РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН, БАЛТОВ, ГЕРМАНЦЕВ И КЕЛЬТОВ

Религия древних германцев

Европейская историческая наука XIX — середины XX столетий считала языческую религию древних германцев высшей формой языческого религиозного сознания. Известный немецкий исследователь древнего германского мира фон Зибек в своей работе «Erloschungsreligion» пишет о религии древних германцев как о религии спасения — подготовительной ступени к принятию Христа и Христианства.

Согласно современным археологическим данным, ясторфская археологическая культура* соотносится с германской этнической и языковой общностью, а это позволяет нам считать, что германские племена начали активно заселять Европу в I тысячелетии до. н.э. Источники по древнегерманской истории достаточно скудны, поздние римские и греческие источники фрагментары, однако в скандинавской и северогерманской религиозной традиции сохранилось довольно много письменных источников, по которым можно изучать языческую религию древних германцев. Наиболее интересными и полными являются такие эпические сочинения, как «Старшая Эдда» и ее прозаическая вариация «Младшая Эдда», которая была написана исландским историком Снорри Стурлусоном в начале XIII столетия. Помимо этого, древнегерманская космогоническая модель достаточно полно изложена в трех поэмах: «Речи Высокого», «Речи Гримнира» и «Прорицание Вёльвы».

До середины I в. до н.э. римляне имели довольно скудные сведения о германцах и их религиозных верованиях. Наиболее подробно об истории и религии германцев писали такие историки, как Тацит в произведениях «Анналы» и «История», Плиний Старший в своей «Естественной истории» и Страбон в своей «Географии». Однако наиболее достоверно история и религия древних германцев описана у Корнелия Тацита в его сочинении «Germania» и в знаменитых «Записках о Галльской войне» Юлия Цезаря. Из этих сочинений мы знаем, что их религия запрещала вендетту (кровную месть) и рабство. Правда, этот запрет легко обходился тем, что существовало так называемое общинное рабство, по которому рабами могли считаться преступники или военнопленные.

По описанию, оставленному Юлием Цезарем, религиозные верования древних тевтонов и херусков (германцев) были весьма примитивными. Прежде всего, у германцев существовали серьезные пережитки тотемных верований, а также пережитки анимизма, когда обожествлялись силы природы, которые наделялись духовными сущностями. Так, германцы поклонялись огню, воде, луне, солнцу. Наиболее известными божествами германцев являлись Водан, Донар, Циу, Идис (рис. 53). Бодана считали верховным божеством — творцом мира и всего сущего.

Германский бог Водан

Рис. 53. Германский бог Водан

(Вотан — Один)

Донар — бог грома и молний, Циу — бог войны. Интересно, что религиозная традиция германцев запрещала им изображать богов в человеческом образе и в образе иных живых существ.

Таким образом, их религиозное сознание было в большей степени анимистическим, нежели персонифицированным. Религиозная традиция древних германцев утверждала, что все германские племена произошли от единого предка — легендарного героя — полубога и сына бога Туискона Манна. До сих пор в немецком языке сохраняется слово der Mann — человек, муж, мужчина.

