Суфизм

Суфизм часто именуют мистическим исламом. На этом основании представители ортодоксального ислама и сторонники ваххабизма не считают суфизм мусульманской организацией. Пик противостояния между суфизмом и ваххабизмом на территории нашей страны пришелся на 2012 г., когда в Дагестане был убит Саид афанди аль-Чиркави, или Чир- кейский (авар. 41uklaca Саг1ид эфенди) — Саид Абдурахманович Ацаев, суфийский шейх Накшбандийского и Шазалийского тарикатов. Над разделением понятий суфизма и ислама активно поработали европейские ученые — ориенталисты. Об этом пишет известный исследователь суфизма Карл Эрнст: «Равно как и ислам, этот термин был введен в обиход европейскими ориенталистами, но оба термина задумывались как принципиально отличные друг от друга. До “Нового времени” мусульманские сообщества не знали подобного противостояния...»[1]. До XIX в. сама постановка вопроса что суфизм не имеет отношения к исламу была немыслима. Возникновение суфизма относят к VIII—IX вв. н.э. Вне всякого сомнения, суфизм был реакцией народных масс на усиливавшееся социальное неравенство в халифате. К началу XI столетия суфизм получил особенно широкое распространение. В современном религиоведении принято считать, что на развитие мистико-аскетических течений в исламе, которые мы и именуем суфизмом, повлияла эпоха Крестовых походов. На рубеже XI-XII вв. известный исламский философ и богослов Аль Газали систематизировал все эти течения и фактически ввел суфизм в ортодоксальный суннизм. После смерти Аль Газали умеренный суфизм был признан суннизмом. В переводе с арабского слово «суфизм» означает того, кто носит шерстяной плащ. Суфии и бродячие проповедники дервиши действительно носили шерстяные плащи. Суфизм призывает к отшельнической жизни и аскетизму, а в религиозной своей практике суфизм проповедует медитацию как способ непосредственного общения с Богом. К концу XIX столетия в основном были выработаны все организационные формы суфизма. Интересно, что суфизм во многом использовал опыт католических духовно-рыцарских орденов для создания своих братств — тарикатов (от арабского слова «тарик» — мистический путь или метод). Можно говорить о том, что суфийские братства и ордена во многом напоминают нам монашеские общины. Довольно долгое время суфизм считался особым правоверным направлением внутри суннизма. Постепенно он стал распространяться и среди шиитов, особенно это относится к ордену накшбандийя. Суфизм часто использовали во время различного рода национально-освободительных движений, в том числе махдисты в Судане, сенуситы в Ливии. В современном мире существуют несколько влиятельных направлений суфизма — это, прежде всего, орден накшбандийя и орден кадирыйя, основанный в XII столетии иранским шейхом Абд аль — Кадиром ал — Джиляни. В том же XII в. потомком пророка сейидом Ахмедом Рифаи из Басры был основан суфийский орден рифайя. В суннизме распространены такие ордена, как шадилийя (Ливан, Сирия, Турция), халватийя (Сирия, Турция, Босния и Герцеговина, Албания), саадийя, — орден, распространенный в Турции и Сирии. Орден накшбан- дийя, который многие религиоведы считают промежуточным между суннитским и шиитским исламом, в основном распространен на Северном Кавказе, а также среди курдов в Иракском Курдистане. Внутри шиизма существуют в основном имамитские суфийские ордена — кубравийя, ни- маталахийя, хайдарийя. В основном они распространены в Ираке и Иране. Из суфизма выросло и одно из самых интересных направлений ислама — Ахмадийя (ахмадие). Эта исламская секта возникла в 80-90 гг. XIX в. на территории Индии в штате Пенджаб. Интересно, что сами члены этого движения не считают себя мусульманами. Основателем новой религии стал Мирза Гулам Ахмад Кадиани (1835- 1908 гг.) (рис. 102).

Мирза Гулам Ахмад Кадиани (1835-1908 гг,— основатель шиитской суфийской секты Ахмадие

Рис. 102. Мирза Гулам Ахмад Кадиани (1835-1908 гг,— основатель шиитской суфийской секты Ахмадие

В 1889 г. он объявил себя Махди (мессией) и стал проповедовать новое учение. Суть его в примирении ислама, христианства и индуизма. По сути, это была еще одна попытка создать некое новое единое синкретическое учение для всех жителей Индии. В этом Кадиани, безусловно, опирался на опыт выдающегося политического деятеля Индии — императора династии Великих моголов Акбара, который еще в XVII в. пытался создать подобную единую религию в Индии. Ахмадийя признает основные положения коранического ислама, но отрицает необходимость газавата — священной войны. Приверженцы Ахмадийе считают, что в Мирзе Ахмаде воплотился Иисус Христос, Мухаммед и бог Кришна. С 1914 г. ахмадийе распадается на два направления: одни, кадианисты, считают Мирзо Ахмада пророком, другие — илахорцы, считают, что он был всего лишь реформатором. В Европе сторонники ахмадийе в основном проживают в Германии и Австрии, где резко выступают против ортодоксального ислама и ваххабизма, поддерживают тесные связи с христианскими организациями и государством. В Азии — Афганистане, Пакистане, Индии, Иране, Ливане и Иордании также существуют общины ахмадийе (cflD> рис. 77).

Суфизм часто подвергается критике как со стороны ортодоксального ислама, который считает суфизм профанацией ислама, так и со стороны сторонников секуляризации, как пережиток Средневековья. Мы можем говорить, что суфизм и все производные от него течения есть особая мистическая форма ислама. Как отмечает Эрнст, «...подобное определение суфизма порождает новые и новые вопросы. Во-первых, мистицизм подразумевает наличие глубокого частного личного опыта общения с Богом, что плохо сочетается с определенной политизированностью суфизма. Во- вторых, термин «мистицизм» спорен и неясен, что вынуждает некоторых суфийских мыслителей отказаться от него...»120. Впервые термин «суфизм» в европейской литературе появляется в начале XX столетия, а критика изучения суфизма европейскими учеными-ориенталистами впервые относится к 1978 г., когда вышла монография американского ученого-ис- ламоведа Эдварда Саида «Ориентализм», в которой он разоблачал колониальную сущность разделения ислама на суфизм и на правоверие. Сам же суфизм был известен европейцам еще с XVI в. Именно тогда встречаются описания странствующих монахов дервишей, которых в Индии именовали факирами. В духовных практиках многих суфийских орденов, как правило, есть как внутренняя созерцательная сторона, так и внешняя — эмоциональная. Известный английский поэт эпохи Просвещения Александр Поуп (1688-1744 гг.), автор философской поэмы «Опыт о человеке», будучи в Османской империи, писал: «...видя в солнце мнимый образец, /до головокруженья пляшет жрец...»121. Без сомнения, он имел ввиду пляску так называемых вертящихся дервишей из знаменитого суфийского ордена мавлавийя, центр которого находился тогда в городе Конья. Орден этот тесно связан с именем выдающегося турецкого поэта Руми. О посещении гробницы Руми и «монастыря дервишей ордена мевлевийя» писал также диакон Павел Алеппский в своих записках о посещении Московского государства антиохийским патриархом Макарием. Мусульманские исследователи и историки условно подразделяют историю суфизма на три периода: период аскетизма (зухда), период суфизма (тасаввуфа) и период суфийских братств (тарикатов) (

В XII—XIII вв. получила развитие спекулятивно-эзотерическая сторона суфийского учения, которая представляла интерес в первую очередь для образованных мусульман. В настоящее время суфизм продолжает играть важную политическую и религиозную роль в жизни исламских государств. Суфизм может быть очень неоднородным. С одной стороны, это

Мечеть секты Ахмадийе в Лондоне. Возведена в 2003 г

Рис. 103. Мечеть секты Ахмадийе в Лондоне. Возведена в 2003 г.

