Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

ХРИСТИАНСКАЯ АНТИЧНОСТЬ

Эпоху христианской античности часто отождествляют с немецким термином «Speterantikum», который появился благодаря немецкому историку и социологу Максу Веберу. Само понятие «поздняя античность» — это завершающий этап античной цивилизации, период средиземноморской и (также, но в меньшей степени) мировой истории, обычно ограничиваемый III—VI вв. н. э. Распад и падение Западной Римской империи в 476 г. и Великое переселение народов (обычно описываемых как «варварские») с окраин континента положили условный конец периоду поздней Античности, но не уничтожили его богатого наследия, к которому относится в первую очередь распространение и упрочнение позиций христианства, но также запечатление памяти (в многочисленных письменных источниках) об Античности эпохи ее расцвета. За периодом поздней Античности последовали Средние века, точнее раннее Средневековье.

Известный ученый, швейцарский культуролог Якоб Буркхардт употреблял похожий термин «spatantike Zeit» уже в 1853 г. (в книге «Век Константина Великого»). С начала 1970-х гг. в Великобритании (Питер Браун) поздняя Античность (Постклассический мир) стала пониматься как самостоятельная историческая эпоха (в широких хронологических рамках с III по середину VII в.; в узких — IV-VI вв.), характеризующаяся сложным взаимодействием и переплетением старого и нового, а не просто как финал Античности и генезис* Средневековья. На смену идее катастрофичности и падения Рима и рождения Средневековья пришла концепция медленного и сложного переформатирования и сосуществования самых разных, зачастую разнонаправленных элементов.

Точные границы поздней Античности определить невозможно. Нижней границей обычно считается вступление на престол римского императора Диоклетиана (284 г.), установившего политический режим неограниченной личной власти — доминат. Верхнюю границу в западной части империи традиционно связывают с окончанием правления Ромула Августа (476 г.), с вторжением готов Теодориха или с приходом лангобардов в Италию (568 г.). Верхнюю границу поздней Античности в восточной части империи условно проводят или в год смерти Юстиниана (565 г.), но чаще связывают с переворотом Фоки в 602 г. или с арабским вторжением в Византию в 30-х гг. VII в.

Границы поздней Античности варьируются в конкретном геополитическом контексте отдельно взятой страны, народа или региона. Античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже, чем в западной части, где ее уклад разрушили вторгнувшиеся германцы. Тем не менее античное культурное наследие довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и науке большинства современных романских народов, а от них передалось и другим народам, проникшим в страны Средиземноморья позднее (южные славяне, арабы, турки, берберы, евреи). Периоду поздней Античности предшествовали золотой век Античности (I в. до н.э. — I в. н. э), эпоха многобожия, расцвета классической греко-римской культуры и литературы. Но в I в. н. э. ранние христиане уже начали свою деятельность на востоке империи, за 20-30 лет апостольской проповеди проникнув в Рим, Африку и другие провинции востока и запада. В период поздней Античности христианство стало государственной религией империи (в конце IV в. в результате ряда указов императора Феодосия Великого). Кроме того, во времена поздней Античности внутри самой империи началось постепенное смещение центра культурной и экономической жизни из Средиземноморья в северо-западную часть — Римскую Галлию и Прирейнские области (Германия). Позднеантичная Галлия стала ведущим регионом Западной империи как в экономической, так и в культурной сферах. Многие элементы классической греко-римской античности (имперская государственность, военная организация, право, города, муниципальное самоуправление, обычаи повседневной жизни, литература, школы и т.д.) довольно долго и хорошо сохранялись в малоазиатском ядре Восточной Римской (Византийской) империи, особенно в Константинополе и других крупных малоазиатских городах (Никея, Смирна, Никомедия), крупных островах Эгейского моря, городах Сирии, Египта. В бывших владениях Западной Римской империи античная культура поддерживалась по всем латиноязычным регионам, но особенно хорошо сохранилась в Южной Италии и Равенне, благодаря деятельности Византийской империи, когда император Юстиниан попытался восстановить власть империи и античные порядки, в том числе рабство, в западной части бывшей империи в VI в., временно отвоевав большую часть ее прежних владений на Западе. Хотя рабство сохранялось и в средние века, на смену рабам уже во времена поздней Римской империи пришли полузависимые колоны. В повседневной жизни жителей больших городов Востока (Константинополь, Александрия, Антиохия, Газа, Верит, Афины и др.), несмотря на завершение христианизации, продолжали в значительной мере сохраняться античные быт и нравы, особенно в сфере частной жизни (культ предков и сохранение домашних алтарей, свадебные обряды с шумными пирами и шествиями; пережитки античных праздников — Брумалии, Розалии, Бриты; театральные представления, профессиональная проституция). Можно отметить существование определенного двоеверия в этот период. От этой эпохи сохранилось огромное количество письменных источников сравнительно с эпохой классической Античности. Большинство из них (исключая христианские богословские сочинения) не имеет современного полного научного комментированного перевода на русский язык (Сальвиан, Хорикий Газский, Корипп, Авит, Сидоний Аполлинарий, Иоанн Малала, Козьма Инди- коплов, Седулий, Эннодий, Роман Сладкопевец, Георгий Писида, При- сциан, Харисий, Иоанн Лид, Гесихий, Иоанн Газский, Прокопий Газский,

Эней Газский, Симмах, Фульгенций Мифограф, Стобей и др.). Парадоксально, что некоторые из этих текстов имели древнерусский перевод и читались в Древней Руси.

Важно отметить, что, несмотря на политическое разделение Запада и Востока, между ними сохранялось общее культурное пространство, хотя и немного нарушенное тем, что с конца VII в. греческий язык, ранее бывший только языком Церкви, стал на Востоке государственным. Общее культурное пространство было сначала двуязычным греко-латинским, затем расширившимся за счет коптской, сирийской, армянской, готской словесности. Сохранялось также ощущение политической общности.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>