Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Римский религиозный обряд

Римский религиозный обряд нес в себе отображение древнейших стадий римского религиозного развития. Например, ряд древних религиозных запретов мы можем отнести к древнейшим табу. Так, во время служения богу леса Сильвану в священные рощи не допускались женщины,

Монограмма Иисуса Христа как символ эпохи Христианской античности

Рис. 51. Монограмма Иисуса Христа как символ эпохи Христианской античности

а во время служения Bona Dea — доброй богини, наоборот, не допускались мужчины. Многие жрецы также имели определенные запреты. Например, фламин Юпитера не мог носить кольца и пояса, а также не мог смотреть на войско. Девы-весталки не могли выходить замуж, и нарушение этого обета каралось смертью. В римском культе большую роль играли молитвы, жертвоприношения и особые магические ритуалы. В то же время существовало потребительское отношение к богам. Богу приносилась жертва, а Он должен был выполнить просимое. Интересна в этом смысле старая римская легенда о том, как царь Нума Помпилий спорил с Юпитером. Юпитер требовал: ты принесешь мне в жертву голову царь. Прекрасно, говорит Нума, я вырву сейчас на огороде головку чеснока и Ты получишь свою жертву. Нет, я думаю о чем-то человеческом, говорит Юпитер. Хорошо, мы принесем тебе в жертву человеческие волосы или женские косы, Юпитер! Да нет царь, мне нужна живая жертва. Хорошо, мы можем прибавить к жертве маленькую живую рыбку. Юпитер засмеялся и согласился на подобную жертву. В этой легенде как раз отражена эпоха, когда человеческие жертвоприношения уходили в прошлое, и им на смену приходила практика молитв, ритуалов и магических действий. Римская молитва была лишена как экстаза, так и восхищения перед богами. Для римлян это являлось superstitio — суеверием. К богам нужно было соблюдать верность и pietas — пиетет (благочестие). Главное в ней это строгое выполнение обрядов и норм поклонения, соблюдение всяческих запретов. Поэтому она была лишена определенных этических норм. Религия как бы привязывала человека к его Отечеству, к его предкам, к его семье. Именно поэтому в I в. н.э. многие римские философы и писатели выводили слово religio из глагола religare, что означало привязывать, связывать.

Отметим, что в римской религии большое значение придавалось обрядам очищения — люстрациям (лат. Lustratio — очищение). Например, после смерти близкого человека в семье могли провести обряд символического очищения. «Фамилию следовало очистить и для этого приносили жертву Церере»[1]. Со времени царя Нумы Помпилия в Риме стали возникать жреческие коллегии. Старая традиция, когда функции жреца выполнял pater — отец семейства, ушла в прошлое. Каждая коллегия имела свои обязанности. Главной считалась коллегия понтификов — pontifices. Это было наиболее авторитетное собрание жрецов. В составе этой коллегии было от 5 до 15 человек. Обычно понтифики следили за составлением календаря и утверждали праздничные дни. Глава коллегии — pontifex maximus мог выполнять функции верховного жреца Рима и обладал определенными полицейскими функциями. Существовала также коллегия фециалов (fetiales), которая выполняла функции военного духовенства. Астрологические толкования небесных явлений и сил природы поручались коллегии авгуров (augures), и особым пиететом у римлян пользовалась коллегия весталок (virgo vestalis) — жриц богини Весты. В Риме продолжали существовать старые жреческие объединения лу- перков и салиев, которые были связаны с почитаниями древних земледельческих культов. Например, во время празднования луперкалий — ритуальных мистерий в честь бога Фавна его служители луперки, переодетые в волчьи шкуры, бегали за женщинами, которые не могли забеременеть, и стегали их специальными ремнями, сделанными из волчьих шкур и хвостов. Считалось, что это дает возможность забеременеть. Жреческое сословие занимало всегда в римском обществе особое и почитаемое положение. Однако в силу того что римское общество и государство очень рано стали переходить к гражданским понятиям общественной жизни, жречество никогда не становилось замкнутым сословием, как, например, в Вавилоне или Ассирии. Более того, можно говорить о том, что именно в Риме жрец впервые стал превращаться в государственного служащего. Жречество было составной частью римского общества. Коллегии учреждались, и их деятельность регулировалась, государственной властью. Поэтому человек, получивший звание жреца, был обязан также выполнять и свои гражданские обязанности. Это говорит нам об определенной открытости римской религии и в тоже время об особой ритуалистичности этого культа. Приоритет культа делал римскую религию открытой к новым богам и новым подданным и гражданам Империи, а человек, даже выполнявший жреческие функции, мог пользоваться всеми гражданскими правами, и в то же время он мог открыто проповедовать свои религиозные и гражданские взгляды. Необходимо также отметить, что важную роль в римском религиозном обряде играл римский портрет. Римский портрет многое унаследовал от этрусских изображений, и в частности, от религиозных изображений, которые присутствовали в Этрурии на стенах храмов. Известно, что практически впервые римские портретные изображения находились на стенах Пантеона. Кстати, в области религиозной архитектуры римляне также многое заимствовали именно у этрусков. В частности, конструкции Пантеона являлись продолжением этрусского зодчества. Постепенно сходившиеся внутри сооружения ряды каменных балок или кирпичей породили так называемый ложный купол* (рис. 52).

Купол Пантеона (Рим)

Рис. 52. Купол Пантеона (Рим)

Он применялся еще в критский и микенский периоды, но только в Этрурии стали возводить стены из так называемых клиновидных балок, что породило купол в собственном смысле слова. В Риме этот этрусский образец порождает новую архитектурную форму — свободно держащийся свод, который переходит в купол. Купол символически отражал идею Рима о Pax Romana (Римском мире). Купол — это небесный свод, который венчает и объединяет всю вселенную, и в этом смысле купол — символ космоса. В таком случае можно говорить о том, что Пантеон как храм, будучи вместилищем, всех богов Римского государства и перекрытый куполом, должен был олицетворять имперское единство народов и наций, населяющих Римскую державу. Недаром Марк Кокцей Нерва — римский император с 18 сентября 96 г. по 27 января 98 г., основатель династии Антонинов, писал: «Империя — это мир, в котором соединяются различные религиозные, социальные, политические и экономические системы...»61. Если говорить о римской религии, то выше уже было отмечено, что римская религия имела много заимствований от греков и этрусков, но можно говорить о том, что основные религиозные культы складывались на Апе- нинском полуострове, но атрибутика и функции, которые выполняли божества, заимствовались у греков и этрусков. В ранних формах римской религии, прежде всего, поражает схематичность и бедность мифологических форм и образов. Религия не имела потребности в живых образах богов. Она не была антропоморфна*. Например, Веста — богиня домашнего очага, очень почитаемая в Риме, долгое время ассоциировалась со священным огнем, бог войны Марс — отождествлялся с копьем. Лишь когда в Риме укрепилось этрусское, а позднее греческое влияние римские боги стали обретать человеческий облик. Им были найдены греческие эквиваленты: Зевс — Юпитер, Афродита — Венера, Дионис — Бахус. Несмотря на то что греческая мифология обогатила римскую религию, она не затронула ее глубинных основ. Для римлянина, как и прежде, важна была не философская сущность религиозного культа, но детальная и скрупулезная его регламентация.

61

Соловьев К.А. Религиоведение: учеб, пособие. М.: ИНФРА-М, 2016. 369 с.

  • [1] Наговицын А.Е. Мифология и религия этрусков. Ч. II. Боги этрусского пантеона. М.,2000. 496 с.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>