 15 автокефальных православных церквей. Девять из них управляются патриархами. В составе Константинопольской Православной Церкви действуют Финляндская Автономная Православная Церковь и Эстонская Автономная Апостольская Церковь. В составе Иерусалимской Православной Церкви действует Синайская Автономная Православная Церковь. В составе Русской Православной Церкви существуют: Японская Автономная Православная Церковь, Китайская Автономная Православная Церковь, а также ряд так называемых самоуправляемых церквей, Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата), Молдавская Православная Церковь, Латвийская Православная Церковь, Литовская Православная Церковь, Эстонская Православная Церковь. В составе Сербской Церкви существует Автономная Охридская (Македонская) Архиепископия. Богослужение совершается на национальных языках, в Болгарской, Русской и Сербской — на церковно-славянском. Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская Церкви используют в богослужении юлианский календарь, остальные Православные Церкви используют так называемый ново-юлианский календарь, а Финляндская Православная Церковь использует полностью Григорианский календарь и западную Пасхалию, как и Католическая Церковь. С 15 июня 2014 г. Польская Православная Церковь вернулась в своем Богослужебном цикле на старый Юлианский календарь. С 2012 г. подобное стремление наблюдается и в Православной Церкви Чешских земель и Словакии. В разные эпохи количество автокефальных и автономных церквей менялось. В настоящее время существует несколько Православных Церквей, которые не признаются Вселенским Православием. В их числе так называемая Македонская Православная Церковь, которая самовольно в 1967 г. вышла из состава Сербской Православной Церкви, Украинская Автокефальная Православная Церковь (так называемое самосвятство), Украинская Православная Церковь (Киевский Патриархат). Кроме этого существует Гватемальская Православная Церковь, которая в настоящее время ищет канонического единства с Вселенским Православием. Интересно, что в настоящее время Православие начинает активно развиваться в таких государствах Юго-Восточной Азии, как Королевство Камбожда и Королевство Тайланд. Православную церковь в этих государствах возглавляет архимандрит Олег (Черепанов) — Русская Православная Церковь, который много сделал для развития Православной миссии в этих странах. Согласно Королевским Указам в Тайланде и в Камбодже Православие признано в качестве официальной религии в обоих королевствах. Очень интересным является тенденция перехода в православие целых приходов Независимой католической Церкви Филиппин, так называемой Аглипайской Церкви*.

Источниками православного вероучения являются: Книги Священного Писания (Ветхий и Новый Завет, Апокалипсис — Откровение Иоанна Богослова) и Священное Предание. Священное Предание — это постановления Вселенских и Поместных Соборов, творения Отцов Церкви, древние Богослужебные практики. Сущность вероучения изложена в Символе Веры. В 12 членах Символа Веры говорится о Боге, о Его отношении к миру, человеку, о Триединстве Бога, Боговоплощении, искуплении, Воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни. Православие утверждает догмат о Триединстве Бога: Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос), Бог-Дух Святой, исходящий от Бога-Отца. Триединый Бог единосущен и недоступен для человеческого разума. Структурно православные Церкви подразделяются согласно своим Уставам. Так, в Русской Православной Церкви основой является церковный приход. Приходы объединяются в благочиния, совокупность благочиний составляют епархию, несколько епархий могут составлять митрополию или митрополичий округ. В составе Русской Православной Церкви также есть несколько экзархатов, в частности Белорусская Православная Церковь носит название Белорусского Экзархата. Высшая власть в Церкви принадлежит Поместному собору. Между Поместными соборами созываются Архиерейские соборы. Русской Православной Церковью управляет Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх управляет Церковью совместно со Священным Синодом. В Болгарской Православной Церкви высшим органом власти является Церковно-Народный Собор, что предусматривает более широкое представительство мирян в работе этого аналога Поместного собора.

Православная Церковь настаивает на Боговдохновенном характере Священного Писания и Священного Предания. Вдохновение с точки зрения Православия — это некое озарение, которое исходит от действия Святого Духа. Согласно вероучению, к Священному Преданию относятся важные догматы, своды правил (каноны) и традиции, которые закреплены в тех или иных местностях. Например, где-то принято всем народом петь в храме, где-то поет только хор. Есть и более серьезные традиции, которые закреплены в Священном Предании. Например, в Антиохийской Православной Церкви принято совершать крестный ход с младенцами на праздник Входа Господня в Иерусалим. В Русской Православной Церкви нет подобной традиции, поэтому единственным храмом в России, где эта традиция соблюдается, является храм Св. Архангела Гавриила в Москве (Архангельский переулок) — подворье Антиохийской Православной Церкви (рис. 107). Священное Предание и Священное Писание рассматриваются православными как естественное выражение истины и живой опыт веры. Поэтому Православная Церковь считает, что в Церкви постоянно действует принцип соборности, который влияет на творческое

Храм Архангела Гавриила

Рис. 107. Храм Архангела Гавриила

(Меньшикова башня), 1707 г. Арх. И. П. Зарудный

раскрытие христианского вероучения. Это отличает православие от католицизма, где преобладает тенденция к детальному разрешению вероучительных вопросов.

