Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ПРАВОСЛАВИЕ, КАТОЛИЦИЗМ И ПРОТЕСТАНТИЗМ

ПРАВОСЛАВИЕ

Как уже отмечалось, до 1054 г. не существовало разделения между Римской и Константинопольской Церквями. До сих пор можно видеть некоторые следы такого единства. В современной православной иерархии также есть институт папства — Патриарх Александрийской церкви носит почетный титул Папы. В католической церкви есть несколько патриар- хатов, например в Венеции и Аквилее. Это также говорит о том, что иерархическое единство Церкви до сих пор напоминает нам о евхаристическом единстве. Однако разделение церкви произошло. Это было длительным процессом культурно-исторического и этнического обособления западной и восточной ветвей единой христианской церкви.

После того как в 313 г. н.э. Церковь получила права юридического лица, она постепенно стала превращаться в часть государственного аппарата. Внутри Церкви было противодействие этому, однако государство, в лице императорской власти, стремилось подчинить Церковь своему влиянию. В противовес этому внутри Церкви возникает учение о СИМФОНИИ — соработничестве Церкви и Государства. Вследствие всех этих событий начинает создаваться административная структура управления церковными общинами, возникает понятие иерархии, а также начинает происходить процесс упорядочения вероучения Церкви. До сих пор не было редкостью, когда разные общины христиан придерживались разных взглядов на те или иные вероучительные вопросы. Например, самый главный вопрос, по которому проходит разделение между католиками и православными, — вопрос об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (филиокве), был не столь заметен в Древней Христианской Церкви.

В Кордовской епархии во время Богослужения в чтении Символа Веры добавлялось филиокве еще в первые века Христианства. Постепенно разногласия внутри церковных общин стали достигать критической массы и стали происходить обособления. Спорные вероучительные вопросы начинают решаться на собраниях епископов и мирян, которые получили названия Вселенских соборов.

Всего в истории Церкви было VII Вселенских соборов:

  • • I Вселенский Собор, созванный по инициативе Императора Константина в 325 г. н.э. в городе Никее. На нем был принят Символ веры, осуждено арианство, определено время празднования Пасхи. Он также постановил, что Христос вочеловечился, т.е. имел не только тело человека, но и человеческую душу.
  • • II Вселенский собор 381 г. — I Константинопольский. Повторное осуждение арианства; формулирование православного учения о Святой Троице, дополнение Никейского Символа веры). Собор поясняет, что человечность Христа не есть преграда, чтобы быть Ему и Богом.
  • • III Вселенский Собор 431 г. — Эфесский (осуждение ереси Нес- тория, запрет изменений Никео-Цареградского Символа веры («да не отменяется Символ веры трехсот восемнадцати отцев, бывших на Соборе в Никее...» — 1-е правило Собора). Этот собор также поясняет, что человеческая природа Христа взята без всякого изъяна, неизменной. Эти соборы признаются Вселенскими Православными Церквями, Католической Церковью и Дохалки- донскими Церквями, за исключением Ассирийской Церкви.
  • • IV Вселенский Собор 451 г. — Халкидонский (осуждение моно- физитства).
  • • V Вселенский Собор 553 г. — II Константинопольский (Признание Богородицы Приснодевой, осуждение платонизма, ори- генизма, несторианских сочинений и, повторно, монофизитства).
  • • VI Вселенский Собор 680—681 гг. — III Константинопольский (осуждение монофелитства).
  • • VII Вселенский Собор 787 г. — II Никейский (осуждение иконоборчества и разделение поклонения Богу и почитания икон). Собор отмечает, что, поскольку Христос был человеком, поэтому возможны изображения Христа, иконы.

В 396 г. Император Феодосий Великий официально разделил Римскую Империю на две части — Западно-Римскую империю (Гесперию) и Восточно-Римскую Империю (Византию) между своими сыновьями Геннадием и Гонорием. Однако в этом двуедином государстве оставалась единая Церковь. В то же время постепенно остро вставал вопрос о первенстве церковной иерархии — Константинополя и Рима. Первым серьезным вызовом церковному единству стала борьба между православием и иконоборчеством.

Иконоборческая ересь — также иконоклазм — от греч. eixova — «изображение» (икона) + греческое кХско — «разбивать») — религиозно-политическое движение в Византии в VIII — начале IX в., направленное против почитания идолов. Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху... не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5)). В 730 г. император Лев III Исавр запретил почитание икон. Итогом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально признано на Иконоборческом соборе в 754 г. при поддержке императора Константина V Копронима, сурово ополчившегося против иконопочитателей, особенно монахов ( рис. 79,79.1), (рис. 104).

