Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Священный бык Бухие. Древний Египет

Рис. 24. Священный бык Бухие. Древний Египет

Государство в Египте начинает формироваться примерно на рубеже IV—III тысячелетий до н.э. Религия этой страны занимает столь выдающееся и отличительное положение потому, что в Египте впервые происходит соединение религии и государственной власти. Известный египтолог начала XX в. А. Морэ считал, что египетская религия есть религия тайны. Действительно, религиозные верования древних египтян не только многообразны, но и противоречивы. Развитие египетского культа и религии можно подразделить на несколько периодов. Хронологически первый период можно отнести к эпохе Раннего и Древнего Царств — 3000-2400 гг. до н.э. Это была эпоха становления государства, поэтому многочисленные местные божества — божества номов и округов еще только соединялись в единый пантеон. В этот период многочисленные боги Египта сочетали в себе зоо- и антропоморфные черты. Сохранялись сильные пережитки ранних верований в форме зооморфизма — жук скарабей, бык, крокодил, кошка. В этот период считалось, что боги могут воплощаться в образах различных животных. Поскольку государство состояло из различных округов — номов, каждый из которых был когда-то самостоятельным, то эти округа имели и своих местных богов, которые пользовались местным почитанием. Постепенно с укреплением государства начинает формироваться единый пантеон богов. Этот период можно назвать синкретическим* периодом в истории развития египетского культа. Главным богом в этот период считается бог Ра — бог солнца, главное божество столичного города периода Раннего и Древнего царств Мемфиса. В то же время в Фивах поклонялись Амону, который также воспринимался как бог солнца, творец и податель жизни. Постепенно два этих божества слились в народном сознании, и уже в период Среднего царства мы начинаем встречать формулу Ра-Амон или Амон-Ра. Так как цивилизация Древнего Египта была земледельческой, то были сильны и так называемые земледельческие культы или культы плодородия. Так, в Мемфисе не менее почитаемым, наравне с культом Ра, был культ бога Аписа, который отождествлялся с быком. Апис считался богом плодородия и богом производящей силы. Он считался душой бога Птаха и позднее Аписа стали соединять с Осирисом. В Ге- липоле почитали своего священного быка — Мне- виса, который считался оракулом бога Ра, а в городе Гермонте почитался свой священный бык — Бухие, который был воплощением местного городского бога (рис. 24).

Сокол также считался священным животным и символом неба. Богов Гора, Монту часто изображали в виде сокола. Помимо всего, сокол считался эмблемой фараона, поэтому мы можем говорить о том, что сокол фактически являлся первым в истории геральдическим символом, так как фараон в Египте, прежде всего, считался олицетворением государства. Не менее популярным в Египте был культ Ибиса. Эта птица считалась воплощением бога знаний Тота. И наконец, одним из почитаемых животных Древнего Египта была кошка. Кошка особо почиталась в городе Бубасте и считалась олицетворением местной богини города Бастет ([1]. Сохранялось в Египте и более древнее поклонение различного рода тотемам и фетишам. Например, деревянная задвижка считалась фетишем бога Мина — покровителя города Коптоса. Но самым распространенным культом в этот период был культ воды. Река Нил считалась священной и олицетворяла собой бога воды Хапи. Позднее Нил стали олицетворять с Осирисом. Для египтян вода считалась источником первородства. Древнеегипетские мифы считали, что Мир возникает из воды, из пучины вод, которая олицетворяется в боге Нуне. Однако по мере развития государственности и развития религиозного культа стало забываться тотемическое прошлое религии, стали исчезать зооморфические черты в облике богов. Все чаще боги Египта стали получать антропоморфные черты и становились объектами общеегипетского религиозного культа, а не только оставались богами — покровителями своих номов и городов. Постепенно культ воды стал замещаться культом солнца. Солярные (солнечные) культы известны были в Египте и ранее, но именно в период Древнего царства (2800-2400 гг. до н.э.) культ бога Ра стал приобретать общеегипетские черты и местные солнечные культы богов Атума и Хепри стали сливаться друг с другом (С^ рис. 27).