Жречество у древних германцев не составляло отдельного замкнутого сословия. Часто жреческие функции выполняли старейшины родов либо отцы семейств. Однако жрецы владели письменностью, тайным письмом — рунами и имели исключительное право толковать небесные знамения, посылаемые богами. Древнегерманские божества — это боги природы. Это отмечал Юлий Цезарь, который описал ритуал поклонения германцев их верховным богам. Благодаря Цезарю мы знаем, что религия германцев, как и язычество этрусков, имело понятие о Троичности Божества, и существовал пантеон троицы богов, которые в народном сознании взаимно дополняли друг друга. Это Sol — Солнце, Vulkanus — Вулкан и богиня Luna — Луна. Сохраняется в представлении древних германцев и культ обожествления моря, и существует множество морских божеств. Об этом мы можем найти свидетельства в древнеанглийском эпосе Беовульф. Но германцы видели в своих богах, прежде всего, богов — покровителей рода или племени. Например, такие германские племена, как ингевоны, герминоны и инстевоны почитали своих племенных богов и полубогов — героев (эпонимов). Хаты почитали римского бога Меркурия, и до сих пор у католиков Гессена сохранилось особое почитание Святого Мученика Меркурия, и некоторые обряды языческого культа существуют и поныне. Например, факельное шествие после вечерней службы Святому напоминает нам о языческих радениях древних хаттов. Племена гермундуров почитали также римского бога Марса, у древних швабов даже существовал культ Изиды, однако при этом германское язычество практически не знало человеческих жертвоприношений. Однако существовал как бы общегерманский культ Всеобщего Властителя Мира (Regnatus omnia dei), которому древние германцы приносили свои кровавые жертвы. Каждое германское племя имело своего бога — прародителя, от которого вело свое происхождение. Поскольку у большинства германских племен был очень сильно распространен принцип богоизбранности своего народа, он основывался на том основании, что все германцы есть потомки богов. Например, до сих пор жители Восточной Франконии (область Свободного Государства Баварии) называют себя циувари — дети бога Циу. Похожие представления мы находим у древнего германского народа фризов, которые живут в провинции Фрисландия (Нидерланды) и в автономном округе Ostfriesland (Восточная Фрисландия — ФРГ, федеральная земля Нижняя Саксония). Древние фризы поклонялись своему главному богу Фосету (богу Света — Световиту — богу полабских и поморских славян) и в честь него ежегодно устраивался интересный турнир, который носил название «Элфстеден- тохт» (рис. 54). Турнир представлял собой марафон встречи света и солнца. Устраивался он зимой, когда можно было по льду бежать на специальных приспособлениях, похожих на современные коньки, по всем рекам и каналам Фрисландии, затем по замерзавшему проливу Северного моря на остров Гельголанд — Святилище Фосета. Этот марафон сохранился под тем же названием в современных Нидерландах. Еще в первом веке нашей эры этот обычай фризов описал Плиний, который отмечал: «...несчастный германский народ фризов, живущий в стране,

Традиционный голландский конькобежный турнир «Элфстедентохт»

Рис. 54. Традиционный голландский конькобежный турнир «Элфстедентохт»

о которой, никто не знает, земля ли это или океан приносит, таким образом, бескровную жертву своему богу...»62. В довольно редких случаях мы можем говорить, что германские божества носили ярко выраженный этнический характер, являясь покровителями не всех германцев как зарождавшейся нации, а только отдельных племен. Например, бог Тор — является покровителем норвегов и Норвегии, а бог Фрейр — покровитель свевов и Швеции (рис. 55, 56).

Очень интересны также исследования об этическом характере древнегерманского культа. В немецких исследованиях о древнегерманском язычестве часто можно встретить подразделение древних богов на две куль Соловьев К.А. Религиоведение: учеб, пособие. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 59.

турно-исторические и этические группы.

Бог Top

Рис. 55. Бог Top

К первой группе относятся так называемые кроткие боги — ванны, а ко второй жестокие божества — асы. Асы — в основном прямые потомки и родственники Одина, составляют большинство древнегерманских богов.

В «Младшей Эдде» можно встретить 12 важнейших божеств. Один, Тор, Ньёрд (бог богатства и плодородия), Тюр (бог победы),

Бог Фрейр — покровитель Швеции

Рис. 56. Бог Фрейр — покровитель Швеции

Браги (бог поэзии), Хёд (бог зимы), Видар (бог молчания), Вали (бог мщения), Улль (бог — покровитель стрелков, воинов и лыжников), Локи, Форсети (бог — покровитель тинга — народного собрания) и Хеймдалль (бог — страж моста, соединяющего Мидгард и Асгард). Особенно красноречив образ бога огня — Локи. С одной стороны, Локи — отрицательное божество — сын великана, который задался целью погубить весь мир.

С другой стороны, это германский бог — демиург и культурный герой, покровитель воинов, борцов и героев. Ваны — это группа немногочисленных богов, которые связаны с плодородием и воспроизводством. К их числу относятся Нертус (бог плодородия),

Фрейр (бог лета и урожая), Фрейя (богиня любви и красоты) и злая колдунья Гулльвейг.

Изначально ваны и асы воевали друг с другом, но впоследствии заключили перемирие. В этом предании можно видеть противостояние старых автохтонных племенных божеств с новыми божествами более высокого родового строя. Аналогом этого мифа можно считать знаменитый греческий миф о борьбе титанов и бога Хро- носа с богами-олимпийцами и сыном Хроноса — богом Зевсом. Как уже отмечалось, германские божества практически лишены личностных черт. Только Тор, Локки и Один имеют в сознании германцев сложившиеся личностные черты. К этой троице богов еще примыкает бог Бальдер, который в сознании древних германцев именуется «любимцем богов». Однако германское предание доносит до нас лишь факт того, что Бальдер существует, но с чем он ассоциируется или за что отвечает в древнегерманском языческом пантеоне, мы не имеем сведений. В древнегерманской религии и мифологии существовало две модели мироздания: горизонтальная и вертикальная. И в этом она очень похожа на древнеславянскую языческую традицию. В начале мира существовала Гинунгагат (мировая бездна), внутри которой находилась на севере ледяная земля — мир смерти Нифльхейм, а на юге — огненная страна — Муспелльхейм. В центре этой огненной земли находится исток всех земных рек — Хвер- гельмир (кипящий котел). Север темного мира смерти представлял собой огромное ледяное поле и замерзшую реку Эливагар, вода которой была ядовитой. Из этой воды, а точнее подтаявшего инея и льда, появился первый человек — великан Имир — существо двуполой природы. Из пота его левой подмышки родились мужчина и женщина, а одна его нога родила сына от другой ноги, и так зародился род «вышедших из инея германских великанов-полубогов». Германская эсхатология хорошо известна и изложена подробно в мифе «Рагнарёк» — гибель богов, судьба богов.

У древних германцев, как это уже отмечалось выше, часто можно сталкиваться с отождествлением богов. Например, Вотан (Один) часто отождествляется с римским богом Меркурием. Впервые сведения об этом можно найти в «Анналах» Тацита. В южной Германии это божество практически неизвестно, но интересно, что у лангобардов он именуется «высшим богом Неба». Более поздней формой этого божества у германцев является Асгард — божество индогерманского (индоиранского) происхождения. Он известен как «верховный бог — всеобщий отец, управляющий всеми делами мира. Тор — божество норвежцев также был хорошо знаком остальным германцам под именем Доннара. В древнегерманской мифологии рядом с богами стоят и богини, олицетворяющие женское начало. Однако эти божества очень мало индивидуализируемы. Все эти божества у германцев считались различными проявлениями одной единой богини, которую называли Grosse terre mater или Deorum materum hibernesium — Великая богиня мать. В этом можно видеть явное проявление древнего земледельческого культа Рода и Рожаницы, который был характерен как для германских, так и для кельтско-славянских форм раннего язычества. Правда, иногда мы встречаем индивидуальные черты в облике некоторых древнегерманских богинь. Так, Гель (Хельга) — богиня подземного мира, Фрейя (Фригга), супруга Вотана — богиня неба и воздуха. До середины XX в. дожил обычай украшать весной алтари богини земли Негаленнии. В земле Гессен этот обычай дожил до сих пор в некоторых общинах. От ее культа сохранились алтари и рунические надписи магического характера в районе нижнего Рейна.

Древнегерманское язычество исторически делится на два самостоятельных пантеона: пантеон верховных богов и пантеон божеств «низшей мифологии». К последним, прежде всего, относятся духи гор, воды и деревьев. Божества леса подземного мира, эльфы, карлики, оборотни и привидения. Эти божества являлись пережитком, видимо, более древнего культа, который существовал у древних германцев еще в раннюю родовую эпоху. В тот период времени у германцев существовала вера в переселение души, и души умерших имели свои места обитания (горы мертвых) и могли воплощаться в различных образах, например, в мышах. Таким образом, мы видим в этих верованиях явные пережитки зооморфизма — поклонения священным животным. По вере германцев душа (fulgia) есть постоянный спутник человека. Таким образом, в этом культе народной веры можно видеть также и элемент анимистического сознания. Особое «германское достояние» составляет так называемая дикая охота лесного царя — толпа мертвецов, разъезжающая по воздуху. Интересно, что этот образ практически идентичен западнославянским языческим преданиям о «дикой охоте короля Стаха». Германцы ее считали свитой бога Вотана (Одина). Великаны (Ente) и эльфы (Wiehte) древнегерманской мифологии очень похожи на титанов — древних богов греческого языческого пантеона, но в германской языческой традиции эти божества не являются божествами более раннего культа и не противопоставляются таким богам, как Доннар или Вотан. Наоборот, в сознании германцев эти божества не менее значимы. Их роль в космогонической системе германцев не менее важна. Согласно древнегерманским преданиям великаны — первые существа. Мир образовался из тела первого великана Имира. Таким образом, можно считать, что современное нам слово «мир», скорее всего, древнего индогерманского происхождения и обозначало начало всего сущего.

Согласно вертикальной германской модели мироздания в центре мира возвышается мировое древо — ясень Иггдрасиль, под которым ежедневно собирается совет богов. Кроме того, под деревом находится источник судьбы Урд, у которого обитают три норны — богини судьбы Урд (судьба), Скульд (долг) и Верданди (становление). Они прядут нити человеческих судеб. Второй корень священного древа находится в стране великанов и под ним есть источник мудрости — Мимир. Великаны являются советниками Вотана. В то же время соперничают и враждуют с Доннаром (Тором). Но в древнегерманском языческом сознании великаны — образец грубой мужской силы. В отличие от них карлики и эльфы — древние германские духи — божества природы. Они обладают многими тайнами и таинственными дарами. Именно они сделали волшебный молот Тора. К подобным божествам можно отнести и скандинавских троллей, культ которых существует до сих пор. В Норвегии считается традицией, вернувшись домой из долгого путешествия или приехав в загородный дом, предварительно звонить по телефону или в дверь, так как считается что в отсутствии хозяев тролли, особенно в сельской местности, живут в домах. Часто на улицах норвежских городов и даже в столице страны Осло можно встретить небольшие островки деревьев, кочки, покрытые мхом небольшие холмы, которые никто не пытается заасфальтировать. Считается, что это места обитания троллей. В Швеции и северной Германии существуют алтари эльфов и карликов, которым приносят жертвы за больных. Эти жертвы имеют специальное наименование — alfablot, и в этом особом культе можно еще видеть проявление народного языческого религиозного сознания. Эльфы, карлики и тролли германской мифологии — это особые духи, хранители домашнего очага, они находятся в тесной связи с природой и также могут отвечать за другие домашние дела, и тогда именуются heimechen — домовые. Известный германский историк и исследователь религии Гримм подразделял всех эльфов и карликов на три группы: светлые (liosalfar), серые (dockalfar), черные (svartalfar); последние суть карлики, охраняющие подземные сокровища. По этой классификации Гримма есть еще несколько типов духов: земляные человечки (erdmannchen), тролли (trollen), ведьмы (truden) и домашние эльфы — кобольды (kobolde), или по-иному шумные духи (poltergeist). Некоторые из них, по древней германской традиции, имеют личные имена: Оберон, Лаурин, Пилвиц, Рюбецаль. Они могут быть любезны и даже помогать людям, в то же время могут быть и опасны для людей. Таким образом, эти поверья являются важным элементом древней германской языческой традиции, отчасти дожившей до нашего времени. Многие германские предания, поверья, сказки говорят нам о том, что карлики, тролли и эльфы сами боятся людей, бегут от них в горы или в недра земли. Видимо, мы можем видеть в этом сознание того, что с принятием Христианства царство эльфов и троллей должно закончиться. Это говорит о том, что их культ никуда не исчезал и существовал параллельно с христианизацией германцев. Необходимо также заметить о языческих верованиях древних тевтонов — народа, давшего Германии ее современное название. Тевтоны особо почитали бога Тора и воздвигали в его честь величественные святилища. На месте одного из них в районе Пассау архитектор Лео фон Кленце возвел монумент Победы «Вальхалла» (рис. 57), ((fl5 рис. 48).

Германский архитектор Лео фон Кленце

Рис. 57. Германский архитектор Лео фон Кленце

Он было отреставрирован в 1935 г. и использовался нацистами как своеобразное «национальное святилище германской нации». Нацисты использовали это языческое капище как место военно-спортивной подготовки своих молодежных организаций. Поэтому можно говорить, что нацистская идея — это даже не идеология, а именно языческая организация, которая ставила своей целью уничтожение не просто инакомыслия, но и инаковерия. Поэтому нацизм можно считать тоталитарной сектой. До наших дней сохранилась священная роща Тора, которая имеет статус историко-археологического заповедника Свободного государства Баварии. Тевтоны, в отличие от иных германских племен, почитали Тора как бога мужества, силы и войны. В его честь весной и осенью устраивались так называемые военно-спортивные смотры. Подобные смотры устраивались и славянами и дожили практически до Петровских времен, когда основа старой русской армии, дворянское ополчение, обязано было являться в марте и в октябре на так называемые верстания. Дворянин должен был являться на смотр конно, людно и оружно. Почему это сохранялось в германо-славянской традиции?