Орнамент эпохи иконоборчества

Рис. 104. Орнамент эпохи иконоборчества

Однако позднее, в 787 г., при поддержке императрицы Ирины, Седьмой Вселенский собор все же утвердил догмат иконопочитания и отменил решение собора 754 г. (которым было постановлено не считать «вселенским»). Императоры Никифор I Геник и Михаил I Рангаве, правившие после Ирины, придерживались иконопочитания; но после сокрушительного поражения Михаила I в войне с болгарами в 813 г. на престол взошел Лев V Армянин, при котором иконоборчество возобновилось, а решения собора 754 г. были признаны вновь.

Наконец, в период регентства императрицы Феодоры патриарх-иконоборец Иоанн VII был свергнут. При сменившем его новом патриархе Мефодии в 843 г. состоялся новый собор, утвердивший и одобривший все определения VII Вселенского собора и снова подвергший иконоборцев отлучению. Тогда же был установлен и впервые совершен (11 марта 843 г.) чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафе- матствования еретикам, совершаемый в православной церкви и до нашего времени в Неделю Православия («Торжество Православия»). В этот период, между 730 и 843 г. н.э., происходит первое серьезное разделение между Римской и Константинопольской Церквями, и римские папы этого времени, Адриан, Захарий, Лев, Стефан, Пасхалий, были поборниками православной веры. Отметим, что в исторической науке есть мнение о том, что иконоборческая ересь возникла не случайно, а как хорошо спланированная политическая акция, которая ставила своей целью объединение Византии и Халифата в единое государство (С.Д. Сказкин, А.П. Каждая и др. История Византии. Т. II. М.: Наука, 1967.)

В 476 г. Гесперия — Западно-Римская империя была уничтожена и в Европе возник вакуум политической власти. При этом роль и влияние Римского папы как главы Церкви только увеличилось. В 800 г. н.э. король

Франков Карл Великий восстановил императорскую власть и возникла Империя Франков, которая считала себя наследницей Западно-Римской империи. Довольно долгое время Византийские императоры не признавали прав Карла на императорскую корону, что еще более разделяло и политическое и церковное единство. К тому же римские папы к этому времени фактически превратились в светских государей благодаря так называемому Пипинову дару 757 года*.

Эти события, а также богословские споры об исхождении Святого Духа от Отца и Сына привели в конечном счете к официальному расколу Единой Церкви на две части в 1054 г. Это событие вошло в историю как Великий раскол. После этого контакты между Церквями активно продолжались. Достаточно вспомнить слова Анны Ярославны — королевы Франции (дочери Великого Князя Ярослава Мудрого), которая на вопрос, как она будет молиться, ответила: «...я буду молиться так, как молится французский народ...». В своих письмах первый русский паломник и путешественник игумен Даниил, посещая в 1099 г. Иерусалим, был свидетелем создания Иерусалимского королевства и отмечал благожелательное отношение к себе и к православию короля Бодуэна. Окончательно все отношения прекратились только после 1204 г., когда войска западных государей вместо крестового похода за освобождение Иерусалима захватили, разграбили столицу Византии Константинополь и попытались вместо нее образовать западную Латинскую Империю, которая просуществовала до 1261 г. Таким образом, после этих событий организационно оформились две Церкви которые мы называем Католической и Православной.

В настоящее время существует 15 независимых (автокефальных православных церквей):

  • • Константинопольская православная церковь (более 2 млн человек);
  • • Александрийская православная церковь (более 6,5 млн человек);
  • • Антиохийская православная церковь (1 млн 370 тыс. человек);
  • • Иерусалимская православная церковь (130 тыс. человек);
  • • Русская православная церковь (крупнейшая по численности верующих, 50—100 млн человек);
  • • Грузинская православная церковь (4 млн человек);
  • • Сербская православная церковь (10 млн человек);
  • • Румынская православная церковь (16 млн человек);
  • • Болгарская православная церковь (около 8 млн человек);
  • • Кипрская православная церковь (420 тыс. человек);
  • • Элладская православная церковь (около 8 млн человек);
  • • Албанская православная церковь (около 700 тыс. человек);
  • • Польская православная церковь (500 тыс. человек);
  • • Православная церковь Чешских земель и Словакии (более 150 тыс. человек);
  • • Православная церковь в Америке (около 1 млн человек). Православная церковь в Америке до сих пор не признается Константинопольским патриархом в качестве автокефальной (независимой).
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>