Усиление культа Ра привело к тому, что Ра стали противопоставлять более ранним зооморфическим культам. Соперниками Ра стали выступать змеи, крокодилы, гиппопотамы, хаос, водные стихии. Это говорит о том, что в период существования Древнего царства в Египте происходил процесс формирования нового национального культа, который призван был заменить прежние родоплеменные культы. У Ра был и явный противник — змей Апопи, имя которого часто встречается в мифах и сказках Древнего Египта. Как отмечает известный египтолог М.Е. Матье, «...постепенно Апопи становится в египетской религиозной литературе как бы собирательным образом врагов солнца. Это он является постоянным объектом заклятий солярных гимнов и магических ритуалов...»[2]. В эпоху

Древнего царства местами особого почитания Ра считались города Эдфу и Гелиополь. Постепенно культ бога Ра превратился в официальный государственный солнечный культ и таковым оставался на протяжении всех периодов существования египетского государства. В связи с этим можно отметить тот факт, что именно в этот период языческая религия египтян стала приобретать синкретические черты. Каждое новое божество, которое получало общеегипетский статус, обязательно присоединяло к своему имени имя бога Ра — Себек-Ра, Менту-Ра, Амон-Ра, Маон-Ра.

Фараон Сенусерт III

Рис. 25. Фараон Сенусерт III

В 2150 г. до н.э. прекратило свое существование Древнее Царство Египта. Около 2050 г. до н.э. наступил новый этап развития Египта — период Среднего царства. По своему административно-территориальному делению это государство можно было бы назвать федерацией округов- номов. Именно в этот период фараоны чаще всего выступали как верховные жрецы, но свои властные функции передавали правительству и местным номархам. Только одному из фараонов XII династии, Сену- серту III (рис. 25), который царствовал в 1872-1853 гг. до н.э. удалось укрепить царскую власть. Имя его стало настолько священным, что позднее его стали почитать как бога, и он, фактически, явился прообразом легендарного бога-фараона Сесостриса, о котором упоминает Геродот. Можно также считать, что именно при Сенусерте III было положено начало развитию культа богов-фараонов, который был очень популярен в период Среднего царства.

Еще одним выдающимся фараоном XII династии был Аменемхет III, сын Сенусерта III (рис. 26).

Фараон Аменемхет III

Рис. 26. Фараон Аменемхет III

Он царствовал в 1853-1806 гг., и это был один из самых длительных периодов царствования одного фараона. Ему удалось укрепить центральную власть и сильно ограничить власть номархов. В религиозном развитии Египет в этот период еще более структурировал свою религиозную систему. Новой столицей государства становятся Фивы, и первостепенное значение в пантеоне богов стал занимать местный фиванский бог Амон, который являлся также одной из ипостасей солнечного культа бога Ра. Постепенно культ Амона приобретает общеегипетский характер, впоследствии произошло слияние Ра и Амона в некое единое верховное космическое божество. Изображался Амон как антропоморфное существо. Цветами этого бога были небесный лазоревый и синий — цвета неба. Амон имел священных животных — овна и гуся. В свите бога Амона также были его супруга — богиня Мут и сын Хонсу. Позднее, после завоевания Египта гиксосами около 1700 г. до н.э. И после восстановления государства в 1580 г. до н.э., бог Амон и другие египетские боги стали олицетворять общественно-политические силы. Амон стал восприниматься как защитник и покровитель всего населения Египта. Отметим, что в древнем Египте существовало несколько своеобразных триад и энееад богов.

Прежде всего, это так называемая Мемфисская триада — Птах, покровитель ремесел и торговли, супруга Птаха — богиня войны Сехмет и их сын Нефертум — бог растительности и плодородия.

Существовала также Фиванская триада — Амон, или Амон-Ра — бог солнца, его супруга Мут — богиня Неба и их сын — бог луны Хонсу. В XVI-XIV вв. до н.э. эта триада приобрела статус государственной религии, и фактически фараон стал почитаться как сын Амона, а позднее их личности стали сливаться и фараон стал почитаться как земное воплощение Амона.

Наиболее известной эннеадой египетских богов являлась Гелиопольская, которая состояла из нескольких пар божеств. В частности, к этой эннеаде богов можно отнести богов Шу (бог воздушного пространства) и Тефнут (богиня влаги), бога Осириса (покровитель подземного мира и бог возрождения), богиню Исиду (великая богиня-мать), бога Сета, который почитался как бог войны, и богиню Нефтиду. Возглавлял эту эн- неаду мемфисский бог солнца Ра. Отметим, что достаточно часто боги тех номов, откуда происходила царствующая династия, становились главными божествами египетского пантеона. Правда, это относится уже к эпохе позднего египетского царства, но может косвенно свидетельствовать о том, что, как отмечают некоторые исследователи, «...несмотря на политическое единство Египта, его религия единой не являлась, ее синтез в единое целое продолжался все время существования Египетского государства»[3].

А. Морэ в своей книге «Цари и боги Египта» пишет об общеегипетском культе Осириса. Он отмечает, что до смерти и воскресения Осириса боги Египта не знали смерти. Появился культ умирающего и воскресающего бога. Это говорит о том, на какую новую высоту было поднято религиозное сознание египетского общества в духовном смысле этого слова. Более того, культ Осириса стал быстро распространяться именно в тот момент, когда в Египте возник культ бога-фараона, который является земным воплощением Амона-Ра. Это распространение далеко не случайно. Его можно связать с идеей того, что смерть Осириса есть смерть фараона и государства и распадение его на части — округа, а воскресение Осириса — это знак возрождения и бессмертия фараона и Египта как государства. Единство бога и царя выражается в Древнем Египте в искусстве Раннего и Древнего Царств. Например, скульптурные изображения фараонов этого периода, где голова царя опирается на крылья сокола (символ бога Гора) как бы говорят нам о том, что цари древнеегипетского периода едины с богами. Боги — цари Раннего и Древнего Царств образовали ли так называемую нулевую династию. В литературе часто встречается термин «небесная династия царей». В этот период царей именуют по имени бога Гора — Гор-сокол, Гор-скорпион, Гор-Ра, Гор-Саха. Символом верховной власти в этот период являлся жезл фараонов — сехем. В переводе с древнеегипетского языка это слово означает «власть». Можно даже говорить, что жезл — сехем был своеобразным фетишем, который воспринимался как фактор божественной силы фараона. Основателем первой династии Древнего Царства считают легендарного фараона Нар- мера (Менее), которого еще именовали Гор-фараон. Именно в этот период возникает особый религиозный культ фараона, культ божественной власти царя. Фараон воспринимался как воплощение бога Гора. Царь может «одаривать народ жизнью» и является удерживающим Маат (истины) — «удерживает мир, истину и справедливость». Все, что было связано с жизнью фараона, являлось табуированным для обычных людей. Считалось, что фараона окружают магические силы. Интересно, что эти представления оправдывали некоторые проявления родовой магии, которая была присуща этому периоду. Так, считалось, что после смерти фараона необходимо в ритуальных целях убить всю свиту фараона. Делалось это для того, чтобы жизненная сила, заключенная в теле фараона, продолжала благотворно действовать на них. Например, в мастабе — гробнице фараона I династии Хор-Джер-Хвата, который погребен в г. Абидосе (Умм- эль-Кааба) (рис. 27), (С^~ рис. 28) погребены 338 слуг фараона и наложниц, что может нам говорить о том, что в ранний период Древнего Царства существовало человеческое жертвоприношение, имеющее явный сакральный и ритуальный характер. В эпоху Среднего и Нового царств важным духовным элементом становится коронация фараона и связанные с этим мистерии, главными действующими лицами которых были боги Гор и Осирис. При этом Гор воспринимается как олицетворение фараона. Коронация фараона может свидетельствовать о том, что возвышение солнечных богов Ра и Амона, позднее ставших единым божеством Ра-Амон, изменила культ бога-фараона. Если ранее фараон был воплощением божества, то позднее бог-фараон стал восприниматься как высшее творение бога — сын бога солнца.

Фараон I династии Хор-Джер-Хват

Рис. 27. Фараон I династии Хор-Джер-Хват

Не менее интересным может являться египетское учение о посмертном существовании. Еще в эпоху неолита в Египте был обычай трупопогре- бения, покойников зарывали в сухой песок. Делалось это для того, чтобы попытаться сохранить тело покойного. Так существовало убеждение что умерший продолжает жить в месте своего погребения. Со временем эти верования переросли в убеждение, что душа человека бессмертна. Именно с этим связана и традиция мумификации умерших. Практика мумифицирования сохранялись в Египте и в христианский период, и только когда утвердился ислам, эта практика была прекращена. Постепенно в Египте начинает формироваться учение о том, что, помимо физического тела, у человека есть и духовные сущности. Две главные сущности это Ка и Ба. Ка это двойник человека. Ка является отображением рождающей силы и мужской производящей силы (слово «Ка» переводится как бык). Ка рождается вместе с человеком и является магическим символом, который охраняет человека от влияния сил зла. Египтяне верили, что Ка есть двойник человека. Когда человек умирает, Ка обитает в гробнице, где погребен человек, и он во всем ему может быть подобен, а Ба — это душа человека, которая живет в сердце человека и изображается в виде птицы с человеческой головой. По вере египтян после совершения магических обрядов и особых молитв Ба может войти в тело человека, и тогда душа соединится с телом и произойдет воскресение мертвых. Учение о Ба начинает формироваться около 3000 г. до н.э. Ба означает некую духовную силу. Иногда это слово означало видимое проявление божества. Например, священное животное — бык Апис в г. Мемфисе почитался как Ба бога Осириса (рис. 27.1). Но в конце эпохи Древнего Царства, около 1100 г. термин «Ба» стали относить ко всем людям. Это выражение вечной жизни. Существует даже термин «Ба-анкх» (Ба — душа, анкх — жизнь). Можно говорить о том, что в этот исторический период в Египте начинает формироваться учение о бессмертии души.

Бык Апис из Абидоса (Древний Египет)

Рис. 27.1. Бык Апис из Абидоса (Древний Египет)

Огромную роль в повседневной жизни египтян играла магия. Это был своеобразный религиозный культ, который был приближен к нуждам обычных простых людей. Мир богов был достаточно далеко, но простые люди верили, что их окружает невидимый мир духов, которые могут влиять на их жизнь. Поэтому простые египтяне прибегали к жертвоприношениям и заговорам, которые должны были даровать людям благосклонность духов.

В 1368-1351 гг. до н.э. Древний Египет пережил одну из интереснейших реформ в своей истории — религиозную реформу фараона Эхнатона (Аменхотепа IV) (рис. 28, 28.1). Однако предпосылки этой реформы можно найти еще в эпоху IX династии фараонов (2170-2120(2118} гг. до н.э.). Фараон этой династии Ахтой II, которого римский раннехристианский писатель, философ и историк Секст Юлий Африкан именует Хети II, является автором интересной религиозной концепции. Согласно его учению, все боги являются воплощениями некоего единого Бога-Абсолюта. В документах того времени нигде не говорится о богах, но везде употребляется термин «NTR», который в Древнем Египте означает «Единосущный». Например, в этих документах можно встретить такие слова, как: «Бог оберегает людей — свое стадо, Бог создал им на радость небо и землю. Он создал для их обоняния аромат жизни. Люди — Его подобие, они вышли из Его тела, они есть Его Образ»33. Этот удивительный текст говорит нам о том, что, возможно, именно в Древнем Египте происходит философское осмысление такого религиозного учения, как монотеизм. Развивать это учение стал фараон Аменхотеп IV (фараон XVIII династии, правивший около 1361-1340 гг. до н.э.). Он объявил, что ему было явление бога Атона (одна из ипостасей бога Ра), и Бог призвал его оставить поклонение многим богам, но призывать и веровать только в Единого Бога. Фараон изменил тронное имя на Эхнатон (угодный Атону) и стал прославлять бога Атона.

Статуя фараона Энхатона (Аменхотеп IV. Каирский музей. Египет)

Рис. 28. Статуя фараона Энхатона (Аменхотеп IV. Каирский музей. Египет)

Изображался Атон как солнечный диск с лучами, исходящими из всех сторон диска. Концы лучей были в форме рук. Поклонение Атону можно назвать генотоистическим культом* Другие боги признавались лишь как ипостаси Атона. В основном это были боги солнечного культа, в частности Ра. Кроме Ра, в документах этого времени упоминаются боги Гор и Тум. Аменхотеп IV уехал из Фив в город Тель- эль-Амарна, который тогда стал называться Ахетатон. Поразителен один из гимнов, который был написан фараоном в честь Атона: «Ты все предопределяешь, так как Ты создал землю и взрастил ее обитателей, Ради Твоего Сына, который вышел из Твоего тела...»34.

Можно, конечно, видеть в этом подчеркнутый характер того, что фараон стал считать себя сыном Атона, а не Амона, как было ранее, но

Двор Атона — личный храм семьи фараона Энхатона в г. Ахетатон. План

Рис. 28.1. Двор Атона — личный храм семьи фараона Энхатона в г. Ахетатон. План

  • 33 Яблоков И. Н. История Религий. М. Т. 1. 2004. 464 с.
  • 34 Видеман А. Религия древних египтян. М.: Центрополиграф, 2009. С. 44.

можно видеть в этом и проявление монотеистических верований. Завершая очерк истории древнеегипетской религии, стоит остановиться на особом периоде в истории Египта, периоде, когда стали активно почитаться иноземные боги. Египтяне не исключали иноземных богов из своего пантеона. Однако в самом Египте долгое время было запрещено строительство иноземных храмов и святилищ. Только 2600 лет тому назад была построена знаменитая иудейская синагога Гриба на острове Джерба, который тогда входил в состав Египта. Она была построена в 586 г. до н.э. (Cl^> рис. 29).