  • 120 Эрнст К. Указ. соч. С. 16.
  • 121 Поуп А. Поэмы; пер. В. Микушевича. М.: Художественная литература. М., 1988. С. 1-35.

может быть учение о непротивлении злу насилием, с другой стороны, мы знаем примеры, когда суфизм становился знаменем борьбы за независимость. Так было, например, в первый период Кавказской войны, когда имам Шамиль — шейх ордена накшбандийя боролся за создание независимого государства. Алжирский эмир Абд-аль Кадир (1807-1883 гг.), шейх ордена кадирийя, боролся против французских колонизаторов. Суфийская метафизика имеет ряд интересных особенностей. Так, часть суфиев считает, что суфизм есть истинное (но забытое) воплощение ислама, другие считают суфизм наднациональной и надрелигиозной духовностью которая не имеет религиозных границ. Богословие суфизма основано прежде всего на трудах Аль Газали (1111 г. н.э.). Ключевой особенностью данной доктрины является то, что основой религиозного самосознания верующего человека является не ислам, а иман, т.е. более обширное понятие веры. Обладающий иманом может считать себя мумином — правоверным. Термин же ислам имеет второстепенное значение. Суфии основывают свое мнение на Коране, где слово «ислам» встречается всего восемь раз, а «иман» — более сотни раз. Суфизм вдохновлял своих последователей, раскрывал в них глубинные качества души и сыграл большую роль в развитии эстетики, этики, литературы и искусства. Путь духовного совершенства суфия лежит только через полное подчинение учителю (муршиду) и выполнение всех его указаний. Как отмечает А.А. Али-заде: «Суфии часто возводят его этимологию к корню слову “сафа” (чистота), “сифат” (свойство), либо к выражению ахль ас-суффа (“люди скамьи, или навеса”), которое применялось по отношению к малоимущим сподвижникам пророка Мухаммеда, жившим в его мечети в Медине, и отличавшихся своим аскетизмом. Некоторые исследователи считали, что эти слова неарабского происхождения. В частности, западноевропейские ученые вплоть до начала XX в. склонялись к мысли о том, что слово “та- саввуф” происходит от греческого слова “София” — Премудрость Божия. На начальном этапе формирования суфизма вместо слова “тасаввуф” обычно использовались слова “зухд” (аскетизм, воздержание, отречение от мира) и “захид” (аскет) либо близкое к нему ”абид” (богомолец, подвижник). Начиная со II в. хиджры последователей суфизма стали называть суфиями. Первым человеком, которого называли суфием, был либо ку- фиец Джабир ибн Хайян (ум. в 767 г.), либо другой куфиец по имени Абу Хашим»122. К концу IX в. суфизм сблизился с шиитским и исмаилитским эзотеризмом*. Важнейшим элементом этих течений было символикоаллегорическое толкование коранического текста (тавиль) и извлечение его «скрытого» смысла (батин), который доступен лишь «посвященным». Традиции тавиля дали начало теософским учениям о мироздании и мистическом откровении (кашф). Суфизм воспринял также элементы алхимии, физиогномики, науки о символике цифр и букв (джафр). В ходе

122 Али-заде А.А. Тасаввуф // Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007. С. 400.

теософских рассуждений ряд суфийских мыслителей, среди которых ан- Нури (ум. в 907 г.) и аль-Харраз (ум. в 899 г.), пришли к утверждению, что конечным пунктом «пути к Богу» является не только его «лицезрение» (мушахада), но и «уничтожение», «растворение», а затем «пребывание» в Боге личности суфия (фана/бака). Эти утверждения вызывали резкую критику суннитских богословов.

«После признания суфизма большинством мусульманских авторитетов под его прикрытием стали действовать разного рода общины и течения «крайнего» толка (хуруфия, ахл-и хакк и т.п.). На Ближнем Востоке распространились братства, исповедовавшие смешанную суфийско-шиитскую доктрину (бекташия, маулавия, нурбахшия, ниматуллахия, кубравия, халватия, захабия). Шиитские мыслители XIV-XVII вв. охотно обращались к философскому наследию суфизма. Они, отождествляя главу суфийской духовной иерархий (кутб) со «скрытым» имамом, считали Ибн Араби и других известных суфиев своими учителями»[2]. Целью суфизма является воспитание «совершенного человека» (инсан камиль), который был свободен от мирской суеты и сумел возвыситься над негативными качествами своей природы. Суфизм вдохновлял своих последователей, раскрывал в них глубинные качества души и сыграл большую роль в развитии эстетики, этики, литературы и искусства. По мнению суфиев, путь совершенствования духовного мира каждого человека был показан на примере жизни пророка Мухаммада и выражен в 21 аяте суры Аль-Ахзаб. В переводе известного современного исследователя и переводчика Корана Валерии Михайловны Пороховой этот аят звучит следующим образом: «Был вам в посланнике Аллаха Пример хороший тем, Кто возложил свои надежды на Аллаха и на Последний День (Его Суда) и в поминании Аллаха проводит долгие часы. csjjvj

IJJa jiJLsjf '

Ниже приведены основные особенности суффийских братств:

  • 1. Полное подчинение главе таркиата как наследнику «божественной благодати» (барака) и вилая.
  • 2. Развитая организационная система, в основе которой заложен принцип иерархического подчинения.
  • 3. Два типа последователей: полноправные и ассоциированные члены;
  • 4. Эзотерический принцип инициации и посвящения.
  • 5. Наличие внутреннего устава в соблюдении физических, аскетических и психологических упражнений и приемов.
  • 6. Особое значение коллективного зикра и его ритуала.
  • 7. Наличие в тарикате культа, связанного с могилами «святых» (авлия).

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Что такое «авраамические реллигии»? Как можно охарактеризовать данный термин?
  • 2. На какие основные периоды развития делится история иудаизма?
  • 3. Что такое «Ветхозаветная Церковь» и почему есть мнение о том, что иудаизм — это более поздний вариант Единобожия?
  • 4. Назовите семь основных принципов религиозного и этнокультурного развития цивилизации, которые принимают иудаизм как религиознофилософское учение.
  • 5. Расскажите об основных направлениях внутри иудаизма.
  • 6. Кто такие «караимы и крымчаки» и в чем их вероучение расходится с ортодоксальным иудаизмом?
  • 7. Как иудаизм влиял на христианство в раннехристианский период?
  • 8. Что такое «Храм» в религиозной традиции иудеев?
  • 9. Какие основные архаические черты и традиции можно встретить в иудаизме?
  • 10. Как происходило развитие Христианства в первые века нашей эры?
  • 11. Назовите основные догматические основы христианского вероучения?
  • 12. Что такое «арианский, несторианский, монофизитский и монофилитский расколы» в христианской церкви?
  • 13. Что такое «христианская античность»?
  • 14. Какие основные черты искусства этого периода можно назвать?
  • 15. Что такое «Ислам» как монотеистическая религия?
  • 16. Назовите основные направления внутри ислама?
  • 17. Что такое «пять столпов веры» в исламе?
  • 18. Что такое «адат» и «шариат»?
  • 19. Назовите восемь основных запретов исламской религии, которые должен соблюдать любой правоверный мусульманин.
  • 20. Что такое «ваххабизм, салафиизм и джадизизм» в исламской традиции?
  • 21. В чем состоят четыре принципа ваххабизма?
  • 22. Что такое «суфизм» и каковы его семь основных особенностей?

  • [1] Эрнст К. Суфизм — мистический ислам. М.: Эксмо, 2012. С. 14.
  • [2] Эрнст К. Суфизм — мистический ислам. М.: Эксмо, 2012. С. 17.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >