Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Христианская Церковь и история ее развития

Христианство возникло в Палестине около I в. н.э. Рубеж I в. до н.э. и I в. н.э. был очень тяжелым временем для народа Палестины, который в 63 г. до н.э. потерял свою политическую независимость. Еврейское население, пережившее вавилонское пленение, македонское и персидское владычество с 140 г. до н.э. получило на короткое время политическую независимость. С этого года независимым Иудейским царством правили цари — первосвященники тасманийской (Маккавейской династии). Однако эта независимость продолжалась недолго. После того как Гней Помпей в 63 г. до н.э. ввел в Иудею римские войска, страна была включена в провинцию Сирия и стала частью Римского государства. В 6 г. н.э. Самария и Иудея были лишены последних остатков государственной самостоятельности. Эти события были восприняты населением как трагедия. В народе стали быстро распространяться эсхатологические настроения. Эти настроения поддерживались двумя религиозно-националистическими группировками — фарисеями (отделенные) и хасидеями (правоверными). Первые выступали за чистоту иудаизма, против контактов с иностранцами и за показательное, внешнее исполнение религиозных обрядов и традиций. Часто это обстоятельство приводило к тому, что фарисеев обвиняли в ханженстве. Хасидеи, будучи религиозно-политическим течением эпохи Второго храма, наоборот, выступали за осмысленное изучение веры. В центре идеологии хасидеев стояло изучение Торы, искоренение идолопоклонства в Эрец-Исраэль и укрепление еврейского культового ритуала. С наибольшей полнотой воззрения хасидеев отражены в ранних пластах II книги Маккавеев. Ряд исследователей относит возникновение движения хасидеев к III в. (или даже IV в.) до н.э.; согласно другому мнению, движение возникло незадолго до первых его упоминаний в источниках. Хасидеи впервые упоминаются в период гонений Антиоха IV Эпифана (175-164 гг. до н.э.), когда они присоединились к Маккавеям в их борьбе против Селевкидской Сирии. Хасидеи встали в центре восстания Маккавеев и заняли бескомпромиссную позицию по отношению к элли- низаторской политике Антиоха. Хасидеи подвергались пыткам и казням за отказ нарушить субботу и другие еврейские религиозные законы. Вместе с тем, согласно I Макк. 2:41, хасидеи выступили за мир с сирийцами, когда те гарантировали евреям полную свободу вероисповедания, и перестали сотрудничать с Маккавеями, боровшимися за политическую независимость от Селевкидской Сирии. Помимо этих религиозных течений, все сильнее распространялось в Иудее и Самарии учение ессеев.

Именно их многие историки и богословы считают прямыми предшественниками христиан. Первоначальные сведения о них находятся у Филона Иудейского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего. Во времена первых двух названных историков ессеев было около 4 тыс. Рассеянные в Иудее, они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев, и, как думают новейшие ученые, составляли ту национальную партию в еврействе, которая боролась с другой, более могущественной партией — эллинистов. Затем, как отмечает Филон, почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей, потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, ессеи удалились на северо-запад от Мертвого моря и, составив там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками даже в Иерусалимском храме, образовали собой строго замкнутый орден, жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в свое сообщество и других — после трехлетнего испытания. Одной из значительных колоний ессеев была кумранская колония. Благодаря найденным в 1947 г. документам этой общины историческая наука имеет наиболее подробные свидетельства о земной жизни Христа, которого ессеи именовали «учителем справедливости». Общины ессеев были построены по определенному иерархическому принципу. В центре поселения жили рабби — учителя, которые, как правило, давали обеты безбрачия и руководили всей жизнью общины. Затем шли посвященные, которые сами могли выбирать, давать ли обеты служения Богу, или помимо этого могли создавать семьи. И наконец, основу общины составляли адепты — обычные люди которые могли создавать семьи и жить обычной жизнью собираясь в субботу на религиозные собрания в синагоги. Можно видеть в этой иерархичности некий элемент церковной иерархии, воспринятой Христианской Церковью, а в обетах безбрачия, которые могли давать посвященные и рабби, — некоторую аналогию с монашескими обетами. Предпосылки возникновения христианства кроются также в системном кризисе позднеантичной цивилизации, когда духовный вакуум в стране заполнялся либо откровенным безбожием и светским рационализм, либо различными мистическими религиозными сектами (митра- измом, поклонение Изиде), либо различными философскими системами, которые сами по себе являлись основой новых религиозных учений. Особенно заметно влияние таких философских школ, как неоплатонизм Филона Александрийского (25 г. до н.э. — 50 г. н.э.) и нравственное учение о Логосе стоика Луция Аннея Сенеки (4 г. до н.э. — 65 г. до н.э.), на развитие христианской религии и философии. Учение Сенеки о достижении свободы духа через осознание Божественной необходимости близко к христианству, а учение Филона об изначальной греховности людей и необходимости покаяния созвучно христианским представлениям. В частности, Сенека является автором так называемого золотого правила морали, которое заключается в том, что «...обходись со стоящими ниже тебя так, как ты был хотел, чтобы с тобою обходились стоящие выше». Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12)».

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>