Одним из главных догматов Православия является догмат о Святой Троице. Православные христиане веруют в Единого Бога, который троичен в Лицах. Бог — Отец, Бог — Дух Святой и Бог — Сын есть Единый Бог, каждое лицо которого (ипостась) обладает всей полнотой божественных свойств. Бог — Отец предвечен и не имеет для себя причины; Бог — Сын рожден от Отца «прежде всех век» и всегда существует наравне с Отцом; Бог — Дух Святой исходит от Отца и ниспосылается как дух-утешитель согласно Евангелию. Вопрос о нисхождении Святого Духа — главное богословское противоречие, которое разделяет католиков и православных. Кстати, мусульманские богословы считают, что упомянутый в Евангелии дух- утешитель есть пророк Мухаммед, что, конечно, вступает в противоречие с христианской традицией.

Бог предопределяет спасение человека через своего Единородного Сына — Господа Иисуса Христа. В 381 г. н.э. на Константинопольском соборе учение о Святом Духе было утверждено в Символе Веры. Согласно Евангельским преданиям Дух Святой сошел на Апостолов в день Пятидесятницы в виде огненных языков. Таким образом, исполнились слова Христа о том, что Он пошлет им Духа Утешителя, который будет пребывать с ними после Христова Воскресения. Православие считает, что все догматы, которые были утверждены на Семи Вселенских соборах, безусловно, истинны, неизменны и непререкаемы. Символ веры составляет краткое изложение православной догматики. Толкование Символа веры составляет Православный катехизис. Православную церковь отличает то, что со времени Вселенских соборов она не добавила ни одного нового догмата и не отказалась ни от одного догмата. Поэтому можно говорить о том, что Православная церковь остается верной первоначальной христианской традиции.

Православная церковь признает семь таинств и придает им важное догматическое значение:

  • 1. Крещение.
  • 2. Причастие.
  • 3. Покаяние (Исповедь).
  • 4. Священство.
  • 5. Брак.
  • 6. Миропомазание.
  • 7. Елеосвящение.

Существует суточный круг Богослужения в Православной Церкви. Существуют также недельный и годовой круги. Пасхалия в Церкви, называемая Великим индиктоном, составляет 532 дня. Главным Богослужением Православной Церкви является Божественная литургия (общее дело). В России ее часто называют обедней. Существует несколько Литургий, которые служатся в Русской Православной Церкви. Литургия Св. Иоанна Златоуста — самая распространенная, Литургия Св. Василия Великого, которая служится в двунадесятые праздники и в определенные дни Великого Поста. Великим Постом служится особая Литургия Преждеосвя- щенных даров, составленная римским папой Григорием Богословом, ее иногда именуют Григорианской Литургией. В последнее время все чаще возобновляется в Русской Православной Церкви практика служения Литургии Св. Апостола Иакова. Обычно ее служат в день его памяти и чаще всего в семинарских или академических храмах. Так, уже много лет эта Литургия служится в Санкт-Петербургских Духовных школах. Эта традиция была заложена еще в 60-е гг. XX в. митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым). Крут Богослужений составляют утреня, вечерня, всенощное бдение, часы. Существуют также малые службы: панихиды, молебны, акафисты, соборное чтение канонов, например, чтение Великого канона Андрея Критского. В Православной Церкви существуют двенадцать великих двунадесятых праздников, Пасха и Рождество Христово. Помимо этого, каждый день празднуется память того или иного святого, а значит, что каждый день где-то в каком-то из храмов может совершаться престольный праздник. Православная Церковь особо почитает Великий День — Праздник Воскресения Христова (Пасху), тогда как у католиков наиболее значительным праздником является Рождество Христово. Помимо этого, у каждой из поместных православных церквей есть особые памятные дни: например, у Грузинской Православной Церкви — это день Святого Георгия Победоносца, у Сербской Православной Церкви — Видов дан — день, когда состоялась битва на Косовом поле с турками в 1389 г. В Русской Православной Церкви особым днем также является праздник Покрова Пресвятой Богородицы, празднуемый 14 октября. Ни в одной из автокефальных православных церквей это празднование Божией Матери никак не отмечено (рис. 108).

Храм Покрова на Нерли 1164-1165 гг

Рис. 108. Храм Покрова на Нерли 1164-1165 гг.

В Русской Православной Церкви со второй половины XVII столетия существует особое направление, которое именуется старообрядчеством.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>