Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Развитие христианства в первые века нашей эры

Император франков Карл Великий

Рис. 82. Император франков Карл Великий

На Западе до сих пор можно встретить стойкое убеждение в том, что Россия приняла христианство от греков, а Запад — от латинской ветви этой религии, и поэтому «русская церковь отсталая и фанатичная». Иногда подобную позицию можно встретить в среде нашей постсоветской интеллигенции. Однако данные разговоры не имеют ничего общего с историей развития этой религии и с историей ее принятия. Во-первых, сам термин «Церковь» в богословии понимается не только как здание храма, но и как форма организации христианской веры. Во-вторых, Церковь до раскола 1054 г. была единым организмом, и термин «ортодоксия» — православие был общим термином для всех христиан. Первый король франков Хлодвиг был в 496 г. н.э. крещен православным епископом Парижа Ремигием. Все короли династии Меровингов могут считаться православными государями. Император франков Карл Великий также может считаться православным царем (рис. 82). Англия до 1066 г. — года норманнского нашествия оставалась православным государством. В эпоху иконоборчества, когда Константинопольский патриархат впал в это еретическое учение, за Православие боролись многие Римские Папы. Впервые этот термин появляется в документах Иерусалимского (апостольского) собора 49 г. н.э. (по другим источникам — 51 г.), когда Церковь осудила первую в истории христианства ересь еввионитов (иудо-христиан) и впервые термин «православный» — правильно исповедующий веру в Иисуса Христа — был отражен в документах собора. Термин христианство — христиане впервые упоминаются в письмах одного приверженца нового учения из Антиохии, которые он около 37 г. н.э. адресовал своему другу. Сначала это слово использовалось язычниками Антиохии как насмешливое прозвище, но затем христиане приняли его и стали употреблять как самоназвание. Апостол Пётр призвал верующих, которые злоупотребляли, «впредь не делать этого, потому что вы христиане. Гордитесь безупречным статусом, отраженным в этом имени!» (1-е послание Петра 4:16). Первое употребление термина вне Библии принадлежит врагу христиан, римскому историку Тациту, воспитателю Нерона, который отметил, что император обвинил «христиан» в Большом пожаре Рима в 64 г. н.э. Одним из сильных противников христианства долгое время оставался гностицим. Бог гностиков — абсолютен и совершенен, поэтому он является абсолютным Творцом. Мир, который христиане считают творением Бога, по мнению гностиков, есть мир зла, который управляется демонами, поэтому мир не может быть сотворенным Богом, а «демиургом», который олицетворяет всемирное зло. Еще одним серьезным противником христианства в первые века новой эры был митраизм — культ бога Митры. С точки зрения традиционного зороастризма митраизм был ересью так как Митра почитался митраистами как Абсолютный Бог, который обещает праведникам посмертное блаженство после Страшного суда. В основе митраист- ского культа лежали дуалистические представления о борьбе доброго и злого начала. Несмотря на это и несмотря на преследования, которым подвергалось христианство в Римской империи, оно быстро распространялось. Первоначально это происходило на Востоке среди греков, иудеев, арабов и римских легионеров. Евангелия были написаны помимо арамейского и на греческом языке. Важной особенностью христианства было то, что оно не делало различия между людьми разных национальностей. Апостол Павел писал: «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни не обрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Послание к Колоссянам, гл. 3, ст. 10, 11). Кстати, это явилось важной вехой в истории Церкви, так как против этого выступали еввиониты (иудо-христиане), поэтому слова Апостола Павла были важным средством православной проповеди среди приверженцев этого учения и важным элементом осуждения этой ереси в 49-51 гг. н.э. Раннехристианские общины не знали догматики и культа, не имели специальных мест для совершения Богослужения, не знали таинств и икон. Однако это продолжалось не так долго. Например, в Риме в эпоху Нерона уже известны места проведения собраний христиан в катакомбах на кладбище в Остиане, император Септимий Север (11 апреля 146 г. —

Римский император Септимий Север (11 апреля 146 г. — 4 февраля 211 г.)

Рис. 83. Римский император Септимий Север (11 апреля 146 г. — 4 февраля 211 г.)

4 февраля 211 г.), который отличался своеобразным религиозным инфантилизмом, имел в своей молельне изваяния не только всех богов Римской державы, но и изображения Богоматери и Иисуса Христа (рис. 83). Римские катакомбы конца I — начала II вв. н.э. уже были украшены примитивной живописью на сюжеты земной жизни Богоматери, Спасителя и тех мучеников которые были погребены в них. Именно в этот период появляется традиция служить литургию на мощах святых мучеников (

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>