Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Несторианство

Несторианством называют одно из восточно-христианских направлений, отделившихся от Единой Христовой Церкви. Традиционно его возникновение приписывается архиепископу Константинопольскому Несторию (428-431 гг. н.э.). Считается, что именно он является автором одной из трех литургий восточно-сирийского обряда. На III Вселенском соборе 431 г. его учение было осуждено. Заметим, что многие современные религиоведы считают, что Несторий не был автором нового учения, а повторял полностью христологические учения Фёдора Мопсу- етского, Диодора Тарсийского и Евагрия Понтийского. Однако именно именем Нестория называется до сих пор это учение. В основе этого нового учения лежит мысль о том, что в Иисусе Христе признаются две природы — Божественная и человеческая, но человеческая природа превалирует над божественной. Доктринально оформлена в учении Антиохийской богословской школы, в противовес миафизитским интерпретациям учения Александрийской богословской школы, которые считаются единственно верными миафизитами. Диофизитство как христологическая концепция нашло воплощение в различных доктринах несторианства, исповедуемого Ассирийской церковью Востока. «Несторианство, по мнению В.М. Лурье, опровергаемому богословами Ассирийской церкви Востока и Древней Ассирийской церкви Востока, исповедует не только две природы, но и два субъекта этих природ во Христе: человека Иисуса и Божественный Логос, Второе Лицо Пресвятой Троицы»[1] (

Главный богословский принцип несторианства состоит в том, что оно признает полную симметрию богочеловечества Христа: в едином богочеловеческом лице Христа с момента зачатия неслитно соединены две кномы (реализации природ, ипостаси — неверный перевод и две природы — Бога и человека). Воля в несторианстве, в отличие от халкидонс- кого Православия и Католицизма, считается свойством лица, а не природы, и не свойством ипостаси, как в учении других древневосточных церквей. Поэтому в Несторианстве признается одна богочеловеческая воля Христа, сложная, состоящая из двух согласных между собой воль — Божественной и человеческой. В то же время, как и в «халкидонских» церквах, различаются действия во Христе — одни действия Христа (рождение от Марии, страдания, смерть на кресте) несторианство относит к его человечеству, другие (творение чудес) — к Божеству. Несторианство было достаточно рациональным учением, привлекательным для многих жителей Ближнего Востока и Аравии. Неслучайно несторианство фактически является национальной церковью целого народа — ассирийцев и в настоящее время Ассирийская Церковь Востока является древнейшим из сохранившихся несторианских направлений христианства. После осуж101

дения в 431 г. н.э. несторианство стало активно распространяться вне пределов Восточно-Римской империи, особенно в тех странах, которые соперничали с Византией. Так, несторианство стало активно распространяться в Сасанидском Иране, и часть шахиншахов Ирана, будучи зоорас - трийцами, поддерживали именно христиан — несториан в противовес православным, которых часто считали агентами Византии и активно преследовали. Как отмечает Г.Ф. Турчанинов, «Усилиями миссионеров несторианство было широко распространено среди иранских, тюркских и монгольских народов Центральной Азии, Великой степи и Кавказа, в том числе, осетин...»[2]. Л. Н. Гумилёв писал о том, что «...христианство в его несторианском виде исповедовалось такими народами, как китайцы, хорезмийцы, согдийцы, тюркюты, хазары, половцы, каракитаи, кереиты, меркиты, найманы, уйгуры, карлуки, кыргызы»[3] (рис. 85).

Несторианский собор в Китае (АР Внутренняя Монголия)

Рис. 85. Несторианский собор в Китае (АР Внутренняя Монголия)

Известно, что первые императоры китайской династии Тан Тай-цзун и Гао-цзун покровительствовали христианам-несторианам. В 781 г. н.э. в столице Танского Китая Сиане была установлена знаменитая нестори- анская стела, которая должна была свидетельствовать об успехах миссионерской проповеди. Стела была обнаружена во время строительных работ в Сиане и выкопана из земли в 1625-1626 гг. Позднее католические миссионеры — иезуиты использовали этот монумент как символ древнего бытования христианства в Китае (рис. 86).

В 628 г. несторианский патриарх Ишо-Яб II д’Гуэдал получил от пророка Мухаммеда охранную грамоту для своей церкви, которая в эпоху Арабского халифата достигла наивысшего расцвета, поскольку во всех завоеванных халифатом странах жители должны были оставить языческие верования и принять одну из авраамических конфессий; обычно они предпочитали уже известное им несторианство. То же происходило и в соседних с халифатом странах, которые принимали несторианство, в том числе для того, чтобы мусульмане не объявляли им священную войну. Несмотря на то что после 831 г. н.э. несторианство стало исчезать

Несторианская стелла из г. Сиань (эпоха династии Тан)

Рис. 86. Несторианская стелла из г. Сиань (эпоха династии Тан)

в тех странах где распространялся ислам оно еще пользовалось большим влиянием у многих народов. Известно, что несторианские миссионеры достигали Индии, Тибета и Монголии. В Государстве Хулагидов христианство в его несторианской и монофизитской формах исповедовалось довольно широко. Сведений о том, что сам основатель Государства ильхан Хулагу был христианином, мы не имеем, но его симпатии к христианам, по крайней мере к некоторым, очевидны: несторианами были старшая жена Хулагу Докуз-хатун и лучший полководец Китбуга. В 1256-1260 гг. состоялся знаменитый Ближневосточный поход монголов, который многими авторами, Г.

В. Вернадским, Л. Н. Гумилёвым, Р. Груссе, именуется «желтым крестовым походом», в ходе которого соединенное войско захватило Багдад в 1258 г. и в итоге был разрушен Багдадский халифат Аббасидов.

В этом походе принимали участие многие христианские соединения, в том числе и русские воины. Особую роль в этом походе сыграли армянские войска киликийского армянского царя Хетума I. Таким образом, можно отметить что в период раннего и высокого Средневековья несто- рианство исповедовалось значительной частью христианского населения как Средней Азии, так и Ближнего Востока.

Интересно, что, несмотря на то, что православные и несториане не имели юридического и богословского общения, можно говорить о том, что евхаристическое общение поддерживалось до конца XIV столетия. Об этом свидетельствует тот факт, что некоторые половецкие княжны, которые выходили замуж за сыновей русских князей, будучи несторианками, принимались в православие без обычного таинства миропомазания. В частности, можно привести пример того как сын Великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича Ярослав

Хетум 1(1213-1270 гг.). Царь Киликийской Армении с 1226 по 1270 гг

Рис. 86.1. Хетум 1(1213-1270 гг.). Царь Киликийской Армении с 1226 по 1270 гг.

Всеволодович (будущий отец Св. Благ. Князя Александра Невского) в 1205 г. женился на дочери половецкого хана Юрия Кончаковича, а за сто лет до этого в 1107 г. князь Юрий Владимирович (Юрий Долгорукий), сын Владимира Мономаха женился на дочери половецкого хана Аепы. Об этом в частности упоминает знаменитый арабский путешественник Мухаммад ибн Абдуллах ибн Мухаммад ат-Танджи, известный как ибн — Баттута, в своей книге «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий».

Если же суммировать учение несториан, можно сказать, что одно из самых важных отличий их от православного христианства состоит в том, «...что, по их мнению, человеческая и божественная природы во Христе разделены, и поэтому крестные страдания Христа не затрагивают Его божественную природу. Таким образом, единая личность Христа распадалась, и поэтому Марию нельзя именовать Богородицей, поскольку Бога родить невозможно...», поэтому ее можно именовать только «Христородицей»[4]. В 1552 г. часть ближневосточных несториан заключила унию с католиками, в результате чего появилась Халдейская католическая церковь, которая существует и поныне. В настоящее время несто- рианами являются приверженцы двух церквей: Ассирийской церкви Востока и Древней Ассирийской церкви Востока (С^ рис. 64.1).

  • [1] MeyendorffJ. Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968.
  • [2] Турчанинов Г.Ф. Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка.Ирон, 1990.
  • [3] Соловьев К.А. Религиоведение. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 146.
  • [4] Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение: учебник для бакалавров. М.: Юрайт,2013. С. 344.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>