Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

Римская империя уникальное государство древнего мира. Уникальность его в том, что это первая в истории мира страна, кроме Древнего Египта, которую можно назвать цивилизацией. Pax Romana — Римский Мир, это термин, который нам показывает, что Рим себя позиционировал не просто как региональное государство и не только как мировую империю. Рим осознавал себя страной — цивилизацией. Именно поэтому Рим создал и оригинальную религию, которая была связана не с конкретным индивидуумом, а с сообществом римских граждан. Именно поэтому, зародившись в I тысячелетии до н.э., она длительное время оставалась жизнеспособной. Еще в конце III в. н.э. римская религия и ее ценности были востребованы, а христианство во многом вобрало в себя ее интеллектуальные традиции.

Религия Рима прошла в своем развитии несколько этапов и представлена несколькими формами. Можно назвать следующие ее этапы: VIII — VI в. до н.э. — этрусский или царский период. Второй этап: VI-I вв. до н.э. — период Республики. Третий этап: I век до н.э. — V век н.э. — период Империи.

В древнейший период римское общество исповедовало примитивные анимистические формы религии с элементами как греческих, так и этрусских религиозных традиций. С начала II тысячелетия до н.э. на Апеннинском полуострове происходили серьезные демографические и этнические процессы. Образовалось несколько этнокультурных сообществ — умбры, латины, сикамбры, оски. Одновременно на этой же территории проживают народы, которые в настоящее время носят название автохтонных (коренных). Среди них можно отметить венетов, иллирийцев, ахейских греков, кельтов, этрусков. С VI в. до н.э. и до 509 г. до н.э. этрусская царская династия Тарквиниев правит Римом. Это повлияло и на развитие римской религии. Например, считается, что именно этруски познакомили римлян с культовой архитектурой, так как до этого римляне приносили жертвы богам на открытых алтарях — триклиниумах или в священных рощах. Можно говорить также о том, что древнеримская религия формируется на основе синойкизма — процесса слияния в единую нацию нескольких этнокультурных сообществ. В этот период сильное влияние на римскую религиозную традицию оказывает тотемизм. В римской религии, как и во многих других культах, сохранялись сильные пережитки тотемизма. В частности, об этом говорит тот факт, что долгое время сохранялся культ волка. Легенда о волчице, которая вскормила легендарных основателей Рима — Ромула и Рема, как раз раскрывает нам одну из сторон сохранившегося тотемного культа, где священным животным выступает волк.

С этим зооморфическим тотемным культом мог быть также связан праздник луперкалий (по латыни волк — lupus).

Другие римские божества также имели посвященных им священных животных. Например, дятел, волк, бык были священными животными бога войны Марса, гуси были священными животными богини Юноны. Таким образом, можно сказать, что римский тотемизм был близок к древнему зооморфическому культу. Еще одними не менее важными направлениями развития древней римской религии были так называемые семейные культы и связанный с ними культ предков.

В ходе исторического развития основой римского общества стала семья. Она являлась первичным социальным образованием римского государства. Это нашло свое отображение в религии. Практические каждая римская семья имела свой особый религиозный культ, свои святыни, своих богов- покровителей. Все важнейшие обряды выполнял отец семейства — pater familias. Центром этого культа являлся домашний очаг. Например, перед очагом отец объявлял новорожденного своим сыном. Хранителями дома считались пенаты — духи покровители семьи. Вне дома о семье заботились лары — духи, которые заботились о благосостоянии семьи. У каждого человека в семье был свой дух хранитель — гений. Гений отца почитался всеми домашними. По латыни он назывался genius domus.

Культ предков в Древнем Риме также был известен, хотя в древнейшие времена у римлян не были развиты представления о загробном мире и посмертной участи умерших. По их верованиям после смерти дух умершего человека продолжал жить в той же могиле, куда положили умершего. Отсюда и обычай посещать гробницы усопших и приносить им еду, бобы, фиалки, вино, пирожки. Если наследники заботились о гробницах своих предков, они становились добрыми божествами — метами, если же об умерших забывали, они становились мстительными демоническими существами — лемурами.

Культ предков, многочисленные семейные культы, пережитки зооморфизма, определенный синкретизм римской религии говорят нам о том, что в основе этого культа лежат древние анимистические верования.

Особенностью римского анимизма были его абстрактность и безличность. Несмотря на то что римляне, как и египтяне, и греки, принадлежали к земледельческой цивилизации, ей не свойственно было олицетворение сил природы в облике богов, имевших человеческую природу.

По мере того как Рим превращался в мировую империю, боги многих народов становились частью религиозного римского культа. Первая триада римских богов — Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин — были заменены триадой — Юпитер, Гера и Минерва — богиня мудрости. Их святилища на Капитолии стали частью государственного культа. Надо отметить, что римская религия имела древние гражданские корни. Во многом огромное влияние на ее развитие оказали этруски. Триада этрусских богов — Тин, Уни, Мнерва очень напоминала римскую. Выдающийся государственный деятель царского периода в истории Древнего Рима царь Нума Помпилий (753 — 673 гг. до н.э.) провёл знаменитую религиозную реформу. «Он ввел в народе почитание Термина (от латинского слова terminus — предел, граница) — бога границ, бога Фидеса — бога покровителя мира и честности и культ богини Весты — покровительницы семейного очага. Кроме этого Нума Помпилий учредил жреческие коллегии, запретил человеческие жертвоприношения и заложил основы правового регулирования религиозной жизни»[1] (рис. 50).

Римский царь этрусской династии Нума Помпилий (753-673 гг. до н.э.)

Рис. 50. Римский царь этрусской династии Нума Помпилий (753-673 гг. до н.э.)

В своих богах римляне олицетворяли не только общественные или природные явления, но также и абстрактные представления. Например, богиня Фортуна — удача, богиня Конкордия — удача. Боги, таким образом, наполняли весь известный римлянам обитаемый мир. Римляне почитали богиню лихорадки — Фебрис, бога паразитов — Вермина и даже возводили храмы в честь богини кашля. Бог Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина была покровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина и Эдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала за переносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенка правильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин — говорить, Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома. Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, как следует. Другой важной особенностью римской религии являлось то, что боги римлян получали свое место в системе гражданской общины. Например, если какое-то божество вдруг проявляло себя внезапно, то проявление этого нового божества должно было быть одобрено органами государственной власти. Выдающийся историк и исследователь античности А. Гринье сформулировал понятие о нумене (лат. Numen — воля). Нумен — это понятие, означающее волю божества, а позднее и само божество. «.. .в нумене римляне видели самостоятельную силу, которая действовала как посредством живых явлений — зверей, людей, птиц, рыб, так и посредством предметов: камней, оружия...»[2]. Эти взгляды легли в основу претеизма (лат. Ргае — предварительно и греч. Theos — Бог). Сторонники этой концепции — Г. Роуз, X. Вагенвоорт, Л. Дойбнер — считали, что «...нумен в религиозном сознании древних римлян был олицетворением имперсональной магической силы, вера в которую предшествовала представлениям об индивидуальных божествах». Выдающийся ученый, специалист в области арийской и индоевропейской мифологии Ж. Дюмензиль резко выступал против подобных интерпретаций римской религии и религиозного сознания римлян. Он отмечал: «... слово нумен никогда не употреблялось отдельно, но всегда с теонимом — с именем бога в родительном падеже. Поэтому нумен не обозначал присущее божеству качество, а выражал особое волеизлияние божества»[3].

Заимствования из цикла религиозных представлений соседних племен происходят у римлян довольно рано. Одной из первых стала почитаться латинская богиня Цаана — богиня луны и покровительница женщин и девушек. При царе Сервии Туллии на Авентинском холме был возведен храм богини Дианы. Позднее стала почитаться в Риме и богиня Венера — покровительница садов, лесов и огородов. Таким образом, можно говорить о том, что римский пантеон не оставался замкнутым. Римляне считали, что чем больше богов их соперников и даже врагов будет почитаться, тем проще можно будет привлечь эти божества на свою сторону. «Стремление римлян к подобному упорядочению своего культа проявлялось, например, в том, что официально Сенатом были утверждены все списки богов, как римских, так и чужеземных, с указанием их компетенции и официально утвержденных молитвенных формул обращения к ним»[4]. Римский миф и римский императорский культ в значительной степени носили формальный характер и не могли в полной мере отражать религиозные потребности людей, поэтому именно в эпоху Империи в Риме так популярны были разнообразные мифы и культы чужеземного происхождения. Особой популярностью пользовался культ Изиды. Ее популярность была обусловлена универсальностью ее культа. Как отмечает А.В. Матецкая, «Она символизировала мать, спасительницу, врачевательницу, защитницу. Ее культ соперничал в первые века новой эры с христианством...». Как считал С.С. Аверинцев, «Возможно, культ Изиды мог повлиять на христианскую традицию иконописания, так как ее часто изображали с младенцем Гором на руках.. .»[5].

  • [1] Григоренко А.Ю. Религиоведение для студентов педагогических вузов: учебник. СПб.:Питер, 2008. С. 207.
  • [2] Grenier A. Les religions etrusgue et romaine. P., 1948. 387 p.
  • [3] Соловьев К.А. Религиоведение: учеб, пособие. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 132.
  • [4] То же.
  • [5] Матецкая А.В., Самыгин С.И., Эгильский Е.Э., Морозова О.М. Религиоведение: учеб,пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. С. 156.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>