Полная версия

Главная arrow Культурология

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>

Родовые культы, анимизм

Анимизм (от лат. anima, animus — «душа» и «дух» соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевленность всей природы. Можно говорить об анимизме как о более высокой форме первобытного религиозного сознания. Именно анимизм трансформировался в политеистические верования, а затем и в монотеизм. Наконец, еще одним типом религиозных верований, который был характерен для родоплеменного общества, но пережитки которого дожили до нашего времени, является, упоминавшийся выше, зооморфизм — поклонение живым существам, или обожествление животного мира. Так, в эпоху славянского язычества можно встретить поклонение культу Yasse — Ящера в новгородских и псковских пределах. В такой сложной политеистической системе как древнегреческий культ «олимпийских богов» можно также встретить элементы этого родового культа. Например, орел выступает как слуга и спутник бога Зевса, сам Зевс превращается в быка, чтобы украсть нимфу Европу, а святилище бога-врачевателя Асклепия в Эпидавре было связано с культом змей и до сих пор мы видим змею, склонившуюся над чашей, как один из аптечных символов в нашей стране. Можно говорить о том, что анимистические верования являются переходным звеном от ранних примитивных форм религии к более высоким классическим формам религии. Можно также считать, что анимизм является религиозным культом, который возникает в тот период развития человеческого общества, когда первобытное общество начинает свой переход к родоплеменной организации. Английский этнограф и культуролог Эдуард Тайлор, введший понятие анимизма в науку, понимал его и как первоначальную стадию развития религии вообще. С другой стороны, он же пытался проследить дальнейшее развитие анимистических представлении в мировоззрении высококультурных народов. Впервые этот термин употребил немецкий ученый Г.Э. Шталь. В сочинении «Theoria medica» (1708) он назвал анимизмом свое учение о душе как некоем безличном жизненном начале, лежащем в основе всех жизненных процессов.

Тайлор полагал, что анимизм есть «минимум религии». По его мнению, любые религии от примитивных до самых высокоразвитых происходят от анимистических воззрений. Однако накопленные данные породили ряд новых, так называемых преанимистических*, или до анимистических направлений, согласно которым эпохе анимизма предшествовали век магии (Дж. Фрэзер), эпоха аниматизма*, одушевления всей природы (Р. Маретт, Л.Я. Штернберг), и первобытный дологический мистицизм (Л. Леви-Брюль). От тэйлоровского (Э. Тайлор) понимания анимизма как самой ранней формы религии происходит обозначение «анимисты». К этой категории относят коренных обитателей Африки, Северной Америки, Южной Америки, Океании — приверженцев традиционных местных религий; также анимизм относительно влиятелен в Азии, в частности синто — развитая форма анимизма (японского). Отчасти можно назвать анимистами восточных славян до крещения Руси и в эпоху двоеверия, так как они верили в существование различных духов воды и земли, кикимор, русалок, шишиг, а также в то, что славянские боги — олицетворение сил природы. В анимизме, например в саамском, до сих пор можно встретить деления на тотемные культы, домашнюю магию и фетишизм.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ ПОСМОТРЕТЬ ОРИГИНАЛ   >>