Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Личность Иисуса Христа

В дореволюционной литературе и в современной зарубежной литературе также существовал и существует различный подход к изучению личности основателя христианства. В итоге образовались две школы — мифологическая и историческая. Представители мифологической школы считают до сих пор, что Евангелия не содержат реальной исторической основы, и поэтому наука не может располагать достоверными данными об Иисусе как о исторической личности. Вторые — сторонники исторической школы считают Иисуса Христа реальной исторической личностью. В настоящее время в распоряжении исторической науки имеется ряд источников, которые говорят нам о реальности Христа как исторической личности. Например, отрывок о Христе в «Древностях» Иосифа Флавия, который считался позднейшей вставкой, признается подлинным. Это связано с тем, что в 1971 г. в Египте был найден текст «Древностей», который был выполнен египетским епископом Ананией в X в. н.э. Этот текст является точным списком более древнего текста, и именно благодаря этому стало понятно, что фрагмент об Иисусе не является позднейшей вставкой. Флавий описывает деяния известного ему проповедника Иисуса, однако совершаемые Им чудеса Флавий описывает не как факт, а как один из рассказов о Нем. «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нем и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени»[1]. Религиовед и историк И.С. Свенцицкая в послесловии к русскому переводу книги 3. Косидовского отметила наряду с ее достоинствами, также и то, что автор проходит мимо существенного открытия, сделанного в 1971 г. — публикации арабского перевода Свидетельства Флавия. По мнению Свен- цицкой, арабский текст может быть переводом подлинных слов Иосифа Флавия. «Текст Агапия заставляет пересмотреть оценку, данную Коси- довским свидетельству Флавия как законченной фальшивке, — пишет она, — ...он свидетельствует... о том, что Иосиф Флавий слышал об Иисусе и его мессианстве»[2]. Но наиболее интересным литературным источником об Иисусе можно считать Письма Адины ко своему отцу. Сведения о личности Иисуса Христа мы также можем найти в сочинениях Тацита.

  • [1] Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга XVIII 3.3 — Иисус Христос в документахистории: сост. Б.Г. Деревенский. — СПб.: Алетейя, 2007. С. 54-57.
  • [2] Косидовский Зенон. Библейские сказания. М., 1975. 456 с.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>