Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Трехцелловый храм

Судя по близкой к квадрату форме подиев, ведущим типом большого храма сделался, по-видимому, с конца VI в. трехцелловый храм (например, храмы в Вейях, в Марцаботто и в Старых Фа- лериях). В этрусском культе издавна особым почитанием пользовалась не только триада небесных богов (Тиния, Уни, Менрва), но и триада богов подземных. Бог Турмс, соответствующий греческому Гермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Греческому богу Гефесту — хозяину подземного огня и кузнецу, соответствует этрусский Сефланс. Он участник сцены, изображающей наказание Уни по приказу Тина. В городе Популонии Сефланс почитался под именем Велханс (отсюда римский Вулкан) (рис. 48.3).

Трехцелловый храм давал отдельный кров каждому из членов триад, объединяя все общим портиком и создавая единое, более монументальное сооружение. Боковые целлы, по-видимому, иногда оставались открытыми спереди (в Марцаботто). Для ряда этрусских камерных гробниц трехчастное деление характерно уже с VI в.; очевидно, оно издавна было свойственно и изображенному в гробницах этрусскому жилому дому. Поэтому естественно, что трехцелловый храм, мог получить большое распространение и оказался чрезвычайно устойчивым, как наиболее отвечающий привычной в местной традиции плановой схеме. Наиболее интересными и традиционными трехцелловыми храмами Этрурии можно считать знаменитые храмы в Орвьето и в Сеньи. При раскопках этрусского города Акваросса, проведенных шведскими археологами в 1966 г., был найден храм, занимавший центральное место в городе. В храме VI в. до н.э. обнаружены типичные для этрусских храмов три помещения, построенных

Этрусский трехцелловый храм — план для трех богов

Рис. 48.3. Этрусский трехцелловый храм — план для трех богов. Там же раскопаны два общественных здания, расположенных под прямым утлом друг к другу. На их фризах со всех четырех сторон имеются различные изображения: торжественные шествия, пиры, выступления воинов, рвущиеся вперед колесницы. Подобные сюжеты у всех народов служили символом победы и преодоления препятствий. Символика победы на этрусском храме указывает на то, что у этрусков храм считался местом реального достижения желаемого, а не просто местом молитвы и надежды. Этруски научили римлян строить храмы. Так как ранее римляне молились в священных рощах, строили небольшие алтари или жертвенники на площадях или перекрёстках дорог, эти алтари назывались триклиниями (триклиниум). Наиболее значительным храмом Рима, построенным в эпоху этрусков, можно назвать храм Юпитера Капитолийского, сохранившийся до нашего времени в Риме. На самом деле, этот храм был посвящен этрусской триаде богов. Это был самый крупный этрусский храм с тремя целлами, высоким основанием (подиумом), размером 53 на 62 метра. На двускатной крыше, покрытой позолоченной медью, в центре помещалась квадрига в натуральную величину с Юпитером/Тином, вооруженным молниями и скипетром, слева от него помещалась статуя Ми- нервы/Менрвы, а справа — Юноны/Уни. Основанием статуй служили большие желобчатые черепицы для покрытия гребня крыши, что является чисто этрусским изобретением. На краях кровли располагались два сидящих орла, по фасаду храма имелось шесть колонн, между четырьмя средними висело три медных диска на цепях. Римский царь из этрусской династии Тарквиний II Гордый (534- 509 гг. до н.э.) (рис. 48.4) для украшения этого храма приглашал этрусских мастеров из города Вейи. По

свидетельству Плиния, храм украшал знаменитый этрусский мастер Вулка. Его работы сохранились и были найдены при раскопке храма Аплу в Вейях (рис. 49), (С^Л рис. 46).

Римский царь этрусской династии Тарквиний II Гордый (534- 509 гг. до н.э.)

Рис. 48.4. Римский царь этрусской династии Тарквиний II Гордый (534- 509 гг. до н.э.)

Храм бога Аплу в Вейях

Рис. 49. Храм бога Аплу в Вейях

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>