Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

История религии и культурное развитие древних кельтов

В отличие от германской языческой традиции кельтская традиция сильнее романизирована, и сами кельты — более романизированный народ Европы, нежели германские племена. Существовало множество кельтских племен — галлы, белги, бритты и гэллы. До нашего времени, помимо ирландцев и бретонцев, кельтскими народами можно считать мэнксов — жителей островов Мэн, Джерси и Гернси, гэллов горной Шотландии, кимрийцев и корнийцев — валлийцев Уэльса и Корнуолла, а также валлонов, которые в Валлонском Брабанте и в Арденнах именуют себя белгами. Кельты захватывали огромные пространства в центральной и южной Европе. В 280 г. д. н.э. кельтские племена разрушили святилище бога Апполона в Дельфах. Однако германские и славянские племена теснили и ассимилировали кельтов. Так, этническая группа западноукраинского населения — верховинцы, согласно этнографическим исследованиям, имеет очень сильные кельтские этнические влияния. К середине I в. н.э. относительную независимость сохраняли лишь кельты Ирландии, которую римляне знали под именем Гибернии. Еще в III в. н.э. там сохранялся родоплеменной строй. На остальной территории расселения кельтских племен в Европе происходил активный процесс расслоения общества и возникали элементы примитивного военно-феодального строя.

Основу кельтского общества составляли родоплеменные общины — туаты, которые объединялись в племенные союзы — протогосударства во главе с военными вождями — танами. К началу III в. н.э. подобных союзов было около пяти. В этот же период один из военных вождей Кармак объединил все племенные союзы кельтов и положил начало основанию государства на территории Ирландии. В Малой Азии кельты были известны под именем галатов, где часть их ассимилировалась и осела. В некоторых странах кельты смешивались с местным населением, как, например, в Испании и на юге Франции. Так возникли уникальные культуры кельтиберов в Испании и лигуров во Франции. В 390 г. до н.э. кельты совершили свой знаменитый набег на Рим. Известный исследователь кельтской культуры Юбер считал, что «...роль кельтов в античной Европе сравнима с ролью ирландских монахов, которые в раннее Средневековье вернули Европу к греческой и римской философии»63.

Вне всякого сомнения, можно говорить о том, что в Европе именно у кельтов к началу третьего века нашей эры уже начинает складываться более высокая феодальная организация общества, нежели римская рабовладельческая. В этот период органы представительной власти у кельтов — магистраты, по-кельтски vergobretten (вергобретты) начинают приобретать реальную политическую власть в кельтских поселениях. Из записок Юлия Цезаря известны названия богатых кельтских городов — Аварика, Тула, Алезия, Бибракте. В Римской Империи кельты довольно быстро романизировались, и некоторые исследователи кельтской культуры считали, что именно кельты познакомили народы Европы с греческой культурой. Известный исследователь кельтской культуры М.Б. Щукин высказывает мнение о том, что в начале своего исторического пути, в V в. до нашей эры, «...кельты стояли на той же ступени развития, что и римляне. У них были общие источники культурного влияния — греки и этруски»64.

Как правило, кельтскую цивилизацию обычно соотносят с двумя крупными археологическими культурами железного века (VIII — V вв. до н.э.). Одна из них гальштадская (г. Гальштадт в Австрии), вторая — латенская (приблизительно V-I вв. до н.э.), получившая свое название от стоянки Ла Тен близ Швейцарского озера Невшатель (cf^> рис. 49).

  • 63 Hubert Н. Les Celts et 1 expansion celtigue jusgu а Г epocue de la Tene. Paris. 1950. P. 58.
  • 64 Соловьев К.А. Религиоведение: учеб, пособие. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 65.

В культуре и искусстве древних кельтов ничего нет от эстетики и гармонии античного искусства. Кельтская культура и искусство проникнуты особым религиозным мистицизмом. Именно это роднит кельтов и германцев. По мнению известного античного автора Гекатия Абдерского, «...кельты — это гиперборейцы, а их историческая родина, легендарная страна, Русея, лежащая на севере у великого океана...»[1]. В сочинении другого античного автора, Гекатия Милетского, эта страна именуется Рипея. Известный античный географ, астроном и исследователь Пифей организовал экспедицию по поиску легендарной прародины кельтов, добравшись до Шотландии, узнал от своих информаторов-кельтов, что «...прародина их народа остров Ultra Thule — крайняя Тула, лежащий на севере в стране Русее, и на этом острове находится одноименный город»[2]. Если говорить о прародине кельтов, то идея их северного происхождения может быть подтверждена на основании лингвистических данных. В современном научном мире господствует теория родства кельтских и германских племен. Действительно, многие германские города носят кельтские наименования. В Баварии — это Kerten, Karnberg, Carrodunum, в Вюртемберге — Wiirttemberg, Virodunum, в Гессене — Borrat и Trans. Многие наименования рек также имеют кельтское происхождение, Дунай — Dana (быстрый), Рейн — Rian (море). Русское слово «река» также происходит от кельтского rian — море. Известный исследователь кельтской культуры Г. Бендер считал, «что колыбелью кельтского народа можно считать область между реками Неманом и Вислой...»[3]. Многие ученые середины 30-х гг. XX в., такие как De Vries и Theist, считали, что существует несомненная общность славян, германцев и кельтов, выраженная в общности культуры, религии, искусства, бытовой культуры и этнологии. Например, Theist считал, что светловолосые индусы и персы своим генетическим типом показывают нам историческое происхождение всех индогерманских народов — славян, кельтов, германцев, и это свидетельствует о несомненном индогерманском вливании в европейские нации.

  • [1] Соловьев К.А. Языческая религия древних кельтов // Сборник научных трудов МГХПУим. С. Г. Строганова. Вып. 2. М., 2001. С. 144.
  • [2] Страбон. География: пер. Г.А. Стратоновского; под ред. С. Л. Утченко. М., 1964. 943 с.
  • [3] Соловьев К.А. Религиоведение: учеб, пособие. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 66.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>