Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Религиозная культура Двуречья

Религиозный дух культуры Двуречья находил свое выражение в обожествлении сил природы. Природа Двуречья своим непредсказуемым характером фактически попирала свободную волю человека, давала ему понять, что он бессилен перед ее разрушительной силой. Именно поэтому религиозная культура древних цивилизаций Двуречья не разделяла мир на одушевленное или неодушевленное. В их вселенной все было наделено собственной волей, в том числе и природные явления. Общество Месопотамии (Двуречья) состояло из так называемых кругов послушания. Вселенная считалась государством, которое построено на послушании. Ближайшим кругом власти для обычного человека была семья, родители, жена, дети, старшие братья и сестры. Далее следовали общество, государство, боги. По верованиям древних жителей Двуречья люди были созданы из глины и замешаны на крови бога Кингу. Создан же человек для того, чтобы служить богам. Если человек шел путем послушания, повиновения и службы государству, то это являлось дорогой к земному успеху и успешной жизни. Если нет, то человек после смерти оказывался в месте забвения; так именовался ад. Еще одной важной проблемой религиозной культуры Двуречья была философская проблема осмысления смерти. Смерть — зло, но она не может полностью предать забвению дела человека. В то же время смерть как духовное явление стимулирует человека жить на земле достойно, оставить по себе добрую память. Со смертью человек может и должен бороться, так как это противоестественное состояние человека. Благодарная память потомков о человеке — это залог его бессмертия. В этом и состоит бессмертие человеческой души. В то же время вся жизнь человека от рождения предопределена. Можно говорить о том, что в этом проявлялся своеобразный фатализм их религиозной культуры. Ход человеческой истории предопределен, невозможно влиять на это предопределение. В этом проявляет себя своеобразный детерминизм* человеческой жизни по представлениям жителей Месопотамии. Человека за гробом ждёт «страшный суд» или райская жизнь. Постепенно религиозные представления совершенствовались и со временем оформились в очень сложную иерархическую систему, которая утверждала идею обожествления царской власти. Заметим, что в Двуречье эта идея не превратила царя в живого бога, как это произошло в Древнем Египте эпохи Раннего и Древнего Царств. В основе религиозного культа Месопотамии лежало жертвоприношение. Считалось что главная обязанность людей перед богами — это принесение жертв. Приносились так называемые животные жертвы, когда в жертву приносились животные, жертвенная вода, масло, вино. Человеческие жертвоприношения стали приноситься только с утверждением в качестве верховного бога — бога Вавилона Мардука (Ваала). Согласно космогонической* поэме «Энума элиш» (Когда наверху), бог Мардук, рожденный последним в плеяде так называемых молодых богов Верховным богом Апсу и богиней Тиамат, побеждает всех богов, и они признают его верховенство. Он одолевает войско богини Тиамат, и отнимает у бога Кингу так называемые таблицы судеб. После чего Мардук создает мир людей и определяет путь всех вещей. По замыслу Мардука, бог Эйа создал людей для служения богам. Люди есть рабы богов их слуги. Кровь поверженного бога Кингу послужила материалом для создания людей. Таким образом, в религиозной космогонической системе Двуречья сотворение мира — это результат войны двух кланов богов. Из тела поверженной богини Тиамат Мардук приказывает создать небо и землю. Религия Месопотамии значительное место отводила обрядам и ритуалам. Особенно ритуалам, связанным с царской властью. Например, ритуал ежегодного «обновления мира», так называемый новогодний царский ритуал, в основе которого лежала идея умирания и воскресения природы. И наконец, религия Двуречья особо почитала так называемых астральных богов. Это почитание привело к тому, что в Месопотамии большая роль отводилась астрономическим и астрологическим знаниям, которые носили мифологический характер. Считалось, что астральные боги управляют звездами, которые могут влиять на судьбы людей и государств. Были распространены и другие формы гадания.

Двуречье стало родиной многих религиозных идей и догм. Значительная их часть была ассимилирована и творчески переработана соседними народами. Следы религиозных представлений жителей Месопотамии можно найти, например, в религиозных представлениях древних греков, финикийцев, евреев.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>