РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ

РЕЛИГИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Советский и российский дипломат Алексей Борисович Подцероб (1943 г.)

Рис. 20. Советский и российский дипломат Алексей Борисович Подцероб (1943 г.)

Возникновение религиозного сознания — проблема, которая волновала умы многих ученых. Еще в неандертальском сообществе мы можем найти некие элементы религиозного сознания. В эпоху палеолита, примерно от 12 до 10 тысяч лет до нашей эры, когда человек стал формироваться как разумное существо, начало зарождаться осмысленное людьми пространство, которое сейчас можно назвать пространством окружающей среды. И в понятие этой среды, вне всякого сомнения, входит и религиозное, сакральное пространство. Однако исследования последнего времени говорят нам он том, что религиозные представления людей могли складываться в более ранний период. Известный советский и российский дипломат Алексей Борисович Подцероб (рис. 20) отмечал, что «...в самом сердце Сахары в Акакусе встречал петроглифы, отражавшие в том числе и ритуальные сцены, предшествующие охоте, которые можно датировать временем от 60 до 40 тысяч лет до н.э.»[1].

В частности, в районе эрга Мурзук попадаются отдельно стоящие стеллообразные камни — менгиры которые покрыты ритуальными орнаментами или рисунками. Аналогичные камни можно видеть и на территории современной Турции в регионе Каппадокии. Встречаются в Ливии выложенные камнями концентрические круги, окружающие пустое пространство. В круге всегда имеется разрыв, своего рода проход, сориентированный точно на юг. Полагают, что для живших в доисторические времена людей они служили местами отправления религиозных культов. Французский исследователь Северной Африки Фризон-Рош считал, что именно там начинали зарождаться первые религиозные верования человека разумного. Он писал: «...я не оставляю без внимания ни одно суеверие, ни одну легенду, поскольку на земле, столь древней как

Сахара, все может произойти, все возможно»[2]. Религия и культура этого региона оказали серьезное влияние на развитие древнеегипетской цивилизации. Известный итальянский археолог Ф. Мори во время одной из экспедиций обнаружил в районе Акакуса тело ребенка, умершего за

5,5 тыс. лет до н.э. И мумифицированного таким же способом, как и в древнем Египте. Однако эти останки относятся к более раннему времени, чем первая династия фараонов и самые древние египетские мумии. Мори считал, что мумификация подобным образом связана с религиозными обрядами погребения, известными среди народов Сахары того времени. Часто на петроглифах Сахары можно встретить изображения быков, баранов, каменных козлов, что можно считать пережитками зооморфизма — поклонения животным. Иногда между рогами быков и козлов можно встретить изображение шара, напоминающее фрески богини Хатор, или символы бога Амона. Ливийские исследователи считают, что на петроглифах изображен бог солнца Гурзил, которому поклонялись в незапамятные времена жители Сахары. По мнению Е. Готье, «к культу Солнца имеют отношение и сохранившиеся в Сахаре большие каменные круги»[3] рис. 26.). На территории России можно найти множество свидетельств существования ранних форм религиозного сознания и зарождения цивилизаций. Раскопки палеолитических поселений Мальты и Бурети вблизи Иркутска открыли науке новую необычную цивилизацию, которая была близка эскимосам и чукчам. В 1936 г. в Бурети была найдена небольшая скуль- птурка, вырезанная из бивня мамонта (рис. 21). Это женское изображение явно говорит нам о ранней форме религиозного сознания, скорее всего, о существовании у народа культа поклонения духам предков или богине-матери, что можно расценить как проявление матриархата. Еще одним интересным примером зарождения религиозного культа у многих народов можно считать знаменитые могильники Уйбатского чаатаса в землях енисейских кыргызов. Самые большие погребальные курганы были исследованы еще в 1939-1940 гг. С.В. Киселёвым и Л.А. Евтюховой в Боградском районе Ха- кассии на Копейском чаатасе. Курганы практически всегда обставлены вертикально врытыми в землю каменными плитами, а с восточной стороны иногда дополнительно ставились парные каменные

Ритуальная женская скульптурка из Мальта-Бурети

Рис. 21. Ритуальная женская скульптурка из Мальта-Бурети (Хакассия) плиты, отмечавшие своего рода вход в курган. Все курганы являлись родовыми кладбищами. Основная часть — это большие, до 30-40 м в диаметре, каменные курганы, внутри которых были захоронены тарханы и беги. Вокруг этих захоронений группировались средние и малые курганы по 3-5 м в диаметре, где погребали людей, имевших низкое общественное положение. «Согласно культу и погребальной традиции кыргызы сжигали своих умерших и потом переносили останки в курганы, туда же клали глиняные сосуды, кости жертвенных животных. В этом описании можно увидеть свидетельства того что у древних кыргызов существовали религиозные системы, в которых большое значение придавалось вере в загробное бытие души»[4].

Католический священник Вильгельм Шмидт (1868-1954) — один из основателей теории прамонотеизма

Рис. 21.1. Католический священник Вильгельм Шмидт (1868-1954) — один из основателей теории прамонотеизма

В исторической науке о религиях можно отметить несколько концепций возникновения религии. Одна из концепций носит название прамонотеизма* , первобытного монотеизма. Она была сформулирована в книге известного шотландского ученого Э. Ленга (1844-1912) «Становление религии». Однако наиболее полно эта концепция была представлена в 12-томном труде «Происхождение веры в Бога» известного германского католического священника В. Шмидта (1868-1954) (рис. 21.1). Суть этой теории заключается в том, что «...за всем многообразием существующих верований отсталых народов можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца»[5]. Шмидт привел в оправдание своей идеи большой фактологический материал. Однако действовал он избирательно и факты, которые не укладывались в его концепцию, он просто отбрасывал, что дало возможность критикам идеи прамонотеизма выдвинуть гипотезу о существовании так называемого до религиозного периода в истории человечества.

Одной из важных форм первобытных религиозных верований можно назвать пещерную живопись. Серьезный научный анализ наскальных рисунков долины Неандерталь в Германии или эрга Мурзук в Ливии говорит о том, что в этих рисунках присутствуют как элемент домашней магии (сцены охоты, когда люди на рисунках убивают копьями и стрелами животных), так и элементы зооморфизма, поклонения животным или обожествления животных. Неслучайно у многих народов сохранялись пережитки зооморфизма — древние египтяне обожествляли крокодила, нивхи считали своим тотемным животным тигра, славянские племена — медведя, германцы — вепря, вайнахские племена — волка. О наличии примитивной религиозности в эпоху родоплеменного строя нам говорят и погребальные обряды. В 1938-1939 гг. советский археолог А.П. Окладников обнаружил в пещере Тешик-Таш на территории Узбекской ССР стоянку мустьерской культуры и погребение с остатками скелета (череп и некоторые кости) ребенка-не- андертальца 8-9 лет. Захоронение было окружено рогами горных козлов, вкопанными в землю, что, возможно, свидетельствовало о существовании религиозно-ритуальных культов у неандертальцев. Череп из Тешик-Таша довольно велик (1490 кб. см), характерный для неандертальцев надглазничный валик не слишком развит, виден выступающий нос, а подбородок, как обычно у неандертальцев, отсутствует. На территории Уэльса существует доисторический погребальный комплекс Брин — Келли — Ди, на валлийском языке это означает холм в темной священной роще. Этот памятник был основательно разграблен около 1699 г. Серьезные археологические изыскания проводились только в 1928-1929 гг. Во время раскопок были обнаружены остатки органического вещества, в частности остатки человеческой ушной кости. Это также может свидетельствовать о том, что люди этой культуры имели погребальный ритуальный обряд.

  • [1] Подцероб А.Б. Бескрайние просторы Сахары. М.: Библос-консалтинг, 2010. С. 29.
  • [2] Frison-Roche R. La Piste oubliee. P., 1950. 47.
  • [3] 2/ Подцероб А.Б. Указ. соч. С. 37.
  • [4] Евтюхова Л.А. Южная Сибирь в древности // По следам древних культур. М., 1954. С. 207, 208.
  • [5] Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М., 2006. С. 98.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >