Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ИСЛАМ КАК МИРОВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ДОКТРИНА

В период Средневековья арабо-мусульманская исламская цивилизация охватывала огромные территории от современной Индии и Средней Азии до Испании. Изначально арабская цивилизация развивалась в оазисах, где возникали крупные торговые центры. Поэтому и социальная структура арабского населения была двоякой. Часть арабских племен рано перешли к оседлому образу жизни и занимались торговлей и земледелием, а часть — вели кочевой образ жизни. В доисламский период религия Аравии была языческой, фактически каждое племя верило в своего бога- покровителя. Советский и российский дипломат-арабист Алексей Борисович Подцероб отмечает что многие арабские и берберские племена Северной Африки до сих пор очень слабо исламизированы. Например, туареги — одна из берберских народностей Алжира и Ливии, согласно арабским источникам 14 раз отступали от ислама. У туарегов не было мечетей и имамов. Вместо мечетей туареги молятся в выложенных камнями овальных кругах. Формально многие из них приписаны к различным суфийским орденам, но не понимают смысла суфийских обрядов. Коран часто используется ими в качестве амулета. Сохраняются многие доисламские обычаи, например, культ священных барабанов-тоболов, значительно распространены анимистические верования, вера в различных духов, которые населяют окружающий мир. Духи — имуден, населяют водные источники, гельты — обитают в деревьях. В эпоху Византийской Империи многие арабские и берберские племена принимали христианство. До сих пор в Иордании, Израиле, на Синайском полуострове существуют арабские христианские племена. Примерно 55% населения современного Ливана является христианами, в Ливане довольно много старых арабских эмирских аристократических фамилий, которые являются христианами. В Византийское время существовало даже буферное арабское христианское государство Гасанидов — царство Джабийя, которое существовало с 463 по 584 годы и затем снова было восстановлено императорами с 629 по 636 г.

Таким образом возникновение Ислама как религии единобожия на арабском востоке не случайно. Знания об иудаизме, христианстве, зороастризме привнесены были в Мекку из Южной Аравии благодаря контактам мекканских купцов со странами Среднего и Ближнего Востока. Новая религия возникает в силу ряда исторических, культурных и экономических причин, которые обусловили политические изменения в жизни народов Аравийского полуострова. Постепенно происходил процесс становления государственности у прежде кочевых арабских племен внутренней Аравии. В VI в. н.э. Мекка становится новым центром торговли на полуострове. Это положило начало социальному неравенству между простыми людьми, торговцами и шейхами — старейшинами отдельных племен. Возникло противоречие внутри традиционной для арабов системе ценностей которая опиралась на принцип социального равенства. Именно в этот момент Мухаммед начинает свою религиозную проповедь. В то время часть племен Южной Аравии исповедовала иудаизм, часть христианство в несторианской и монофизитской формах, часть оставалась языческой и поклонялась камням, деревьям и водным источникам обожествляя озера немногочисленных оазисов аравийской пустыни, но часть арабов в то время относила себя к такому вероучению, как ханифизм. В Аравии ханифами называли людей, которые отвергали многобожие и призывали поклоняться Рахману — Единому Богу. Вероучение ха- нифов — это смесь христианства и иудаизма, адаптированная к представлениям кочевых и полукочевых племен. Как отмечает А.Ю. Григоренко «...имеются данные, что некоторые ханифы использовали слово Аллах (Ал-Эл — общесемитский корень, который обозначает Бог) для выражения понятия Бога...». Таким образом ханифизм можно считать неким прообразом ислама.

В исламе есть разделение пророческого и посланнического служения. Посланники — это провозвестники Божьей Воли в отношении мира и человечества, пророки несут конкретную весть. Например, пророками были в истории человечества Ной (Нух), Иоанн Креститель (Йахйа), Авраам (Ибрахим), Иосиф (Юсуф). Есть и мусульманские пророки Худ и Салих, которые не имеют отношения к библейской традиции. Универсальное Божественное Откровение, по учению ислама, несут в мир посланники. Это откровение сохранено в Священных Писаниях. Всего посланников трое — Моисей, Иисус Христос и Мухаммед. Таким образом когда говорят, что Иса (Иисус) в мусульманском предании пророк Божий, это не совсем правильно.

Возникновение нового учения связывается с именем Мухаммеда (Магомета), который был исторической личностью. В эпоху СССР это подвергалось сомнениям. Самое раннее (сохранившееся в отрывках) жизнеописание Мухаммеда — Ибн Исхака (ум. 768) написано спустя 120 лет после смерти основателя ислама. Самое древнейшее из целиком дошедших до нас — «Жизнеописание» Ибн Хишама (ум. 834) — написано спустя почти 200 лет. Все это время среди мусульман существовало устное предание в виде небольших рассказов-хадисов, восходящих (или возводимых) к тому или иному сподвижнику Мухаммеда. Но и первый дошедший до нас письменный сборник хадисов — аль-Бухари (ум. 870) — составлен не раньше середины IX в. Известный исследователь Ислама фон Грюнебаум отмечает, что: «традиционно приписываемый Мухаммеду год рождения — 570-й — невозможно подтвердить...»[1]. Однако традиционная мусульманская историография считает, что Мухаммед родился в Мекке в 570 г. н.э. и происходил из рода хашимитов племени курейшитов. Рано осиротев, Мухаммед первоначально воспитывался своим дедом Абд-уль-Мут-Талибом, а затем своим дядей — братом отца Абу- Талибом. Сперва Мухаммед был пастухом, потом стал караван-баши (сопровождающим караваны). В 24 г. он нанялся на работу к своей родственнице Хадидже, которая к тому времени овдовела, и вскоре женился на ней. Молодой человек, став богатым, оставил торговлю и стал заниматься духовным самосовершенствованием. Около 610 г. н.э. его стали посещать видения, и он стал слышать слова, которые призывали его начать проповедь Единого Бога среди соплеменников. Надо отметить, что Мухаммед как человек благочестивый и, видимо, знакомый с христианскими представлениями о злых духах, сперва считал, что это некое прельщение. Однако позднее он перестал сомневаться и убедился в том, что он избран Богом на пророческое служение. Согласно исламскому преданию, откровения ему сообщал Архангел Гавриил, который заставлял его читать во Имя Господа и боролся с ним при этом. Это предание широко известно на Востоке. В основе проповеди Мухаммеда лежит принцип имана — это теория (религиозно-философское учение о единобожии, об истинности ислама и учение о догматах) и принцип религиозной практики — дин, т.е. это совокупность культов, обрядов, традиций, которые приняты в исламской традиции. По сути, он отстаивал традиционные арабские ценности, настаивал на объединении всех арабских племен в едином государстве. Вместе с тем Мухаммед выступал с позиции сохранения некоторых ценностей, которые были характерны для родоплеменного строя. Среди них — равенство, взаимопомощь, братство, справедливость. В итоге он нашел поддержку среди бедных слоев мекканского общества и рабов. В Мекке, однако, Мухаммед не встретил поддержки, так как светские правители — шейхи и религиозные лидеры, шерифы, испугались проповеди Мухаммеда. В 622 г. н.э. Мухаммед и немногие его сторонники приняли решение переехать в город Ясриб (Медину), где в то время была большая иудейская община, поэтому население было более восприимчиво к проповеди единобожия. При втором праведном халифе Омаре этот год (по- арабски хиджра) был провозглашен началом новой эры. Именно в Медине была построена первая в истории ислама мечеть. Интересно что эта мечеть была своей киблой направлена к священному городу всех монотеистических религий, к Иерусалиму (рис. 92).

Мечеть Аль- Набави (мечеть Пророка), Медина, Саудовская Аравия

Рис. 92. Мечеть Аль- Набави (мечеть Пророка), Медина, Саудовская Аравия

В Медине Мухаммед провел остаток своей жизни и получил свои основные откровения. В течение 23 лет до 632 г. н.э. (год смерти Мухаммеда) ему было открыто около 114 глав Корана (суры Корана). В мусульманской среде распространено мнение, что еще при жизни пророка Коран был зафиксирован как в устной, так и в письменной форме. По учению ислама Коран — Священная Книга, в его основе лежит текст, который записан по-арабски. Записан он на особой доске, которая находится на небесах в чертогах Аллаха. Поэтому все более ранние Откровения берут свое начало от этого источника. Именно поэтому Коран есть непосредственное Слово Божье, которое Архангел Гавриил диктовал Мухаммеду, а он воспроизводил это Слово своим последователям. Именно поэтому сакральным, священным языком ислама является арабский. Отметим, что с середины XIX столетия набирают силу различные направления реформированного ислама, который, прежде всего, выступает за реформу богослужебного языка. Так, в Османской Империи под влиянием партии младотурков Богослужения в мечетях, проповеди в мечетях, обучения в мактабах стали вестись на турецком языке. Подобная тенденция наблюдалась и в Российской Империи среди татарской интеллигенции и части мусульманского духовенства, но в данном случае языком служения признавался татарский и крымско-татарский. Ислам можно назвать религией рационализма. Ислам иррационален и абстрактен, так как Бог в исламе единственный, непостижимый, и эта его абстрактная всеобщность, и его предвечное существование делает Его похожим на Бога Ветхого Завета. В этом проявляется Его иррациональность, она же влечет за собой и неопределенность Его внешнего облика. Поэтому любое изображение Бога воспринимается как покушение на религию. Изображения людей и животных с точки зрения мусульманина могут напоминать процессы творения. Он доступен только Богу, так как Бог есть Творец всего сущего. Именно поэтому Ислам запрещает изображения всех живых существ, что очень сильно повлияло на искусство мусульманского Востока.

С течением времени, когда ислам распространил свое влияние в Средней Азии, Индии и странах Индо-Китая, он во многом воспринял культурные традиции покоренных народов, и следствием этого являются многочисленные примеры изображений животных и людей, которые мы видим в архитектурных постройках, таких как изразцовые пояса сельджукских мечетей с изображениями ангелов, книжные миниатюры с изображениями из жизни Пророка, изразцовые изображения райских птиц (медресе Надир — Диван беги в Бухаре) и барсов, тигров на медресе Шир-Дор в Самарканде, каменные изваяния львов в знаменитом дворе львов во дворце Альгамбра в Испанской Гранаде (С^> рис. 71, 72, 72.1); (рис. 93).

Мусульмане, как и христиане, веруют в бессмертие души, рай, ад, всеобщее Воскресение из мертвых и в Судный день. Человек был создан из глины по образу Божию, и после того, как «...Аллах вдул в него от духа Своего (Коран 32,8), человек родился и ожил. Таким образом, душа чело-

Двор Львов — дворец Альгамбра в Гранаде (Испания)

Рис. 93. Двор Львов — дворец Альгамбра в Гранаде (Испания)

века божественна и бессмертна, а тело — это временная оболочка. Как и христиане, мусульмане веруют что пребывание на этой земле — лишь период подготовки к переходу в Царствие Небесное. Конец Света в Исламе — это не Апокалипсис и не Судный День. Они разделяют эти два понятия. Так Апокалипсис — это некий всемирный катаклизм, который Бог ниспошлет на людей в неизведанный момент. Когда это наступит, не знает никто, даже Ангелы Божии, но только сам Аллах. Концом же света мусульмане называют время неверия, когда наступит резкое отречение мусульман от своей веры, когда Даджаль (Антихрист) станет глумиться над людьми Писания и над мусульманами. Интересно, что в Священном Предании Русской Православной Церкви есть свидетельства некоторых святых подвижников о наступлении подобного периода. Об этом, в частности, писал в 1959 г. Архиепископ Чикагский и Детройский Серафим (Леонид Григорьевич Иванов). Об этом же писал и Святитель Феофан, архиепископ Полтавский и Переяславский (Василий Дмитриевич Быстров) (рис. 94, 95).

У мусульман есть особое предание о Мессии. Согласно ему, Даджаль (Антихрист) будет править сорок дней. Затем он будет свергнут Махди — Мессией, который будет последним преемником пророка Мухаммеда. В некоторых исламских сектах образ Махди соотносится с Иисусом Христом. И только после того как Махди установит на Земле всеобщий мир, после Даджаля придет Иисус судить Мир и человечество. Некоторые радикальные исламские секты утверждают, что Иисус будет срывать кресты с христианских церквей, но ничего подобного в канонических текстах и в исламском предании мы не встречаем. В столице Сирии — Дамаске в архитектурном комплексе мечети Омейядов есть даже Минарет Спасителя. «Юго-восточный минарет носит имя пророка Исы (Иисуса). Согласно поверью, именно по нему накануне Страшного Суда с небес на землю сойдет Иисус Христос. Руки Пророка, облаченного в белые одежды, будут лежать на крыльях двух ангелов, а волосы будут казаться влажными, даже если их не коснулась вода. Вот почему на

Серафим (Иванов)

Рис. 94. Серафим (Иванов)

Архиепископ Чикагский и Детройский землю под минаретом, куда должна ступить нога Искупителя, имам мечети каждый день стелет новый ковер»[2].

Феофан (Быстров). Архиепископ Полтавский и Переяславский

Рис. 95. Феофан (Быстров). Архиепископ Полтавский и Переяславский

Интересно, что по представлениям мусульман Иисус будет править на Земле и наступит Царство Божье, но только на сорок лет. Только потом наступит Судный День. В этом можно видеть отголоски средневековых христианских учений о Тысячелетнем Царстве Божьем. В исламской традиции даны подробные описания рая и ада. Ад называется Джаннахам, и он состоит из семи кругов, или семи частей. Мусульманский рай представляется в Коране как сад с молочными реками и кисельными берегами, который наполнен гуриями и всяческими удовольствиями.

Над раем на восьмом Небе расположен престол Аллаха, от которого исходит неизреченный Свет.

Исследователи ислама считают, что такие представления созданы фантазией кочевников арабов, которые жили в условиях аравийской пустыни и страдали от недостатка воды и зелени. Современные мусульманские богословы считают, что райские наслаждения надо воспринимать не буквально, а трактовать их аллегорически. Еще одним важным догматом Ислама является учение о предопределении. Все учение Ислама пронизано фатализмом. Считается, что все в мире зависит от воли Аллаха. Поэтому критики Ислама говорят о том, что в этой религии отсутствует представление о свободной воле человека, так как каждому предназначена своя судьба.

  • [1] Грюнебаум Г.Э.фон. Классический ислам. М., 1988. С. 28.
  • [2] Низовский А.Ю. Мечеть Омейядов в Дамаске // Величайшие храмы мира: энциклопедический словарь. М.: Вече, 2006. 576 с.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>