Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Религиозные истоки египетской культуры

Заметим, что главной особенностью религиозного мировоззрения древних египтян является абсолютное неприятие смерти. Они считали смерть противоестественной. В основе подобного мировоззрения лежал принцип регулярного обновления природы, жизни и связанный с этим культ Осириса и Изиды — культ умирающей и воскресающей природы. В итоге происходит формирование особого религиозного культа — культа мертвых, с которым связаны особенности египетской культуры и архитектуры. Так как в Египте происходило формирование учения о вечной жизни, необходимо было создавать дом для останков людей, где было бы все необходимое для вхождения человека в жизнь вечную. Для богатых и власть имущих возводились склепы и гробницы, для фараонов — пирамиды, а позднее погребальные храмы. Изначально возводились постройки в виде дома, с плоской крышей, стены которого были наклонены внутрь. Подобные гробницы — мастабы (по-египетски перджет — «дом вечности») имели надземную часть и подземную погребальную камеру (рис. 29). Считалось что именно в гробницах жизненная сила Ка возвра-

Мастаба - разрез

Рис. 29. Мастаба - разрез

щается в вечно живое тело умершего. Строительство пирамид началось тогда, когда возникла необходимость производить на подданных впечатление силы и мощи. Видимо, это было связано с культом богов-фараонов, который развивался в Египте эпохи Раннего и Древнего Царств. Первоначально пирамиды имели ломаную и ступенчатую формы (рис. 30, 31).

Можно привести примеры пирамиды фараона Джосера в Саккаре, ломаной пирамиды фараона Пепи II ( рис. 31, 32) и ступенчатой пирамиды фараонов III и IV династии Хуни и Снофру в оазисе Медум. Фараоны IV династии стали возводить уникальные конусные пирамиды, из которых наиболее известен комплекс знаменитых пирамид в Гизе — фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина) ( рис. 33).

Интересно, что религия Древнего Египта оказывала серьезное влияние и на различные виды искусства. Например, в мастабах, погребальных храмах, пирамидах археологи находят множество сосудов из различных

Ломаная пирамида фараона Снофру в Дахшуре (Египет)

Рис. 30. Ломаная пирамида фараона Снофру в Дахшуре (Египет)

Ступенчатая пирамида фараона Джосера (Египет)

Рис. 31. Ступенчатая пирамида фараона Джосера (Египет)

пород камня, в частности из оникса, статуэток людей, изображения людей, богов и зверей, художественную мебель. Каждому украшению на этих художественных произведениях придавался сакральный (религиозный) смысл. Например, ножки кресел, столов, тронов, табуретов выполнялись в формах бычьих копыт или крылатых львов, что должно было символизировать защиту от злых сил. В эпоху распада Древнего Царства, между 2150 и 2050 г. до н.э., религия и культура Египта в значительной степени изменились. Так, представления древних египтян о загробном мире подверглись сомнениям. Распад государства, гражданские войны, маловерие народа привели к тому, что расцвели древние формы магических культов, а традиционный культ, наоборот, начал изменяться. Если ранее египетская литература была частью религиозного культа, то в этот период религиозная литература соседствует уже со светскими неортодоксальными произведениями. Это называется дуализмом египетской культуры. Эта двойственность культуры сохраняется и на всех этапах дальнейшего развития египетской цивилизации.

После того как около 2050 г. до н.э. фараону Ментухотепу I удалось объединить страну, наступает период Среднего царства (2050-1720 гг. до н.э.). Культура этого периода часто именуется культурой индивидуализма. В этот период складывается так называемый язык Среднего царства, который во многом носит религиозно-культовый характер и используется как язык священных текстов и богослужения. В религии происходит изменение в учении о потустороннем мире. Возникает новое учение о равенстве в потустороннем мире. Простые смертные и вельможи, согласно этому учению, имели равные права и привилегии в загробном царстве. Фараон перестает восприниматься как божество, но начинает считаться сыном божьим и наместником богов, т.е. все более начинает казаться не только недосягаемой сакральной фигурой, но обычным смертным человеком. В результате упрощается культ смерти. Вместо мастаб, пирамид и погребальных храмов стали возводить погребальные стелы. Это считалось достаточным для достижения вечной жизни. Однако некоторые фараоны, например Сенусерт III, Ментухотеп III, Ментухотеп IV, продолжали возводить пирамиды. Правда, их размеры уменьшились, а строительным материалом выступал кирпич-сырец, а не двухтонные каменные блоки. В этот период времени получил широкое распространение новый тип погребального храма. Наиболее известен храм при пирамиде фараона Аменемхета III, вошедший в историю мировой художественной культуры как лабиринт (рис. 32).

Храм-лабиринт и пирамида фараона Аменемхета III в Хаваре (Египет)

Рис. 32. Храм-лабиринт и пирамида фараона Аменемхета III в Хаваре (Египет)

Скорее всего, наименование этого храма связано с тронным именем фараона — Лабир. Это огромный многоколонный храм. Его колонны стилизованы под растительные формы. Историки, археологи и религиоведы связывают это с тем, что храм был посвящен богу Ра и считался жилым домом бога Солнца, так как, по одной из легенд, бог Ра рождается из цветка лотоса.

С 1720 по 1580 г. до н.э. Египет находился под властью кочевников- гиксосов, которые захватили страну военным путем. В этот период не известно ни о каких строительствах храмов и гробниц. Известно только то, что сами гиксосы восприняли египетскую религию и покровительствовали египетским жрецам. С 1580 г. до н.э. наступает новая эпоха Нового Царства в Древнем Египте. Этот период характеризуется тем, что Ливия, Нубия, Эфиопия воспринимали культуру и религию Древнего Египта, а сам Египет, в результате завоевательных азиатских походов фа- раонов-воинов заимствовал и переработал множество элементов местных восточных культов. Египетская религия, культура и архитектура стали носить восточную ориентацию. В этот период на волне завоевательной политики в культуре и религии Египта наступает новая тенденция, которая в истории религии носит название — намеренная архаизация. Так намеренно архаизировался религиозный культ, возрождалось поклонение старым богам, которым поклонялись еще в эпоху Раннего и Древнего царств. Это нашло отражение и в культуре. Происходит архаизация языка и архитектуры. Одним из выражений этой архаизации стала тенденция идеализации старых культов и традиций, подражание классическим религиозным текстам, устранение из религиозного пантеона азиатских богов. В этот период также начинает возрождаться такой древний египетский культ, как зооморфизм — поклонение животным существам, которые начинают ассоциироваться с богами египетского пантеона. Эпоха Нового царства — это период расцвета египетской культуры, искусства и религии. В архитектуре это выражалось в строительстве грандиозных храмов, совершенствовании искусства рельефа, живописи, пластики. Цель архитектуры этого периода — утверждение божественного характера царской власти, только вместо пирамиды отражением этого характера становится храм. Из архитектуры также уходит такое понятие, как погребальный храм. Храмы и гробницы разделяются. Единственным погребальным храмом этого периода считается храм царицы Хатшепсут в долине царей (Дэйр эль-Бахри) ( рис. 36). Его высота, длина, элементы его облачения (царский платок — клафт) и символ царской власти (Урей) несут в себе определенные сакральные смыслы, имеющие отношение к обожествлению царской власти. В 1068 г. до н.э. эпоха Нового Царства завершается ассирийским завоеванием, и до 655 г. Египет находился под властью ассирийских царей, а Верхний Египет — под властью чужеземных ливийской (XXII и XXIII) династии и эфиопской XXIV династии. Попытка фиванской знати в 718-712 гг. до н.э. восстановить самостоятельность государства не увенчалась успехом. Единственный фараон XXV династии Бокхорис не смог удержать власть и был побежден кушитским (эфиопским) царем Шешонком. С 655 г. и до 525 г. до н.э. царствует XXVI династия фараонов из нома Саис. Столицей Египта этого периода является снова город Мемфис. После 525 г. до н.э. наступает период персидского завоевания, который снова сменяется эпохой новых египетских династий. До 332 г. до н.э. насчитывается еще несколько династий — XXVII, XXVIII, XXIX, XXX. Постоянные смены династий, развал государства, новые взлеты и возрождение величия страны изменили религиозные взгляды людей. Усилились апокалиптические настроения, люди увлекались магией, оракулами. Строительство грандиозных храмов прекратилось. Храмы фараона Нектанеба II (360- 342 гг. до н.э.) (рис. 33) показывают нам новую тенденцию храмового зодчества этого периода — возведение небольших храмов греческого типа.

Можно привести примеры храма бога Гибиса в оазисе Харга и наос Нектанеба в Эдфу (С^Л рис. 37- 39).

Фараон Нектанеб II (360-342 гг. до н.э.)

Рис. 33. Фараон Нектанеб II (360-342 гг. до н.э.)

Греко-македонский период в истории Египта — это новый этап расцвета египетской религии. Греки восприняли египетскую идею сакрального царства и снова стали возводить монументальные храмы египетским богам. Таковы, например, храм бога Гора в Эдфу и храм богини Исиды на острове Филы на Ниле. Позже религия и культура Древнего Египта органично вплетались в культуру и религию христианского Египта, например, храм Исиды в Филах просуществовал до времён Юстиниана. Это было едва ли не последнее языческое святилище на землях Византии. Связано это было с тем, что его считали посвященным Исиде, которая в поздней античности отождествлялась с Кипридой и сближалась с Богородицей. При Юстиниане храм был переосвящен как Богородичная церковь; его рельефы систематически уничтожались христианскими монахами и радикальными иконоборцами. В исламском Египте также можно найти множество элементов религиозной культуры Древнего Египта, и наследие этой культуры дожило до нашего времени в бытовой культуре и в народных верованиях современных нам египтян.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>