Известно, что задолго до этого в эпоху Древнего Царства египтяне поклонялись также двум ливийским богиням — Бает и Нейт. Но более подробно известно о поклонении азиатским богам. Среди них выделяются Баал, Астарта, Анта, Решпу, Кедеш и Бес. Скорее всего, культ Баала был привнесен в Египет во время завоевательных походов Тутмоса III и Рам- зеса II. Его имя в египетских документах обозначалось иероглифом бога Сета, и, скорее всего, эти два божества стали взаимозаменяться достаточно быстро. В Египте Баала почитали как бога Неба. Главный его храм находился в городе Танисе и в принципе его культ был распространен, главным образом, в восточной части дельты Нила, где проживало довольно много семитского населения и потомков азиатских племен, которые были переселены на территорию государства в ходе многочисленных военных походов. Культ Астарты никогда не был очень распространен в Египте. В эпоху XXI династии упоминается жрец в Мемфисе, который был служителем этой богини, а в период правления династии Птолемеев недалеко от Серапиума была известна часовня, посвященная Астарте. Астарте были посвящены некие магические тексты, в которых она упоминается как богиня, которая постоянно беременна, но никогда не рожает. Как отмечает Альфред Видеман, «...она появляется как национальное божество сирийских хеттов в договорах с египтянами, и в это же время ее культ стал настолько известен жителям берегов Нила, что фараон Рамсес II назвал в ее честь своего сына Мери — Асторт...»[4]. Богиня Анта — божество хеттского происхождения, упоминается как богиня — покровительница воинов и царица над богами. Она изображается в доспехах, в шлеме со щитом, копьем и боевым топором. Анту почитали два фараона-воина — Рамсес II и Рамсес III, который даже свою дочь назвал в честь этой богини Бент-Анта (дочь Анты). Бог Решпу — божество семитского происхождения, в Финикии он был известен как Резефу. Ему поклонялись и на Кипре, и в Карфагене. В Финикии он считался богом Неба и правителем Вечности. Богиня Кедеш в Египте воспринималась часто как супруга Решпу. В эпоху восемнадцатой и девятнадцатой династий ее именовали дочерью Ра. Священными животными этой богини были змея и лев, на спине которого ее изображали стоящей. В Фивах ее почитали как богиню здоровья. В эпоху Позднего и Эллинистического Египта возникает множество божеств, которые были заимствованы у греков и в тоже время их активно почитали и египтяне. Например, знаменитый оракул бога Амона — Юпитера был известен в Египте, также почитались святилище Аполлона — Ра в Амбрасии и храм Зевса — Гелиоса в городе Тегея. Одним из наиболее почитаемых в Египте эфиопских богов был бог Бес. Его изображали в виде бородатого карлика, с огромными ушами и кривыми ногами. Руки неестественно длинные. Одет он в шкуры животных. Сзади у него хвост, который иногда был хвостом шкуры. Его имя происходит от египетского слова «беса», что означает кошка. Считалось, что он иногда воплощается в кота чёрного цвета. Культ Беса был очень древним. Известен он еще с эпохи Раннего царства ( рис. 30).

Именем этого божества часто называли людей, хотя в древнем Египте простым людям запрещено было называть себя именами богов. Бес был богом танцев, богом различных праздников и винопития. Кроме того, считалось, что он покровительствует женской красоте и кокетству. Уже в христианскую коптскую эпоху известен даже мученик Бесас, который, видимо, был назван в честь этого божества. Древнейшим изображением Беса считается изображение на барельефе в Дейр-эль-Бахри в храме царицы Хатшепсут. Очень часто бога Беса изображали в сценах деторождения, что может говорить нам о том, что его воспринимали в Египте как бога, который отвечает и за продолжение рода. В конце эпохи Нового царства Бес стал богом подземного мира и его стали воспринимать как бога мести и смерти. Интересно, что в христианскую эпоху это божество стали воспринимать как олицетворение злого духа, и, пожалуй, это единственное личное имя языческого бога, которое христиане до сих пор связывают с именами сил зла.

  • [1] Григоренко А. Ю. Религиоведение: для студентов педагогических вузов. СПб., 2008.С. 133.
  • [2] Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта: научная монография. М., 2000. 464 с.
  • [3] Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение. М.: Юрайт, 2013. С. 141.
  • [4] Видеман А. Указ. соч. С. 132.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>