Тевтонский анклав в Баварии испытывал в I—III вв. н.э. военное и культурное давление племени баваров и был вынужден защищаться. Этим и объясняется такое почитание Тора у тевтонов как бога войны и грубой мужской физической силы. До настоящего времени национальные спортивные игры местных жителей, которые сохраняют старое имя тойшен (тевтоны), напоминают нам ритуальные языческие игрища, посвященные Тору. Например, метание огромного камня в каменный столп или врытый деревянный шест должно напоминать нам о борьбе бога Тора с великанами, когда он метал в них молнии из своего магического молота.

Многое в изучении германского язычества еще ждет своего критического анализа. Недостаточно известна прародина индогерманских племен, что дает большое преимущество псевдоисторикам, которые пытаются придать научный характер различным мифам. До сих пор трудно различить, какие элементы индогерманского язычества принадлежат арийским племенам, а какие семитским... и, есть ли вообще такое историческое соседство. Так, известный немецкий историк Alexander von Ridberg считал, что почитание древними германцами бога Варуна (Ураноса) было ими взято из древнего Вавилона, так как культ этого божества имеет много элементов вавилоно-семитских обрядов и ритуалов, а почитание такого божества, как Гаома — убийцу бога Вритры (германское наименование Митры), несет элемент уже индоперсидского периода. В то же время мы не можем говорить о том, что древнегерманское язычество заимствовало многое из семитических культов. Это будет не совсем верно. Изучение религии древнего Египта, Ассирии и Вавилона показывает, что древние семитические культы часто обращали свои взоры к абсолютной зависимости человека перед волей богов, и попытки отдельных правителей реформировать религию (реформы фараонов Ахтоя II и Энхатона в Древнем Египте) наталкивались на упорное сопротивление жреческого сословия. Индогерманцы, напротив, остановились в своем языческом развитии на процессе внутренней мировой жизни, и у них никогда не существовало разграничения между божественным и человеческим. Мы можем в этом убедиться при историческом исследовании иных языческих религиозных систем таких индогерманских народов, как персы, славяне, древние римляне, аланы, сарматы. По схеме известного историка фон Тиле именно религии этих народов являются классическими примерами развитого политеизма, если говорить не об истории, а о философии религии. Помимо богов, у древних германцев сохранялись и сильные анимистические верования. Кроме эльфов, карликов, шумных духов, троллей, гномов, у германцев почитались альвы — духи плодородия; валькирии — девы смерти; священные животные, что нам говорит о сильных пережитках зооморфизма, — вороны, козлы; цверги — лилипуты; великаны — хримтусы и ётуны; оборотни — вервольфы. Помимо этого, в германском язычестве существовало довольно много тайных мужских и женских культов, которые были основаны на тайных союзах — своего рода общественных организациях того времени. Происходило это вследствие разложения у германцев родоплеменного строя и разложения матриархата. Наиболее известным тайным мужским союзом у германцев были бер- серки — наряженные медведями. Существовали у германцев и более древние культы и инициации. Можно говорить о разнообразных формах гадания, жертвоприношения и шаманских практик. В отличие от балт- ских, славянских и кельтских жрецов — кривейло, вейделоттов, волхвов, друидов, германцы не имели жреческих каст и корпораций. Коллективные моления совершались либо в полях, либо в священных рощах, посвященных тем или иным богам. Во время молений приносились жертвы — человеческие только при похоронных обрядах. Берсерки также приносили человеческие жертвы, особенно побежденных во время борцовских состязаний и военных игр, а также взятых в плен врагов во время войн. Германцы, погибшие во время войны в сражении, отправлялись на погребальной колеснице в Вальхаллу. Особенно это было распространено у германцев Скандинавии, свевов, данов, норвегов. До сих пор в норвежском королевском музее викингов на острове Бюгдой в г. Осло хранится погребальная колесница викингов, которая по каким-то причинам не была использована на погребальном костре (С^ рис. 48.1). Индивидуальные обряды — требы и родовые (семейные) моления совершались часто в рамках рода — семьи, и жрецом выступал отец — глава клана, семьи. Функции племенного жреца (верховного жреца) были возложены на военного вождя конунга. Именно поэтому у древних германцев довольно рано произошло обожествление верховной власти конунга. Он воспринимался как наместник богов — человек, которому боги сообщают свою волю в отношении данного племенного союза. С IV в. нашей эры начинает происходить постепенная христианизация германцев, их языческий культ начинает уходить в прошлое, однако возникает интересный феномен религиозного синкретизма — взаимосвязи христианских и языческих воззрений. Вплоть до первой половины XX в., а в отдельных регионах и до сего дня бытовали и бытуют различные элементы древнегерманской языческой религии.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >