Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Религия древней Персии

Зороастризм, или маздеизм, — религия, основанная в VIII или VII в. до н.э. реформатором древней иранской религии по имени Заратуштра (греч. Зороастр). Религия зороастризма продолжает существовать до сегодняшних дней. В Иране ее последователи насчитывают всего около 10 тысяч человек, и мусульмане называют их габарами («неверными»). В Индии, известные под именем парсов (от слова, означающего «персидский»), они насчитывают около 115 тыс. приверженцев и сосредоточены преимущественно в Бомбее и ряде других городов на севере страны. Парсы — потомки переселенцев, покинувших Иран в X в. н.э. Время жизни Заратуштры остается предметом споров. Согласно иранской традиции, он жил за 258 лет до Александра Македонского, который в 333- 330 гг. до н.э. завоевал Персидскую империю, одержав победу над ее правителем Дарием III. Однако, по мнению многих ученых, дата 590 г. до н.э. является слишком поздней. Соответственно, предполагается, что слова «до Александра» явились искажением первоначального «до Дария», где под Дарием подразумевался царь Дарий I Великий (522-486 до н.э.), а не Дарий III Кодоман (336-330 до н.э.), которого победил Александр. Исходя из этого предположения, исследователи считают, что Заратуштра жил около 750 до н.э., которая согласуется с тем, что для греков IV и V в. религия Зороастра считается реформированной формой древнеиранской религии. Она представляет собой одну из форм политеизма. Среди божеств, или дэвов (буквально «небесных», «небожителей»), здесь выделялся особый ряд богов, регулирующих нравственное состояние общества (Митра, Варуна и др.). Индоиранское общество подразделялось на три класса: вожди и жрецы, воины и простые земледельцы и пастухи. Это классовое деление получило свое отражение и в религии: каждому из перечисленных классов принадлежали свои особые боги. Например, Асуры были связаны с первым, высшим классом вождей и жрецов. В жертву богам приносили кровь животных, огонь и перебродивший сок некоего растения (саумы). Эти жертвоприношения, призванные обеспечить благополучие человека и продление его рода (что всегда играло важную роль в погребальных обрядах), позволяли ему как бы заранее вкусить бессмертие через опьянение саумой.

Зороастризм — первая в истории человечества религиозная система, имеющая в качестве основателя, как считает большинство ученых, реальную личность. Вполне возможно, что Заратустра был жрецом (зао- таром). В основе учения Заратуштры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний. В древности и в раннем средневековье зороастризм был распространен преимущественно на территории Большого Ирана; он содержит как монотеистические, так и дуалистические черты (рис. 35).

Древнейшие религиозные воззрения персов отличались большой примитивностью и вполне соответствовали тому древнему родовому строю, который основывался, главным образом, на скотоводческом и земледе-

Ахуромазда — бог Зороастризма льческом хозяйстве оседлого типа, но сохранял еще черты кочевого быта

Рис. 35. Ахуромазда — бог Зороастризма льческом хозяйстве оседлого типа, но сохранял еще черты кочевого быта. Так, в «Авесте» сохранилось славословие земле с перечнем священных гор. Геродот прямо указывает на то, что персы приносили «жертвы на высочайших горах». Как и другие древневосточные народы, персы поклонялись священной водной стихии, которая рисовалась их воображению в виде первородных вод или в виде священного озера Ворукаша. Особенным почитанием пользовался священный огонь, считавшийся сыном верховного бога. Ему приносили жертвы на простых алтарях обычно под открытым небом, как мы это видим на изображении, сохранившемся на гробнице Дария. Этот культ священного огня получил впоследствии особенное значение и широкое распространение в качестве центрального культа персидской религии и сохранился у персов-огнепоклонников до настоящего времени. Бог огня (Атар) считался благим богом, который побеждал трехголового дракона Дахаку. К глубокой древности восходил культ священных животных — быка, коровы, лошади и собаки. Большое место в культе занимали священные растения, из которых делался опьяняющий напиток «хаома» (пиво).

Древние персы поклонялись сонму богов, которые олицетворяли различные природные явления. В этом можно видеть сильное влияние ранних анимистических верований. Однако у иранцев также имело место почитание некоторых богов, которые утверждали определенные моральные принципы. Например, Арштат (справедливость), Митра (бог справедливости и моральных принципов), Хамварэти (доблесть). Для древних персов и их религиозной системы характерно особое противопоставление добра и зла, которое воспринималось как основа всего мироздания, где мир есть поле битвы между этими двумя началами. Соответственно, и люди делятся на две основные категории — праведные (Араван) и злые (друг вант). Во главе праведных людей стоял верховный бог Ахура-Мазда (Господь мудрости). На этой дуалистической основе мироздания и возник зороастризм. Зороастризм является религией с развитой теологией, сложившейся во время последней кодификации Авесты в Сасанидский период и отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии.

Современные зороастрийцы обычно структурируют свое вероучение в виде девяти основ.

  • Вера в Ахура Мазду — «Мудрого Господа» как Благого Творца.
  • Вера в Заратуштру как в единственного пророка Ахура Мазды, указавшего человечеству путь к праведности и чистоте.
  • Вера в существование духовного мира (мину) и в два духа (Святого и Злого), от выбора между которыми зависит судьба человека в духовном мире.
  • • Вера в Ашу (Арту) — изначальный вселенский Закон праведности и гармонии, установленный Ахура Маздой, на поддержание которого должны быть направлены усилия человека, избравшего добро.
  • • Вера в человеческую сущность, в основе которой даэна (вера, совесть) и храту (разум), позволяющие каждому человеку отличать добро от зла.
  • • Вера в семь Амешаспентов как семь ступеней развития и раскрытия человеческой личности.
  • • Вера в Дадодахеш и Ашудад т.е. взаимопомощь, помощь нуждающимся, взаимная поддержка людей.
  • • Вера в святость природных стихий и живой природы как творений Ахура Мазды (огня, воды, ветра, земли, растений и скота) и необходимость заботы о них.
  • • Вера во Фрашо-керети (Фрашкард) — эсхатологическое чудодейственное преображение бытия, окончательную победу Ахура Мазды и изгнание зла, что свершится благодаря совместным усилиям всех праведных людей во главе с Саошьянтом — Спасителем мира.

Дух в зороастрийском понимании — это mainyu (перс, minu), т.е. «мысль». Два изначальных духа — добрый и злой (Спента и Ангра) — символизируют две противонаправленные ментальности — направленную на созидание и направленную на разрушение. Последняя (Ангра Маинью, Ахриман) объявляется главным врагом Ахура Мазды и его мира, его Разрушителем и, прежде всего, губителем человеческого сознания, чьё разрушение оборачивается деградацией общества и затем всего мира. Отсюда проистекает задача зороастрийца — следовать Спента Маинью (доброму духу, созидательному мышлению) и, подобно своему творцу — Ахура Мазде, воплощать в своих деяниях Ашу (вселенский закон добра) и отвергать Друдж (ложь, зло, разрушение). Зара- туштра, согласно учению зороастрийцев, — единственный пророк Ахура Мазды, принесший людям благую веру и заложивший основы нравственного развития. В источниках описывается как идеальный священник, воин и скотовод, боец, образцовый глава и покровитель людей всего мира. Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд, а также утверждала веру в Единого Бога (Ахуры). Критике подвергались современные пророку ценности и практика ка- виев — традиционных вождей арийских племен, совмещавших жреческие и политические функции, и карапанов — арийских колдунов, а именно насилие, грабительские набеги, кровавые ритуалы и безнравственная религия, поощрявшие все это. У последователей зороастризма существует своеобразный символ веры, именуемый Ясна. Основное ее положение: «Ахура Мазде я причисляю все блага».

Согласно «Исповеданию», зороастриец именует себя:

  • • Маздаясна (почитателем Мазды);
  • • Заратуштри (последователем Заратуштры);
  • • Видаэва (противником дэвов — безнравственных арийских божков);
  • • Ахуро-ткаэша (приверженцем религии Ахуры).

Кроме того, в этом тексте зороастриец отрекается от насилия, грабежа и воровства, провозглашает мир и свободу мирным и трудолюбивым людям, отвергает всякую возможность союза с дэвами и колдунами. Благая вера называется «прекращающей распри» и «опускающей оружие». Существуют различные категории зороастризма, например:

  • • Язаты (авест. «достойные почитания»). Понятие может быть условно переведено как «ангелы». Наиболее значимые язаты: Митра («договор», «дружба»), Аредви Сура Анахита (покровительница вод), Ве- ретрагна (язат победы и героизма);
  • Раты (авест. ratu — «образец», «глава») — многогранное понятие, прежде всего образцовый глава-покровитель какой-либо группы (например, Заратуштра — рат людей, пшеница — рат злаков, гора Ху- карья — глава гор и т.д.). Кроме того, раты — это «идеальные» промежутки времени (пять частей суток, три части месяца, шесть частей года);
  • Фраваши (авест. «предвыбор») — понятие предсуществующих душ, избравших добро.

Почитание фраваши людей близко к культу предков. В зороастризме важное место придается огню или свету. Согласно учению зороастризма, свет является зримым образом Бога в физическом мире. Желая обратиться к Богу, зороастрийцы обращаются лицом к свету — источник света представляет для них направление молитвы. Особое уважение они придают огню как наиболее важному и доступному для человека с давних времён источнику света и тепла. Отсюда распространенное внешнее определение зороастрийцев как «огнепоклонников».

Учение Заратуштры было одним из первых, что провозгласило личную ответственность души за совершенные деяния в земной жизни. Заратуштра называет рай vahista ahu «наилучшим существованием» (отсюда перс, behest «рай»). Ад именуется duzahu — «дурное существование» (отсюда перс, dozax «ад»). Рай имеет три ступени: благие мысли, благие слова и благие деяния, где пребывает Сам Бог. Симметрично ступени ада: дурные мысли, дурные слова, дурные деяния и средоточие ада — Друджо Дмана «Дом Лжи».

Это нашло отражение и в эсхатологии* зороастризма. Эсхатология зороастризма коренится в учении Заратуштры о конечной трансформации мира («на последнем повороте колесницы (бытия)»), когда восторжествует Аша, а Ложь будет окончательно и навеки разбита. Это преображение называется Фрашо-керети (Фрашкард) — «Делание (мира) совершенным». Каждый праведный человек своими деяниями приближает это радостное событие. Зороастрийцы верят, что в мир должны прийти три саошьянта (спасителя). Первые два саошьянта должны будут восстановить учение, данное Заратуштрой. В конце времён, перед последней битвой, придет последний саошьянт. В результате битвы Ангра Майнью и все силы зла будут разбиты, ад будет разрушен, все мертвые — праведники и грешники — воскреснут для последнего суда в виде испытания огнем (огненной ордалии). Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла, в котором сгорят остатки зла и несовершенства. Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечестивые сгорят. После последнего суда мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.

Священная книга зороастрийцев называется Авестой. По сути, это собрание разновременных текстов, составлявшихся в зороастрийской общине в архаичный период на древнеиранском языке, именуемом теперь «авестийским». Даже после появления в Иране письменности тысячелетия основным способом передачи текстов был устный, хранителями текста были священники. Известная традиция записи появилась лишь при поздних Сасанидах, когда в V—VI вв. для записи книги был изобретён специальный фонетический авестийский алфавит. Но и после этого авестийские молитвы и богослужебные тексты заучивались наизусть.

Всего существует шесть периодов развития зороастризма:

  • 1. Архаичный период (до 558 до н.э.): время жизни пророка Зара- туштры и существования зороастризма в форме устной традиции.
  • 2. Ахеменидский период (558—330 до н.э.): воцарение династии Ахе- менидов, создание персидской империи, первые письменные памятники зороастризма.
  • 3. Период эллинизма и Парфянского государства (330 до н.э. — 226 н.э.): падение ахеменидской империи в результате похода Александра Македонского, создание парфянского царства, буддизм значительно потеснил зороастризм в Кушанском царстве.
  • 4. Сасанидский период (226—652 н.э.): возрождение зороастризма, кодификация Авесты под руководством Адурбада Махраспандана, развитие централизованной зороастрийской церкви, борьба с ересями.
  • 5. Исламское завоевание (652 н.э. — середина XX в.): упадок зороастризма в Персии, гонения на последователей зороастризма, возникновение парсийской общины Индии из эмигрантов из Ирана, литературная деятельность апологетов и хранителей традиции под властью мусульман.
  • 6. Современный период (с середины XX в. до настоящего времени): миграция иранских и индийских зороастрийцев в США, Европу, Австралию, установление связи диаспоры с центрами зороастризма в Иране и Индии.

Распространившееся в Римской Империи почитание Митры (митраизм) (рис. 36) также часто относят к зороастрийским ересям, хотя митраизм, скорее, представлял синкретическое учение не только с иранским, но и сирийским субстратом. Безусловной ересью зороастрийские ортодоксы считали манихейство*.

В зороастризме существует хорошо развитая иерархическая структура, близкая к понятию священства. Общим наименованием зороастрийских священнослужителей, выделявшихся в отдельное сословие, является авест. a0ravan (перс, asron) — «хранитель огня». В поставестийскую эпоху

Бог Митра

Рис. 36. Бог Митра

священники именовались, прежде всего, мобедами (из др. иран. magupati — «глава магов»). Помимо мобедов, существуют и другие степени священства, дустуры, сар-мобед (перс. букв, «глава мобедов», пехл. «бозорг дастур») — высший зороастрийский религиозный чин. Главный дастур на территории с несколькими дастурами. Сар-мобед вправе принимать решения о закрытии храмов огня, перемещении священного огня с места на место, об изгнании человека из сообщества зороастрийцев. Занимать эти духовные должности может только «мобед задэ» — человек, происходящий из рода зороастрийских священников, чья преемственность наследуется по отцу. Стать мобед-задэ нельзя, им можно только родиться. Зороастризм предполагал и практику молитвы, которая обращена к Ахура-Мазде. Интересно, что эта религия рассматривает человека как существо, наделенное свободой воли и свободой выбора. Человек, по учению зороастризма, участвует в мировой борьбе добра и зла. Поэтому в основе нравственных категорий этой религии лежит принцип нравственного совершенствования человека.

Особым образом в зороастризме совершается обряд погребения. Мёртвое тело не должно соприкасаться с землёй, поэтому умершего хоронили в специальной башне — башне молчания. В ранний период своего развития зороастризм, скорее всего, не имел своих храмов. По крайней мере, в знаменитом Персеполисе археологам не удалось отыскать следы персидских храмов. Однако когда в эпоху Сасанидов зороастризм окончательно превратился в государственный официальный культ, то появились и храмы, и статуи Ахурамазды, и сословие жрецов (рис. 37), (

В VII-VIII вв. н.э. после арабского завоевания зороастризм стал активно вытесняться исламом. В период шахского правления, особенно в эпоху шаха Мухаммеда Реза — Пехлеви, зороастризм активно использовался шахскими властями для того, чтобы бороться с крайними формами исламского шиитского фундаментализма. Дуализм зороастризма также заключён в том, что помимо Ахурамазды в мире действует темная сила Ангро-Майнью (Ан- хра-Манью), в некоторых источниках встречается под именем Ахриман (древнеперсид. Ahriya mainyus — «всеуничтожающий дух»). В древнеперсидских клинообразных письменах носит эпитет duwaista, т.е. «нена-

Зороастрийский храм эпохи Сасанидов (Иран)

Рис. 37. Зороастрийский храм эпохи Сасанидов (Иран)

вистный». Ему покорны все даевы (Дэвы), т.е. духи зла, он властелин смерти и мрака и представляется, таким образом, противовесом и вечным врагом Ормузда и его блаженного царства света. Когда, наконец, три спасителя Аушедар, Аушедар-Мах и Саошьянт (по зенд. (^aosyans), явившись свету в определенном промежутке времени, победят Ахримана и уничтожат сонмища его демонов, тогда утвердится безраздельное господство Ормузда над всем миром. Об этом можно узнать, из эсхатологического пехлевийского текста «Зенд-и Вохуман яшт». Противостояние Ахура-Мазды и Ахримана восходит к представлениям об извечной вселенской борьбе добра и зла. Их отражением является зороастрийское учение о четырех мировых циклах, каждый длительностью 3000 лет, т.е. всего 12 тысяч лет. На протяжении этих циклов происходит борьба Ахура-Мазды против Ахримана. Она заканчивается разгромом Ахримана, очищением мира в расплавленном металле от скверны и наступлением эры вечного блаженства. В борьбе против Ахримана Ахура-Мазде помогает человек. Так, мифический иранский царь Тахмурас даже одолел Ахримана и стал разъезжать на нём верхом. Вообще, в культе Ахримана можно явственно видеть демоническую сущность в борьбе, против которой человек помогает Ахуро-Мазде молитвой и постом, что очень близко к христианским представлениям о том, что «духи мира сего побеждаются молитвой и постом». Более того, Ахриман посылает людям различные искушения, и он даже пробовал искушать Ахуро-Мазду. Поэтому можно сказать, что зороастризм оказал значительное влияние на дальнейшее развитие религиозной мысли. По сути, это первая в истории человеческой цивилизации этическая религия. Учёные до сих пор спорят о том, оказал ли зороастризм влияние на вероучения более поздних авраамических религий или иудаизм оказал подобное влияние. Известный иранист Мери Бойс считала, что зороастризм оказал значительное влияние на развитие иудаизма особенно в эпоху Вавилонского пленения иудеев. Вот что она пишет по этому поводу в своей книге «Зороаст- рийцы. Верования и обычаи»:

«Среди многих неарийцев, которые испытали на себе его доброту, были иудеи, которым он разрешил вернуться из вавилонского изгнания и восстановить храм в Иерусалиме. Это один из многих известных великодушных поступков Кира, но он сыграл особую роль в религиозной истории человечества. После этого события иудеи стали с симпатией относиться к персам, а это сделало их более восприимчивыми к влиянию зороастризма. Кир прославлялся «вторым Исаией» (безымянным пророком периода изгнания) как мессия, т.е. как тот, кто действует от имени Яхве и по его повелению. “Вот, Отрок Мой, которого я держу за руку”» (что представляется собственными словами Яхве) ...“(Кир) возвестит народам суд, не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда (Исаия 42, 1, 4)”»[1]. Тот же пророк впервые в иудейской литературе воспевает Яхве в качестве Создателя так, как Ахура-Мазда был воспет Зороастром: «Я Господь (Яхве), который сотворил все... Я создал землю и сотворил на ней человека... Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду... Я, Господь, творю это» (Исаия 44, 24; 45, 8, 12). Сходство с зороастрийс- кими учениями и писаниями здесь настолько разительно, что эти стихи считаются первыми свидетельствами того сильного влияния, которое зороастризм оказал на иудаизм в период после вавилонского изгнания. Не менее интересно и влияние зороастризма на раннее христианство. К сожалению, мы находим свидетельства этого только в творениях отдельных сиро-якобитских богословов.

В средние века христианские богословы, особенно сирийских и армянских церквей, еще помнили о духовной связи, соединяющей древнюю религию Заратуштры и молодую религию Христа. У Бар-Эбрея, яковитс- кого епископа XIII в., мы находим подтверждение словам Арабского Евангелия детства Иисуса: «В то время жил Зородашт, учитель секты магов. Он говорил персам о пришествии Христа и наказывал им принести ему дары. Он возвестил им: в последние времена Дева во чреве приимет, и когда Младенец родится, явится звезда, которая вспыхнет днем, а в середине ее видна будет Дева. Вы же, дети мои, прежде всех народов узнаете о рождении Его. И как увидите ту звезду, идите за ней, куда она вас поведет, и принесите Младенцу свои дары. Ибо Младенец тот — «Слово», которое Небо основало»[2].

В этом свидетельстве Заратуштра предстает как мессианский пророк, предвосхищающий пришествие Сына Божьего. Большинство религий древности были религиями космическими, которые обожествляли природу и общественный порядок. Поэтому главной целью человека в этих системах являлось следование ритуалам и традициям, но никак не нравственное совершенствование. Таким образом мы можем говорить о зороастризме как о первой религии этического плана, в которой возникает самая главная проблема развития человеческой личности — проблема спасения.

  • [1] Бойс Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб.: Петербургское Востоковедение.1994. 29 с.
  • [2] Соловьев К.А. Религиоведение: учеб, пособие. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 111-119.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>